Тема - Формирование имиджа как одна из задач СО

Вопросы:

1. Сущность имиджа

2. Типы имиджей

3. Особенности и функции имиджа

-------------------------------------------------------------

1 в. Сущность имиджа

В основе термина "имидж" лежат 2 исторических понятия.

§ Первоначальное латинское понятие imitari, означающее "имитировать". Согласно толковому словарю Вебстера[1], имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица.

§ Современный его аналог – англ. слово image – образ, т.е. это сложившийся в массовом сознании и памяти эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо (объекта).

Имидж — целенаправленно формируемый образ какого-либо объекта, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, известности, рекламы и т. п.

К этому определению следует добавить то, что:

§ Происходит это под влиянием как объективных, так и субъективных обстоятельств.

§ Имидж является мысленным и массовым представлением об объекте.

§ Этот образ воспринимается, прежде всего, с содержательной точки зрения.

В связи с современной необходимостью частого воздействия на массовое сознание сложилась целая отрасль знаний об имидже –

Имиджелогия — наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного образа.

Главной ее целью становится самореализация личности, т.е. создание, как собственного образа, так и творческое моделирование образов других объектов.

Имиджирование (или имиджмейкинг) – реализация преднамеренно выстроенных образов в создании целостного имиджа.

Задачи Имиджелогии как науки:

§ раскрытие сущности и специфики формирования имиджа;

§ выявление основных разновидностей имиджа;

§ исследование эффективности имиджмейкинга;

§ разработка средства повышения эффективности имиджмейкинга.

Близкие к имиджу понятия:

§ Символ, т.е. условный знак (или представитель) другого явления.

§ Харизма – это греч. слово charisma — одаренность, мудрость и святость. Прежде всего личности, которая обладает мистическими качествами.

Другое (не мистическое) объяснение этому феномену дает Зигмунд Фрейд в своей работе "Психология масс и анализ человеческого я". По его мнению, харизма – это не набор личных характеристик, а социальный феномен, необходимыми условиями которого являются:

1. Внешнее принуждение, воздействие на массу.

2. Вождь или верховный лидер, стоящий над массой. Здесь важно, что между лидером и массой существует непреодолимая дистанция.

3. Чувство родства среди членов массы. Это может быть результатом как идеологического воздействия на массы, так и результатом воздействия внешних обстоятельств.

4. Ограничение эгоизма у членов массы.

5. Совпадение качеств лидера с идеалом каждого члена массы.

При наличии этих условий часть энергии каждого члена массы переносится на харизматического лидера.

Харизматическей лидер — человек, наделенный массовым авторитетом и влияющий на окружающих.

Понятиене всегда совпадающее с имиджем – репутация (хотя эти понятия и весьма близки).

Различия определяются содержанием, которое мы вкладываем в них. Репутация - это создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках субъекта. Она складывается из реальных действий и фактов.

Имидж Репутация
“что” (знак объекта) “в чем”, “насколько” (контекст объекта)
целостность, комплексность, параллельность действий возможная автономность, последовательность действий
содержательные эмоции, чувства, состояния оценочные эмоции (+ или –, сопутствующие рациональной оценке)
формируется методами прямого воздействия, например, рекламой, определение – “продвижение” прямые методы неприменимы, определение – “игра”
моделирование стереотипов моделирование рациональных схем
до репутации после имиджа

2 в. Типы имиджей

Человек живет как в символическом, так и в реальном мире. Можно выделить целый ряд ситуаций, где мы реагируем именно на имидж, а не на реальность:

1. Отношения к себе и к окружающим. Люди, с которыми мы общаемся, создают в своем сознании наш образ, основанный на восприятии внешности, манер, поведения, речи. И в нашем сознании тоже есть образы окружающих.

2. Это политическая сфера (образ политика). Поскольку избиратель не имеет прямых отношений к этой сфере (политику), он реагирует на символическое представление в виде имиджа.

3. Это отношения к организациям, их сфере деятельности, товару или услуге.

При наличии множества объективно одинаковых марок, покупатель начинает реагировать на символические различия между ними.

Имидж в концентрированной форме задает суть человека или организации. Отсюда следует простая истина: чем точнее будет имидж, тем эффективнее будет коммуникация.

Один из имиджмейкеров М. Тэтчер справедливо сказал: "Хорошие PR на девять десятых являются предвидением и только на одну десятую исполнением".

Исходя из этого можно выделить основные типы имиджей и их разновидности:

1. Персональный:

· Самоимидж отражает состояние самоуважения.

· Воспринимаемый имидж – это то, как видят нас другие.

· Требуемый имидж: ряд профессий требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Например, военная форма придаёт авторитетность.

2. Политический.

3. Корпоративный.

3 в. Особенности и функции имиджа

Как и имидж, каждое явление обладает характеристиками, которые отражаются в сознании.

При этом имидж обладает рядом отличительных особенностей:

1. Имеет сжатую характеристику, т.к. это он результат кратких мнений окружающих, фиксируемых средствами массовой коммуникации.

2. Имидж несет обобщенную и упрощенную информацию об объекте. Благоприятные или неблагоприятные обстоятельства закрепляют в общественном сознании оценку объекта, которая имеет самостоятельное существование.

При этом, вынуждая субъекта поступать в соответствии с общественными ожиданиями.

3. Имидж – это внешнее восприятие объекта, не всегда соответствующее его реальным характеристикам. То есть – это отражение в зеркале общественного мнения, а оно представляет огромное скопление образов и оценок разных объектов и явлений.

Имидж – это внешний образ, который имеет символический характер.

Общественное мнение в целом и отдельные группы (" целевые группы ") оценивают те или иные объекты на основе сравнения с другими подобными объектами.

Взаимное расположение образов-восприятий в общественном мнении называется позиционированием. Это является одной из главных задач СО.

Исходя из особенностей имиджа можно выделить –

Функции имиджа:

§ Идентификация (установление совпадения). Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции. Имидж задаёт апробированные пути идентификации. Объект в результате становится более узнаваемым.

§ Идеализация. Имидж выдает желаемое за действительное.

§ Противопоставление (другим образам). Для четкого восприятия качеств объекта необходим контраст. Злодей виден только на фоне доброго человека.

Для воплощения этих функций необходима специальная практическая деятельность – имиджмейкинг (формирование имиджа) и ее специалисты – имиджмейкеры, главная цель которых – конструирование и поддержание привлекательного образа, обеспечивающего наилучшее отношение к нему со стороны общественного мнения.

Задачи специалиста PR при имиджмейкинге (имиджмейкера):

· Необходимость учета интересов и ожиданий целевой аудитории (нескольких целевых групп).

· Создавая оптимальный имидж, необходимо достигать максимального соответствия его реального объекта. Т.к. очень опасно создавать тень или полную иллюзию. Почему?

· Имидж необходимо постоянно корректировать (с момента интеграции в информационное пространство вплоть до реализации конечных целей пиар-кампании).

· Наличие широкого комплекса практических знаний:

§ общественных наук (психологии, политологии, социологии);

§ стилистики;

§ культуры речи;

§ пластики и дизайна;

§ этикета.

Настоящий имиджмейкер напоминает режиссера т.к. это многогранный творческий процесс.

Главная его цель - создать роль человека или организации в обществе, определить их внешний вид, отразить своеобразие с учетом конкретной ситуации.

А главной задачей имиджмейкера является умелое позиционирование.

Тема - Корпоративный имидж

Вопросы:

1. Особенности корпоративного имиджа

2. Структура корпоративного имиджа

------------------------

1 в. Особенности корпоративного имиджа

Корпоративный (или организационный) имидж - это образ всей организации (а не только отдельных ее членов) сформированный в общественном сознании.

Этот образ должен быть целостным, а не касаться только товаров или услуг орг-ции.

Особенности корпоративного имиджа:

1. Во-первых, корп. имидж - это отражение в сознании людей всей структуры и совокупности характеристик данной организации.

Общий имидж орг-ции складывается через развитие фирменного стиля, рекламу, работу службы PR, через создание собственной корпоративной культуры, через проведение целевых мероприятий и др. Однако главным потенциалом любой организации являются люди. От их профессионализма и хороших манер во многом зависит репутация фирмы.

Позитивное восприятие (идентификация) организации должно подразумевать ее соответствие с декларируемыми ценностями.

Средствами достижения этого являются:

§ корпоративная культура как система взаимодействий и отношений, способствующих ведению дела и достижению целей;

§ система маркетинга и рекламная стратегия;

§ корпоративный дизайн (фирменный стиль, внешняя атрибутика и др.);

§ организация связей с общественностью (PR) с целью формировать позитивный имидж организации в общественном сознании.

2. Во - вторых, содержание имиджа складывается в соответствии с характером социальных отношений, в которые включена данная организация, т.е. имидж организации взаимосвязан с обществом и государством. Данные социальные институты находятся под объективным воздействием исторически сложившихся и складывающихся факторов, которые формируют устойчивую основу имиджа конкретного субъекта.

Для деловых партнеров более важны финансовые показатели деятельности организации, ее кредитная история и пр., а для сотрудников - система социальных гарантий, имеющаяся в данной организации, система повышения квалификации и профессионального роста и т.д.

3. Понятие имиджа организации включает две главные составляющие:

· Описательную (или информационную), которая представляет собой образ организации для различных групп общественности.

· Оценочную, связанную с отношением. Она существует как обратная реакция на эту информацию в виде эмоций и оценок. Они могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться.

Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны.

Целью организации является формирование позитивного имиджа (т.е. создание положительного образа и ее поддержание).

Таким образом, корпоративный имидж организации можно рассматривать как существующую в сознании людей систему образов и оценок, объектом которых она является.

2 в. Структура корпоративного имиджа

Неотъемлемый атрибут любой системы - структура. Структура корпоративного имиджа включает 8 элементов (частей):

1. Имидж продукта (услуги) — это представление об отличительных, исключительных характеристиках продукта, придающих ему своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных.

Имидж продукта складывается из четырёх составляющих:

• имидж марки (фирмы);

• качество продукта, отвечающее потребительским функциям;

• сравнение с аналогичным продуктом других фирм;

• потребности и уровень культуры потребителей, приобретающих данный продукт.

Чтобы иметь привлекательный имидж, необходимы следующие характеристики:

• продукт наделён особыми качествами, например, в отличие от аналогичных продуктов, предлагаемый — с витаминами;

• продукт наделён лучшими качествами, например, выпускники данного педагогического вуза имеют более высокий уровень владения современными педагогическими технологиями, нежели выпускники других педвузов;

• продукт отражает статус покупателя, например, мобильный телефон — признак принадлежности к категории обеспеченных деловых людей;

• продукт обладает исключительной особенностью, например, изделия марки "Адидас";

• продукт связан с особой ситуацией, например, смокинг или вечернее платье — атрибуты торжественного приёма;

• продукт ассоциируется с конкретными людьми, выпускающими или потребляющими его.

Кроме названных характеристик, большую роль играет упаковка и этикетка (оболочка). Они иногда становятся символом товара, позволяют распознавать его на рынке. При покупке продукта, имеющего привлекательный имидж, у покупателя возникает ассоциация, связанная с ним.

Упаковка может выполнять несколько важных функций:

· Защитная функция - сохранность от внешних механических воздействий. Продукт должен оставаться целым, свежим, новым и т.д. до непосредственного контакта с потребителем.

· Информативная функция. Упаковка также очень важный источник информации о продукте, о фирме-производителе, о правилах пользования, о сроках хранения и т.д.

· Репрезентативная функция - представление самого продукта потребителю.

Упаковка является лицом продукта. Толковая упаковка выделяет продукт из числа ему подобных и, при прочих равных условиях, обеспечивает продукту предпочтение потребителя. Упаковка должна точно соответствовать товару.

Не надо делать подарочную упаковку дешевому средству для мытья унитазов - потребитель не купит такой продукт, упакованный, как дорогой одеколон.

· Коммуникативная функция упаковки. Несет основную имиджевую нагрузку. Т.к. максимальная цель упаковки - умело создать образ (не нарушая предыдущие функции) более значимый, чем ее содержимое.

Главная задача в том, чтобы установить связь с потребителем и закрепить в массовом сознании определенный стереотип, т.е. создать миф вокруг продукта. И именно этот миф, а не потребительские свойства товара должны играть для потребителя главную роль.

Основная роль в этом принадлежит рекламе, т.к. в основном с ее помощью люди и узнают о новом продукте или услуге. Для результативного имиджа реклама должна обладать следующими характеристиками:

· Единство с общим планом имиджа орг-ции. Через весь план должны проходить одна тема и один девиз. Для этого необходимо четко определить цели развития, корпоративную философию, долгосрочные задачи и провести анализ основных проблем, связанных с вашим имиджем.

· Отражение уникальности - т.е. подчеркивание аспекта деятельности или продукции, которые отличаются от конкурентов, в котором присутствует превосходство.

В этой связи следующая часть имиджа -

2. Имидж потребителей товара или услуги - это представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей. Возникает как ответная реакция потребителя на товар или услугу, делая его сопричастным с ними.

3. Внутренний имидж организации - это атмосфера внутри компании, позитивное и негативное отношение сотрудников к руководителям и политике компании, которая выражается, прежде всего, в степени их преданности своей фирме. Т.е. это корпоративная культура и внутренний социально-психологический климат.

Характерная для организа­ции система связей, взаимодействий и отношений в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способ по­становки и ведения дела. М. Кубр выделил ряд составляющих организационной культуры:

• Старшинство и власть (полномочия, присущие долж­ности или лицу, авторитет власти, проблема доверия).

• Значение руководящих должностей и функций (пол­номочия отдела кадров, важность постов заместителей, роль различных отделов).

• Критерии выбора или назначения на руководящие и контролирующие должности.

Организация работы и дисциплины.

Стиль руководства и управления, использование ко­митетов и целевых групп.

Процессы принятия решений (кто принимает, с кем проводятся консультации).

• Обращение с людьми (соблюдение прав, уважение к личности, обучение и возможность повышения квалифика­ции, способы мотивации).

Роль женщин в управлении и на других должностях.

Распространение и обмен информацией.

Характер контактов (предпочтение личных или пись­менных контактов, возможность контактов с высшим руко­водством).

Пути решения конфликтов и участие в их решении руководства.

Оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты).

4. Имидж руководителя или основных руководителей организации включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, и внешности руководителя.

Можно выделить следующие приоритетные качества имиджа руководителя организации:

Их можно разделить на группы.

1. Персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, но кроме этого - коммуникабель­ность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием "умение нравиться людям". Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.

2. Характеристики личности связанные сееобразованием и воспитанием. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.

3. Социальные характеристики: статус руководителя, связанный с его занимаемой должностью, а также его связь с различными социальными группами, интересы которых он представляет (союзниками, а также с оппонентами и открытыми врагами). Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель.

4. Характеристики приобретенные с жизненным и профессиональным опытом. Особенно ценно, когда этот опыт помогает человеку обострить интуицию на ситуацию общения.

В целом имидж руководителя должен быть направлен на создание привлекательности, т.е. руководитель должен быть притягательной фигурой. Это зависит от умения держаться, деликатно говорить с подчиненными, от высоких моральных и профессиональных качеств, а также от частоты появления на публике.

5. Имидж персонала - это собирательный (обобщенный) образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Складывается из:

· Профессиональная компетентность:

§ квалификация (т.е. уровень образования);

§ мобильность (быстрота и качество обслуживания);

§ аккуратность в выполнении должностных обязанностей;

§ точность выполнения работы;

§ информированность (готовность представить справку по интересующему клиента вопросу).

· Культура:

§ коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость);

§ правильность речи;

§ деловой этикет.

· Социально-демографические и физические данные:

§ возраст;

§ пол;

§ наличие/отсутствие физических дефектов.

· Визуальный имидж персонала (внешний вид). Каждый сотрудник рассматривается как "лицо" организации, по которому судят о ее качествах в целом. Исследования показывают, что 83 % решений принимается, на основе визуальной информации.

Это выражается в деловом стиле одежды (а в некоторых компаниях униформа персонала).

Одежда сотрудников должна соответствовать сфере их деятельности. Продуманный стиль в одежде может существенно улучшить имидж орг-ции.

6. Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.

7. Бизнес-имидж организации - представления об организации как субъекте деловой активности. В качестве его составляющих выступают: деловая репутация, объем и разнообразие услуг, инновационность технологий, гибкость политики и т.д. Гл. задача - демонстрация мобильности.

8. Визуальный имидж организациифирменный или корпоративный стиль

История

Понятие фирменного стиля появилось в начале XX века в США, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло, и стала актуальной проблема их узнаваемости.

В теории рекламы есть понятие "corporate advertising" – корпоративная реклама. В русском языке этот термин закрепился крайне неудачным эквивалентом – "имиджевая реклама". Составной частью "corporate advertising" является "corporate identity advertising" - реклама корпоративной идентичности, а вот этот термин, имеет очень емкий и точный русскоязычный аналог – "фирменный стиль".

Существует такое определение (Н.С. Добробабенко) – фирменный стиль, это набор цветовых, графических, словесных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Корпоративный или фирменный стиль (в некоторых источниках – брендинг – «brand» (англ.) — клеймо) – это совокупность графических, цветовых, пластических, языковых и других принципов построения, объединённых одной идеей, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг организации.

Основные задачи:

§ выделение организации среди подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей;

§ ориентирование потребителей (целевой аудитории) на нужную продукцию;

§ повышение эффективности рекламы через снижение затрат организации на внедрение новых услуг или продукции

§ формирование корпоративного единства у персонала организации.

Три правила фирменного стиля:

1. Фирменный стиль должен быть запоминающимся.

2. Фирменный стиль должен быть легко узнаваемым

3. Фирменный стиль должен быть масштабируемым

Его элементы должны быть компактными, например, для изготовления визитных карточек, или очень большими для наружной рекламы. Задача наших дизайнеров разработать фирменный стиль, хорошо копируемый в обоих случаях без искажения нашего восприятия.

Элементы фирменного стиля:

Вообще-то специалисты их насчитывают более двухсот. Это могут быть даже звуковые сигналы, например позывные радиостанции, но есть важнейшие элементы, без которых фирменный стиль существовать не может:

· Товарный знак (или название организации).

· Логотип.

· Слоган (девиз, лозунг) — это короткая фраза, являющаяся девизом орг-ции, содержащая ее основные принципы.

· Фирменные шрифты.

· Фирменные цвета.

· Фирменный блок.

1. Товарный знак – это условное стилизованное и универсально обозначение организации или продукта.

Кроме этого, товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке обозначения. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Таким образом, товарный знак – объект собственности организации, которая имеет исключительные права на его использование, распоряжение им, владение и запрещение незаконного применения.

Примеры товарных знаков:

Словесные — «Apple» для компьютеров; Deutsche Bank для банка.

Произвольные или вымышленные обозначения — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE, Easy Jet.

Имена — Ford, Peugeot, Hilton (отель).

Содержащие элементы — трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz, статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce.

Цифры — одеколон 4711.

Буквы — GM, FIAT, VW, KLM.

Картинки или символы — Lacoste (маленький крокодил).

Звуки — мелодия сотового телефона Nokia.

Требования к товарному знаку:

- Индивидуальность — это использование в товарном знаке оригинальных элементов, стилей, комбинаций, позво­ляющее иметь отличия от ранее зарегистрированных товар­ных знаков. Поэтому товарный знак должен отвечать высоким эстетическим требованиям и уровню современной графики (дизайну).

- Простота — это требование, которое носит рекомен­дательный характер и предполагает использование в товар­ном знаке элементов, легко идентифицируемых целевой аудиторией.

- Привлекательность для потребителей — это свойство товарного знака вызывать положительные ассоциации у любых потенциальных потребителей. Задача-минимум в том, чтобы товарный знак, т.е. входящие в него изобразительные, словесные и про­чие элементы, не вызывал отрицательных эмоций.

- Узнаваемость — это способность товарного знака лег­ко запоминаться и быть однозначно идентифицированным как целевыми сегментами потребителей, так и прочими пот­ребителями. Узнаваемость товарного знака, как правило, обеспечивается за счет наличия в нем выразительных и ассо­циативных элементов.

- Охраноспособность — это способность знака быть за­регистрированным согласно требованиям законодательства, а также поддерживать этот статус в течение всего срока ре­гистрации без нарушения прав прочих субъ­ектов хозяйствования.

Этапы разработки товарного знака нейминг (англ. naming: именование) — профессиональная разработка названия:

§ Позиционирование (организации или ее продукта).

§ Выявление символов, отражающих преимущества организации и ее продукта.

§ Сравнение с аналогами, с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением.

§ Корректировка с учетом потребностей целевой аудитории.

§ Опробированания, например методом фокус-групп

§ Регистрация, т.е. получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак.

Идеальный результат – получение оригинального нематериального актива организации.

Товарный знак должен стать нарицательным, т.е. синонимом своей товарной категории.

Примеры этого:

§ Ксерокс Xerox – компания, основанная в 1906 году в США под названием «Haloid Company» и сначала занималась производством фотобумаги. В 1947 году она приобрела патент копировального устройства, изобретённого Честером Карлсоном. Копирование документов получило название «ксерография» (от греч. «сухой» и «написание»), а само устройство Карлсон предложил назвать «ксероксом». По-английски название читается как: «зирокс».

§ Джакузи (Jacuzzi) – гидромассажная ванна. Фирма Jacuzzi Inc. существует и поныне

§ Джип (Jeep) – внедорожник. Слово образовано от аббревиатуры JP (Джей-Пи) в названии автомобиля «Willys JP», выпускавшегося компанией «Виллис» во время Второй мировой войны.

§ Скотч (Scotch) – прозрачная липкая лента. Товарный знак принадлежит компании 3M.

§ Тосол – антифриз. Марка антифриза, созданного в СССР. Слово «тосол» образовано из: «ТОС» — технология органического синтеза, и «ОЛ» — по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль — это двухосновный спирт). Для примера: «этанОЛ» — этиловый спирт.

§ Унитаз (Unitas) – в туалете раковина для стока отходов…. По одной из версий, первоначально поставлялся в Россию в начале ХХ века итальянской фирмой Unitas («Единство»)

2. Логотип (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток)

Или фирменная надпись – оригинальное, полное или сокращённое наименования организации или ее продукта.

Логотип является словесной частью товарного знака. Но есть отличия:

§ Логотип должен выполняться в определенной графической манере, необычным, запоминающимся шрифтом.

§ Это некоторая коммуникация, которая способствует распространению определенной информации об обозначаемом объекте. Логотип служит установлению и поддержанию контакта с потребителями и клиентами организации.

Назначение логотипа:

§ обеспечение узнаваемости продукта и соответственно организации;

§ отличие от конкурентов;

§ гарантия качества продукта. Товары, не имеющие логотипа, называют noname.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: