Цель.
Освобождение и разведение фронто-сфеноидального сочленения, специфическое действие на поверхность в форме L при наличии унилатеральных проблем.
Положение ребёнка: на спине.
Положение врача: у головы ребёнка с контралатеральной стороны.
Точки контакта:
Каудальная рука:
Мизинец в ротовой полости, он направлен к наружной поверхности крыловидного отростка сфеноидальной кости. Безымянный или указательный палец на кончике наружной поверхности большого крыла сфеноида.
Цефалическая рука.
Контролирует лобную кость большим пальцем, лежащем на наружном столбе лобной кости со стороны оператора. Указательный и средний пальцы с контралатеральной стороны опираются на уровне наружных стоппов лобной кости.
Манёвр.
Каудальная или сфеноидальная рука держит сфеноид: фиксированная точка.
Цефалическая или фронтальная рука поднимает лобную половину вперёд по отношению к её поперечной оси, потом вверх, к вертексу, по переднезадней оси.

Фото 18
Установите мизинец интрабукально на наружную поверхность зубов и крыловидный отросток клиновидной кости
Фото 19 Фото 20

У ребёнка

Освобождение малого крыла сфеноида (Фото 21)
Цель.
Освободить малое крыло сфеноида.
Поза ребенка: на спине.
Положение врача: сидя у головы.
Указательные пальцы на Фото 21
Точки контакта: безымянные и мизинцы обеих рук на чешуе затылочной кости, уровне наружных столбов лобной кости. Средний на большом крыле сфеноида.

Маневр
Безымянные и мизинцы удерживают затылок сзади. Указательный и средний образуют V. Указательные пальцы толкают вперед лобную кость через наружные столбы. Средний освобождает большое крыло сфеноида от лобной кости, его толчок направлен вниз. Задержка дыхания пациента. Дорсо-флексия стоп. Мизинец может послать волну жидкости. Ассистент может приподнять лобную кость или приподнять указательные пальцы оператора, лежащие на наружных столбах лобной кости.
Стремиться к точке равновесия мембран взаимного натяжения. Удерживать до расслабления. Ещё раз тестировать.
Фронто-сфеноидальная техника малого крыла через «Cant-hook» (Фото 17).
Цель.
Освободить фронто-сфеноидальное сочленение на уровне малого крыла сфеноида. Его освобождение вызовет декомпрессию Сильвиевой артерии, снабжающей лобную долю.
Скошенные поверхности сочленения: лобная кость опирается на малые крылья сфеноида. Следовательно, малые крылья лежат под лобной костью. Мы опять имеем дело с верхней и внутренней скошенными поверхностями. Лобная кость имеет нижнюю поверхность. Это обеспечивает скольжение между двумя костями. В средней части малые крылья направлены вниз и вперед, в то время как лобная кость идет вниз и назад, малые крылья идут вперед и к наружи, на периферию. Орбитальная пластина лобной кости и конец малого крыла накладываются друг на друга.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: в головах у ребенка с контралатеральной стороны.
Точки контакта:
Каудальная рука: мизинец внутри ротовой полости на наружной поверхности крыловидной кости. Безымянный или указательный пальцы на большом крыле сфеноида.
Цефалическая рука: указательный и средний пальцы с контралатеральной стороны. Большой палец с гомолатеральной стороны, мостиком над лобной костью на латеральных углах лобной.
Маневр:
каудальная рука удерживает сфеноид в каудальном положении.
Освободить внутреннюю и наружную скошенные поверхности сочленения через компрессию, как для фронтального лифта, через компрессию латеральных углов лобной кости постепенно сближая указательный и средний пальцы с большим. Индуцировать флексию лобной кости и спровоцировать лифт. Сохраняя лифт, направить лобную кость к макушке, потом вниз (к стопам пациента). В лифте провоцировать небольшие поперечные движения, смещая латерально внутрь и кнаружи лобную кость.
Все эти различные параметры маневра выполняются плавно, дозировано: пальцы должны ощущать каждую фазу маневра.
Лобно-теменное разведение (Фото 22)
(См. технику фронтального лифта).
Вариант: с двумя операторами.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: в головах у ребенка.
Фото 22

Точки контакта:
Оператор сидит. Ассистент стоит сзади него. Ассистент указательными пальцами обеих рук встает на наружные столбы лобных костей (подушечки пальцев обращены на стопы ребенка). Оператор кладет все пальцы обеих рук по обе стороны теменных костей.
Маневр.
Ассистент приподнимает лобную кость кпереди, нажимая указательными пальцами на наружные углы лобных костей. Оператор удерживает теменные кости и одновременно может выполнить легкое надавливание кзади (по отношению к пациенту).
Лобно-верхнечелюстное разведение (Фото 23 -24)
Цель.
Освободить, развести, снять компрессию лобной кости и восходящей ветви верхней челюсти. Этот маневр влияет на отношение с решетчатой костью.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: в головах у ребенка с контралатеральной стороны от поражения.
Точки контакта:
Каудальная рука: мизинец внутри ротовой полости стоит на задне-наружной части верхней челюсти Подушечка пальца «смотрит» на альвеолярный край. Безымянный внутри ротовой полости стоит на передней части верхней челюсти под орбитальным краем. Средний палец на конце восходящей ветви верхней челюсти. Указательный может лежать на глабелле, без напряжения: метопический шов. Большой палец лежит, не опираясь, на противоположной скуловой кости.
Цефалическая рука: мостиком над лобной костью, спереди от венечного шва. Указательный или средний с одной стороны, а большой - с другой стороны опираются на наружные столбы лобной кости.
Фото 23

Фото 24

Маневр:
каудальная рука служит фиксированной точкой и иммобилизует верхнюю челюсть со стороны контакта. На первом этапе. Цефалическая рука, как якорь, освобождает поверхность в форме L.
На втором этапе. Она провоцирует флексию-экстензию лобной кости.
Лобно-скуловое разведение (Фото 25).
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: сбоку, в головах у ребенка.
Точки контакта:
Цефалическая рука: указательный или средний палец на наружном орбитальном отростке лобной кости, со стороны, противоположной от поражения. Большой палец на наружном орбитальном отростке лобной кости, со стороны коррекции.
Каудальная рука: средний палец на лобном отростке скуловой кости. Указательный палец ниже среднего пальца, рядом с верхне-челюстным отростком скуловой кости.

Фото 25
Маневр:
Каудальная рука, скуловая, служит фиксированной точкой и иммобилизует скуловую кость. Цефалическая рука, фронтальная, через лобную кость разводит лобную и скуловую кости. Разведение кпереди, и одновременно к макушке.
Вариант: через «V» spread, указательный — средний в форме «V» по обе стороны лобно-скулового сочленения.
Верхняя челюсть.
Тест глобальной мобильности верхней челюсти (Фото 26)
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: в головах.
Точки контакта.
Обе руки покрывают лобную кость. Подушечки указательных пальцев ложатся по обе стороны как можно ближе к верхнечелюстному шву, по обе стороны носа, на верхнюю зубную аркаду.
Средние пальцы встают рядом с указательными на латеральную часть аркады кнутри от верхнечелюстно-скулового шва.

Фото 26
Манёвр.
1) Не делать ничего! Расслабить пальцы, чтобы дать им почувствовать пластичность верхней челюсти. В целом, движение идёт по отношению к двум вертикальным осям, проходящим через восходящие ветви верхней челюсти, которые подвешивают челюсть к лобной кости.
При флексии СБС верхнечелюстная бугристость идёт кнаружи и вперёд. Обе верхнечелюстные кости раздвигаются кзади. Свод нёба опускается. Высокая часть восходящих ветвей отодвигается кзади вместе с лобной костью. Зубная аркада расширяется. Межрезцовый и межеерхнечелюстной швы отодвигаются кзади.
При прослушивании надо почувствовать, таким ли образом проявляются все эти параметры.
2) Для теста. - Наружная ротация: указательные пальцы разглаживают межрезцовый шов Средние пальцы сообщают импульс, направленный кнаружи. Аркада расширяется.
- Внутренняя ротация. Указательные пальцы ослабляют своё лёгкое разглаживающее надавливание. Средние толкают кнутри.
В тесте наружной или внутренней ротации повторить самое большое движение (мобильность).
Положение ребенка: лёжа на спине.
Положение врача: стоя или сидя, но обязательно сбоку от головы ребёнка, с противоположной тесту стороны.
Точки контакта.
Цефалическая рука: указательный палец деликатно встаёт на восходящую ветвь верхней челюсти, нажимает плавно, тонко, палец расслаблен. Остальные пальцы лежат расслабленно на лобнотеменном сочленении.
Каудальная рука: Мизинец внутри ротовой полости встаёт на бугристость верхней челюсти (подушечка пальца развёрнута к нёбу).
Фото 28

Фото 27

Манёвр.
1) Не делать ничего! Расслабить пальцы, чтобы дать им почувствовать пластичность верхней челюсти. Во флексии почувствовать, как бугристость верхней челюсти идёт вперёд и кнаружи, а восходящие ветви верхней челюсти идут назад вместе с лобной костью. При экстензии СБС - всё наоборот
2) Тест наружной ротации. При флексии СБС, в самом её начале, оператор сообщает импульс, вращательным движением мизинца, направленным кнаружи, внутри ротовой полости. Далее пусть всё произойдёт само собой. Запомните качество мобильности данной ротации или, наоборот, её ограничение.
3) Тест внутренней ротации. При экстензии СБС, в самом её начале, оператор сообщает импульс, вращая подушечку мизинца внутри ротовой полости кнутри и слегка вниз. Оцените свободу или ограничение подвижности.
Ограничение внутренней ротации или увеличение наружной ротации.
Положение ребенка: лёжа на спине
Положение врача: сбоку от головы ребёнка, с противоположной стороны от поражения.
Точки контакта.
Такие же, как для теста наружной ротации. (См. выше).
Манёвр.
Метод аггравирования. Индуцировать наружную ротацию (в направлении поражения) верхней челюсти. Послать большие крылья сфеноида или наружные орбитальные столбы лобной кости вперёд Мизинец внутри ротовой полости толкает верхнюю челюсть кнаружи. Найти точку равновесия Удерживать её в точке баланса до расслабления натяжения мембран. Тестировать ещё раз.
Прямой метод. Мягко направить верхнюю челюсть во внутреннюю ротацию. В помощь себе отвести назад большие крылья сфеноида или наружные столбы лобной кости. Найти точку равновесия Удер живать её до расслабления натяжения мембран. Тестировать ещё раз.
Коррекция поражений верхней челюсти во внутренней ротации.
Ограничение наружной ротации или агравирование внутренней.
Положение ребенка: лёжа на спине
Положение врача: сбоку от головы ребёнка, с противоположной стороны от поражения.
Точки контакта.
Те же.
Манёвр.
Метод аггравирования. Индуцировать внутреннюю ротацию (в направлении поражения) верхней челюсти. Послать большие крылья сфеноида или наружные орбитальные столбы лобной кости назад. Мизинец внутри ротовой полости толкает верхнюю челюсть кнутри. Найти точку равновесия. Удерживать до расслабления.
Прямой метод. Мягко направить верхнюю челюсть в наружную ротацию. В помощь себе толкнуть вперёд наружные столбы лобной кости, а верхнечелюстную бугристость - кнаружи. Найти точку равновесия. Удерживать её до расслабления натяжения мембран. Тестировать ещё раз.
Цель: моделировать нёбо ребёнка.
Положение ребенка: на спине.
Г Г Г ггт г г г_г гггггггггп
Положение врача: сбоку от головы.
Точки контакта:
Цефалическая рука Большой, указательный и средний пальцы с двух сторон на наружных орби тальных столбах лобной кости.
Каудальная рука. Указательный и средний либо мизинец и безымянный пальцы, если нёбо маленькое, внутри ротовой полости. Два пальца образуют «V», которое лежит по обе стороны зубной аркады кнутри или на краю альвеолярного края.
Фото 29 Фото 30

Манёвр.
Указательный и средний либо безымянный и мизинец лежат внутри ротовой полости и мягко разводят нёбо, чтобы заставить его опуститься. Цефалическая рука ищет точку равновесия натяжений.
Вариант.
Если нёбо высокое справа и плоское слева, терапевт фиксирует средний палец или мизинец на высокой правой половине нёба, а указательный или безымянный палец разглаживает, отводит левую плоскую половину.
Цефалическая рука ищет точку равновесия натяжений.
Моделирование премаксилярной кости (Фото 31-32)
Резцовая или премаксилярная часть разделена связующим хрящом ещё на эмбриологической ста дии. У новорождённого данный хрящ может сместиться кнутри или кнаружи
Цель.
Моделировать, корректировать или уравновесить предмаксилярную кость, вернуть ей нормальное положение прямым методом.
Примечание: прежде чем приступить к этому манёвру, сначала нужно исправить и ремоделировать верхнюю челюсть, зубную дугу с её латеральными отношениями.
Точки контакта.
Поместить премаксилярную кость между указательным и большим пальцем каудальной руки. Большой и указательный пальцы встают на уровень наружных столбов лобных костей.
Фото 31
Фото 32

Манёвр.
1) Указательный и большой палец прослушивают и тестируют премаксилярную мобильность.
2) прямым методом они направляются в сторону коррекции до точки баланса натяжения мембран.
3) удерживать точку баланса.
4) Фронтальная рука, манипулируя флексией и экстензией СБС, стремится к точке равновесия натяжений.
5) Радиальная часть руки, лежащая на вертексе, может направлять жидкостные волны к премаксилярной области.
Техника глобального разведения верхней челюсти (Фото 33-34).
Цель:
освободить глобальную подвижность верхней челюсти. Воздействовать на швы: верхнечелюстнолобный, верхнечеюстно-решетчатый, верхнечелюстно-нёбный, верхнечелюстно-слёзный.
Положение ребёнка: лежа на спине.
Положение врача: в головах.
Точки контакта: большие пальцы обеих рук стоят с двух сторон от межрезцовой линии и интрамаксиляр-ного шва, книзу и с двух сторон от носового отверстия. Указательные пальцы обеих рук находятся внутри рта, на внутренней и латеральной поверхности альвеолярного края.

Фото 33 Фото 34

Техника:
1) Развести две верхне-челюстные кости, прикрепленные к лобной кости; проделать глобальную декомпрессию всех соседних швов. Большие пальцы обеих рук делают легкую дозированную трак-цию, направленную кпереди от пациента и слегка книзу. Мысленно проследуйте за этой декомпрессией и почувствуйте её своими пальцами. Не забывайте, что верхняя челюсть подвешена к лобной кости. Найдите точку равновесия и удержите её.
2) После того, как вы проделаете освобождение шва, приведите верхнюю челюсть в наружную ротацию содружественным действием двух рук. Чтобы это проделать, необходимо надавить большими пальцами на переднюю часть верхней челюсти. При этом интер-максилярный шов уходит кзади. Указательные пальцы внутри ротовой полости подушечками подают импульс книзу, кзади и кнаружи. При этом зубная дуга в задней части расширяется, и свод нёба опускается.
3) Найдите точку баланса и поддерживайте баланс до момента расслабления натяжений мембран. Повторите тест.
Замечания:
- Эту наружную ротацию верхней челюсти можно совершить, поддерживая декомпрессию верхней челюсти. Но это не обязательно.
- После техники можно приняться за прослушивания ритма флексии-экстенхии СБС и усилить этот ритм, чтобы дренировать верхнечелюстной синус.
- Эта техника хороша, но не применима (или должна выполняться с особой осторожностью) у детей младше 6 лет из- за риска разрыва вены Галена.
Цель:
освободить интермаксилярный шов, когда две половинки верхнечелюстной косги «сжаты».
Положение ребёнка: лежа на спине.
Положение врача: в головах, сбоку от ребёнка.
Точки контакта:
Цефалическая рука: указательный или средний палец мостиком над лобной костью, с двух сторон от наружных орбитальных столбов лобной кости.
Каудальная рука: указательный, средний пальцы или безымянный и мизинец легко, но уверенно контак тируют с либо внутренним краем альвеолярной дуги или зубами, либо с нижней частью зубов, либо со сводом нёба.
Техника:
Прямая техника выполняется пальцами буквой «V» внутри ротовой полости.
1) Развести методом V-спреда интермаксилярный шов.
2) Сохраняя положение буквой «V» пальцев каудальной руки, цефалической рукой усиливают движение флексии СБС и ищут точку баланса. Чтобы это проделать, нужно подвинуть наружные столбы лобной кости вперёд, зажав их большим и указательным пальцами, как пинцетом.
3) Как только натяжение мембран снижается, действие прекращают, и начинают усиливать движение флексии-экстензии СБС лобной рукой, которая ведёт структуры в ритме СБС. Когда наружные столбы лобной кости идут кпереди — флексия СБС — наружная ротация лобной кости; когда наружные столбы лобной кости идут кзади — экстензия СБС — внутренняя ротация лобной кости.
4) Пальцы во рту ослабляют своё давление и начинают улавливать движения верхней челюсти. Когда нёбо уплощается, зубная дуга расширяется — флексия СБС. Когда нёбо поднимается, зубная дуга сужается — экстензия СБС.
Замечания: Необходимо дозировать усилие. Необходимо действовать нежно. Необходимо прослушивать в расслабленном состоянии и сосредоточившись.
Техника освобождения швов между верхней челюстью и нёбной костью (Фото зза)
Цель:
освободить верхнечелюстно-нёбную стержневую точку. Стержневая точка:
нёбный отросток имеет скос грани, направленный вовнутрь, и покрывает наружный скос нёбного отростка верхней челюсти.

Palatin
Положение ребёнка: лежа на спине Положение врача: контрлатерально.

Точки контакта:
цефалическая рука: большой и указательный или средний палец образуют мостик над лобной костью, становясь на наружные столбы лобной кости.
Каудальная рука: подушечка указательного или мизинца - на интерпалатинном шве, кзади от крестовидного шва при выполнении глобальной техники (фото 35) или на одной половине небной кости (левой или правой) при выполнении специфической техники (фото 34а). Безымянный палец может (но не обязательно) располагаться во рту на уровне верхнечелюстной бугристости (на той половине кости, которую лечат).
фото 34а


Техника:
1) произвести декомпрессию верхнечелюстно-нёбной стержневой точки легким вертикальным хорошо дозированным давлением указательного пальца или мизинца, расположенного во рту. Это приводит к расхождению внутренней поверхности небного отростка и наружной поверхности небного отростка верхней челюсти. Если безымянный палец расположить под верхнечелюстной бугристостью, то он будет благоприятствовать наружной ротации верхнечелюстной кости через лёг-
Г
кое нажатие своей подушечкой кнаружи (как если бы его подушечка хотела бы сместиться так, чтобы смотреть на внутреннюю поверхность моляров = импульсация, а не истинное движение пальца — развести верхнюю челюсть.
2) Найти точку равновесия цефалической рукой, подавая наружные столбы лобной кости кпереди — флексия СБС — наружная ротация периферических костей.
3) Как только натяжение мембран расслабится, отпустить точку баланса.
4) Повторить тест подвижности максило-палатинного шва, войдя в краниальный ритм через палец, находящийся во рту.
Техника максило-фронтального освобождения.
- Глобальной верхнечелюстной техникой (см. технику, уже описанную с лобной костью).
- Фронто-максилярной техникой (см. технику, уже описанную с лобной костью).
Теменная кость.
Тест мобильности теменных костей (Фото 36 - 37)
Цель.
Тестировать обе теменные кости относительно их осей (косой переднезадней, идущей сзади кпереди, снаружи кнутри, снизу вверх, проходящей на уровне стержневых точек).
Стержневые точки и суставные скошенные поверхности:
- от птериона до стержневой точки = внутренний скос = теменная кость лежит на лобной,
- от стержневой точки до брегмы = наружный скос = лобная лежит на теменной,
- от астериона до стержневой точки = внутренний скос = теменная лежит на затылочной,
- от стержневой точки до лямбды = наружный скос = затылочная лежит на теменной,
- от птериона до астериона = наружный скос = височная лежит на теменной.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: у головы ребёнка.
1) Правильно определить границы теменной кости. Искать их подушечкой указательного пальца лёгким поперечным движением, перпендикулярным шву: коронарный и сагиттальный швы; точки лямбда,птерион, астерион.
Точки контакта:
Указательный палец - на передненаружных углах теменных костей, позади коронарного шва и как можно ближе к птериону. Мизинец встаёт спереди от лямбдатического шва, как можно ближе к ас-териону. Средний и безымянный между указательным и мизинцем. Большие пальцы друг на друге над сагиттальным швом.

Манёвр.
2) Ничего не делать. Оценивать мобильность теменных костей.:
- при флексии брегма отодвигается назад и погружается; межсагитальный шов слегка вдавливается вглубь. Свод уплощается. Передненаружный угол теменной кости следует за лобной и большими крыльями сфеноида и идёт кнаружи, вперёд и вниз. Лямбда отодвигается назад.
- Задняя часть теменной кости на уровне лямбды отодвигается назад и раздвигается больше, чем спереди.
- И наоборот, для экстензии, когда теменной шов встаёт «вертикально», теменные кости, свод черепа слегка поднимаются. Передненаружный угол идёт вовнутрь, назад и вверх, следуя за лобной и большими крыльями сфеноида.
Чувствуете ли вы пластичность теменной кости? Есть ли симметрия, или асимметрия? Когда больше подвижности: при флексии или при экстензии СБС или при пассивном прослушивании?
3) Тесты.
Тест наружной ротации На фазе флексии СБС послать импульс к латеральным углам, мобилизуя их вперёд, кнаружи и вниз. Потом не делать ничего. Ждать, как к пальцам приходит движение. Запомнить его.
Тест внутренней ротации. Делать то же самое. Но импульс послать при экстензии СБС -латеральные углы теменных костей пойдут назад, внутрь и вверх.
4) Диагностика.
Чего больше? Наружной или внутренней ротации? При каком тесте мною ощущается большее ограничение?
Коррекция поражений в наружной ротации теменной кости. (Фото 36-37)
Положение ребенка: идентично позе при тесте.
Положение врача: идентично позе при тесте.
Точки контакта:
Для обеих рук. Указательные пальцы на передненаружных углах теменных костей. Безымянные
- на задне-наружных теменных углах.
Манёвр:
Манипулировать теменной костью как в тесте наружной ротации. Удерживать в этом положении Для этого указательными пальцами послать импульс, двигающий наружные латеральные углы теменной кости вперёд,кнаружи и вниз.
Метод аггравации: Найти точку равновесия. Стоять на ней, не «заморозив» тест. Можно попро сить ребёнка сделать апное на вдохе и дорсофлексию стоп.
Прямой метод: Мягко направить теменную кость во внутреннюю ротацию. Найти точку равновесия
Коррекция поражений во внутренней ротации теменной кости, (фото 36-37).
Положение ребенка: идентично позе при тесте.
Положение врача: идентично позе при тесте.
Точки контакта: идентичны тесту.
Манёвр.
Метод аггравации: Мягко направить теменную кость во внутреннюю ротацию. При экстензии СБС послать импульс наружным латеральным углам назад, внутрь и вверх. Потом следовать тем же выше изложенным советам.
Прямой метод: Мягко и дозированно послать теменную кость в наружную ротацию. Найти точку равновесия. Стоять на ней, пока не уйдёт натяжение мембран. Помогать себе жидкостями и крестцом.
Техника, ассоциирующая V-spread
и

Моделирование
Г —-
Г
Схема 1

разглаживание теменного бугра.
1) Если теменной бугор слишком выступает:
После освобождения периферических швов и вероятных поражений теменной кости выполняют моделирование: подушечки пяти пальцев разместить вокруг теменного бугра, потом выполнить дивергентные движения скольжения для мягкого разглаживания бугра. В его сторону послать контралатеральную волну.
Схема 2

аспирация плоского теменного бугра.
2) Если бугор уплощён:
Подушечки пальцев одной руки аспирируют, «подсасывают» регион, вызывая конвергентное скольжение, которое моделирует теменной бугор. Другая рука направляет контрлатерапьную волну.
ремоделирование и уравновешивание в случае
париетальной дисторсии.

3) В случае дисторсии бугра:
Прямым манёвром идти в направлении, противоположном дисторсии. Предварительное прослушивание укажет на направление коррекции. Искать точку равновесия натяжений. Удерживать. Ремоделировать, если необходимо.
Техника париетального spread (фото 39-40)
Цель.
Освободить теменные кости. Освободить их интерпариетальную структуру. Воздействовать на натяжение мембран твёрдой мозговой оболочки, палатку и серп мозга. Воздействовать на верхний и нижний продольные синусы.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: у головы.
фото 40

фото 39

Обе руки по обе стороны теменных костей. Указательные пальцы на кончике латеральных наружных углов теменной кости. Мизинцы на задних латеральных углах. Остальные пальцы равномерно распределяются между указательными и мизинцами. Большие пальцы скрещены с каждой стороны от межтеменного шва.
Манёвр.
1) Большие пальцы разводят межтеменной шов, разглаживая с каждой стороны. Указательные и мизинцы индуцируют наружную ротацию теменных костей (наружные латеральные углы идут вперёд, кнаружи и вниз).
2) Найти точку равновесия мембран и точку баланса. Удерживать до расслабления.
3) Дать теменной кости пойти во внутреннюю ротацию. Тестировать мобильность теменной кости.
Примечания.
Этот манёвр оказывает совсем специфическое действие на расслабление серпа мозга и палатки мозжечка. Опускание сагиттального шва обеспечивает расслабление вертикальной и верхненижней части внутричерепных мембран.
Поиск наружной и внутренней ротации теменной кости играет роль прокачивания для продольных венозных тканей, особенно для верхнего продольного синуса. Он проходит внутри твёрдой мозговой оболочки серпа мозга, который прикрепляется вдоль межтеменного шва, затем идёт вдоль метопического шва, чтобы прикрепиться на отростке криста-галли решетчатой кости (передне-верхняя часть).
Подвижность теменных костей и костей черепа в целом обеспечивает хороший дренаж синусов, благодаря различным чередующимся движениям: наружной флексии-ротации, внутренней экстензии-ротации СБС и периферических костей.
Техника париетального лифта (фото 41 -42).
I
фото 42
фото 41


г
г
Цель.
1) Освободить теменную и соседние кости; лобную, височную, сфеноид, затылочную.
2) Воздействовать на дренаж крови. Верхний продольный синус.
3) Постуральное удлинение серпа мозга и палатки мозжечка, благодаря разведению сагиттального шва и основания черепа. Под швом находится срединное прикрепление серпа мозга, которое ниже продолжается прикреплением палатки мозжечка.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: у головы
Точки контакта.
Указательные пальцы - на наружных латеральных углах теменных костей. Мизинцы на задних латеральных углах. Большие пальцы скрещены над брегмой и образуют фулькрум.
Манёвр.
1) Развести теменную кость, большое крыло сфеноида и височную чешую. Нажимать кнутри, т к. на этом уровне теменная кость скошена кнаружи. Большое крыло сфеноида и височная чешуя имеют внутренний скос и лежат на теменной. Почувствовать разведение и только после этого приступать ко второму этапу манёвра.
2) лифт, т. е. поднимание теменной кости вверх (к вертексу). Удерживая лифт, постурируем серп мозга. К тому же, удерживая лифт в точке равновесия мембран, можно спровоцировать внутреннюю или наружную ротацию теменной кости.
3) Выполнить лифт и спровоцировать наружную ротацию теменной кости, подталкивая вперёд наружные латеральные углы теменной кости.
4) Далее, позволить продолжаться флексии-экстензии СБС, наружной и внутренней ротации периферических костей, ускоряя или замедляя его ритм, как динамогеническое понятие краниального ритма и гемодинамическое - в плане кровообращения.
Техника освобождения теменных швов.
1) Принципом V-spread (глава 13).
2) Принципом разведения.
А) КОРОНАРНЫЙ ШОВ
1) Принципом V-spread (фото 43).
фото 43

Указательный и средний палец образуют « V». Они лежат по обе стороны той части шва, которую вы собираетесь тестировать и освобождать. Диаметрально противоположная рука посылает жидкостную волну в направлении шва.
Принцип одинаков для всех шовных коррекций через V-spread
2) Принципом разведения, (фото 44)
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: у головы ребёнка, контрлатерально и в 3А.
Принцип: разведение и прямое освобождение швов с учётом смены направления скоса суставных поверхностей.
Точки контакта:
Пример: голова ребёнка лежит на левой стороне. Врач справа и работает с правой теменной костью.
Цефалическая рука (левая): указательный палец лежит на лобной кости между брегмой и стержневой точкой. Безымянный на лобной кости между стержневой точкой и птерионом (пальцы развёрнуты в направлении к теменной кости). Средний палец на стержневой точке (ось).
Каудальная рука (правая): указательный палец одной руки на теменной кости и смотрит на указательный палец, лежащий на лобной. Он лежит между брегмой и стержневой точкой. Безымянный палец на теменной смотрит на безымянный на лобной и лежит между стержневой точкой и птерионом. Средний палец на стержневой точке. Он смотрит и является продолжением среднего пальца, лежащего на лобной кости, обозначая ось подвижности теменной кости.

фото 44
Манёвр:
1) Глобальное разведение коронарного шва. Подушечки всех папьцев делают противоположную тракцию.
2) При выполнении разведения и в соответствии со скосами теменной и лобной костей:
- безымянный палец на лобной кости давит внутрь, чтобы освободить лобную кость, на которую легла теменная кость на участке между стержневой точкой и птерионом,
- указательный палец на теменной кости давит внутрь, чтобы освободить теменную кость, на которую легла лобная кость между брегмой и стержневой точкой.
- оба средних пальца служат фулькрумом и стержневой точкой для этого манёвра разведения.
1) Через V-spread (фото 45)
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны теменно-париетального шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.

фото 45
2) Через разведение (фото 46)
Один палец, указательный или большой, одной руки на теменном краю, один палец, указательный, другой руки на краю большого крыла сфеноида. Разводить пальцы, освобождая одну кость от другой.

Скосы: на этом уровне на теменной лежит большое крыло (наружный скос).
Примечание.
Значит, на этом уровне для разведения надо слегка нажать кнутри на край теменной кости.
1) Через V-spread (фото 47)
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.
фото 47

г
фото 48
2) Через разведение (фото 48)
Большие пальцы: один на чешуе, другой на теменной кости.

г
Скосы: на этом уровне височная чешуя имеет внутренний скос и наплывает на наружный скос теменной.
Примечание: Во время освобождения - лёгкое давление на теменную кость немного внутрь.
1) Через V-spread.
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.
2) Через разведение.
Двумя большими или указательными пальцами обеих рук.
Скосы: теменная кость с наружным скосом. На неё наплывает височная с внутренним скосом. Примечание: при разведении легко нажать кнутри на теменную кость.
Д) ПАРИЕТО-ОКЦИПИТАЛЬНЫЙ ШОВ ИЛИ ЛЯМБДОИДАПЬНЫЙ ШОВ.
1) Через V-spread. (фото 49)
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны лямбдоидального шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.

фото 49
2) Через разведение, (фото 50)
Пример для разведения с левой стороны: голова повернута в правую сторону; оператор стоит лате-рально справа у головы пациента.
Точки контакта:
Цефалическая рука (левая):
- Указательный палец стоит на теменной кости ниже оси и выше чешуи теменной кости, палец смотрит в сторону лямбдовидного шва;
- Средний палец лежит на стержневой точке и обозначает ось теменной кости, проходя через стержневую точку;
- Безымянный палец находится выше оси и выше среднего пальца и ниже сагиттального шва.
Каудальная рука (правая): лежит над затылком и принимает череп в свою ладонь;
- Указательный палец лежит напротив указательного теменного пальца и смотрит на него;
- Средний палец находится напротив теменного среднего и смотрит на него;
- Безымянный палец смотрит на теменной безымянный.
фото 50

Маневр.
1) Развести затылочно-теменной шов путем тракции в противоположные стороны, работая подушечками всех пальцев.
2) Стремясь к этому разведению и в соответствии со скосами различных суставных поверхностей теменной и затылочной костей;
- безымянный теменной кости нажимает кнутри, чтобы отодвинуть теменную кость, которая покрыта затылочной (наружный теменной скос);
- указательный затылочный палец нажимает одновременно кнутри, чтобы отодвинуть затылочную кость, на которой лежит теменная (внутренний теменной скос).
3) Тестировать ещё раз техникой V-spread или техникой мобильности для теменной и затылочной костей.
Е) САГИТАЛЬНЫЙ ИЛИ МЕЖТЕМЕННОЙ ШОВ.
1) Через V-spread. (фото 51)
Указательный и средний пальцы по обе стороны той части шва, которая тестируется и лечится. Диаметрально противоположная рука посылает волну жидкости.

фото 51
2) Через разведение (фото 52) в головах пациента.
Точки контакта:
Скрещенные большие пальцы лежат по обе стороны межтеменного шва. Указательные - под наружными латеральными углами теменных костей. Безымянные - на задних латеральных углах теменных костей.
фото 52

J
Маневр.
Большие пальцы раздвигают шов, слегка надавливая с каждой стороны сагиттального шва. Указательный и безымянный пальцы индуцируют наружную ротацию теменной кости.
Ж) ОСВОБОЖДЕНИЕ БРЕГМЫ, (фото 53)
Положение ребёнка: лежа на спине, Положение врача: в головах.
J
фото 53

Точки контакта:
большие пальцы перекрещены на теменных костях, как можно ближе к брегме. Указательные пальцы — на наружных латеральных углах теменных костей. Безымянные - на задних латеральных углах теменных костей.
[
Манёвр: *-
1) развести большие пальцы в стороны, I
2) привести теменные кости в наружную ротацию. Привести наружные латеральные углы кпереди.
3) Дойти до точки равновесия.
4) Поддерживать равновесие до наступления расслабления натяжений мембран _
3) ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛЯМБДЫ (фото 54)
Положение ребёнка: лежа на спине, Положение врача: в головах.
Точки контакта:
Большие пальцы скрещены и стоят с каждой стороны теменных костей как можно ближе к лямбде. Мизинцы - на инионе, указательные - на наружных латеральных углах теменных костей.

фото 54
Манёвр:
1) расходящимся движением большие пальцы освобождают точку лямбды,
2) мизинцы флексируют затылок,
3) указательные посылают наружные латеральные углы теменные костей вперёд,
4) найдите точку равновесия. Поддерживайте равновесия до момента расслабления. Повторите тест.
Височная кость.
Тест глобальной ПОДВИЖНОСТИ ВИСОЧНОЙ КОСТИ (фото 55-56-57)
Положение ребёнка: лежа на спине,
Положение врача: сидя в головах.
Точки контакта:
Перекрестите пальцы обеих рук под чешуёй височной кости, так чтобы височная кость лежала в ладонях. Возвышения тенара соприкасаются с сосцевидными порциями кости, а большие пальцы - с сосцевидными отростками.
фото 55 фото 56
Первая позиция рук Тест и коррекция височных костей

V «■ >:

Манёвр:
1) пассивное прослушивание: ничего не делайте. Дайте возможность получить информацию от структуры поступить к вам.
Для этого нужно:
- хорошо представлять ось подвижности затылочной кости: она проходит косо сзади наперёд, снаружи кнутри и снизу вверх, походя через ярёмную поверхность сзади и вершину каменистости спереди;
- помнить о том, что во время флексии СБС базилярная часть затылка поднимается, что влечет за собой поднятие вершины каменистости (расположение в канавке и лангете). Чешуя идёт кпереди, кнаружи и книзу. Вершина скулового отростка опускается. Сосцевидный отросток направляется по оси ротации кнутри, кзади и вверх. Фулькрум, расположенный на уровне прямого синуса, совершает движение вперед и вниз. Палатка уплощается и идёт кпереди. Во время экстензии - всё точно наоборот.
2) перцепция подвижности височной кости: во время флексии СБС врач должен почувствовать наружную ротацию височной кости: большие пальцы, находящиеся на сосцевидных отростках, чувствую! движение кзади и кнутри. Во время экстензии СБС и внутренней ротации височной кости тенары чувству ют движение кнутри и кзади.
3) Запомните это глобальное движение: его свободу, частоту, ритм и амплитуду.
Тест наружной ротации височной кости (фото 55 и 57)
Точки контакта:
те же, что и для предыдущего теста.
Манёвр:
1) следовать за ритмом наружной/внутренней ротации. В начале наружной ротации подать импульс, чтобы запустить наружную ротацию: большие пальцы билатерально слегка «давят» на сосцевид ные отростки кнутри и кзади, затем следуют за движением.
2) Во время этой наружной ротации височной кости почувствуйте качество движения и вздутие под тенарами.
3) Запомните подвижность или её ограничение.
Тест внутренней ротации височной кости, (фото 55 и 57)
Точки контакта:
те же, что и для предыдущего теста.
Манёвр:
1) во время экстензии СБС и внутренней ротации височной кости: запустить внутреннюю ротацию, слегка «надавив» на сосцевидные порции кости тенарами кзади и кнутри. Следовать за движением.
2) Запомните качество движения, подвижность или её ограничение.
Замечание: после выполнения обоих тестов нужно сравнить их результаты на уровне качества движения и подвижности в двух направлениях и с двух сторон. Двусторонние повреждения в наружной ротации - редкость. Чаще встречаются двусторонние повреждения во внутренней ротации. Они сопровождают экстензию СБС.
Тест и коррекция двусторонней наружной ротации височной кости (фото 58 и 59)
Цель:
тест и коррекция двустороннего поражения височной кости в наружной ротации травматической природы.
Положение ребёнка: лежа на спине.
Положение врача: сидя в головах ребёнка.
Точки контакта (со стороны поражения и теста, например справа):
Правая рука: большой и указательный пальцы сверху и снизу от скулового отростка. Безымянный и мизинец - на сосцевидном отростке: Безымянный - на верхушке, а мизинец - на сосцевидной порции. Средний палец - в наружном слуховом проходе.
Левая рука: её ладонь держит чешую затылочной кости. Рука лежит поперек кости, её пальцы -около сосцевидного отростка, но не на нём.
фото 59
Это позиция также позволяет осуществлять дифференцированный тест затылок-височная

фото 58
Односторонние тесты и коррекция височной
кости.
Пальцы затылочной руки оказываются около сосцевидного отростка, но не на нём.

Манёвр-тест:
1) Запустить флексию. Левая рука под затылочной костью следует за движением затылка, приводя чешую вниз и вперёд.
2) Правой рукой запустить височную кость в наружную ротацию: большой и указательный опускают скуловой отросток кнаружи, в то время как безымянный нажимает на вершину сосцевидного отростка, сообщая ему импульс кнутри и кзади, провоцируя эту ротацию.
3) Дать сформироваться движению. Запомнить его качество подвижности или ограничения. Сравнить с противоположным тестом: экстензией.
Определить диагноз поражения.
Коррекция.
Если есть поражение в наружной ротации, височная кость легче идёт в наружную ротацию, чем во внутреннюю.
1) Поза, как для теста: височная кость в наружной ротации через затылочную' флексия СБС и через «ключ-бабочку» наружная ротация височной. Ребёнок может повернуть голову слегка влево (в противоположную от манёвра сторону), подзатылочные пальцы противостоят этой ротации
* затылочно-сосцевидное освобождение.
2) Найти точку равновесия. Стоять на ней до расслабления.
3) Использовать крестец * флексия (основание вперёд, вершина назад). Грудной клеткой послать жидкости от противоположного лобного бугра, со стороны, противоположной крестцу или от лодыжки, противоположной поражению.
Дифференциальный тест: затылочно-височный.
Вариант.
Можно тестировать височную кость по отношению к затылочной, иммобилизируя затылочную. Затем тестировать затылочную по отношению к височной, иммобилизируя височную. Потом тестировать обе предыдущим способом.
Примечание. Таким образом можно узнать, какая из двух костей виновна в нарушении хорошей мобильности затылочно-височного сегмента, чтобы выполнить более специфическую работу освобождения швов.
Тест и коррекция внутренней односторонней ротации височной кости, (фото 58 и 59)
Положение ребенка: такое же.
Положение врача: такое же.
Точки контакта: те же.
Тест: со стороны теста или поражения (справа, например):
1) Запустить экстензию СБС. Левая рука запускает это движение, мобилизуя чешую вверх и назад.
2) Правая рука запускает височную кость во внутреннюю ротацию. Большой и указательный поднимают кнутри скуловой отросток, в то время как мизинец давит на сосцевидную часть кнутри и кзади.
3) запомнить движение в его качестве и мобильности. Сравнить в уме с наружной ротацией. Установить диагноз поражения.
Коррекция поражения во внутренней ротации.
1) занять положение для поражения во внутренней ротации. Ребёнок может слегка повернуть голову в эту же сторону, т. е. вправо.
2) Найти точку баланса. Удерживать до расслабления натяжений мембран. Запустить крестец в экстензию (вершина вперёд, основание назад). Помощь дыхания. Волна жидкости.
Тест двухсторонней внутренней ротации с одной стороны и с другой стороны.
(фото 55 и 57)
Цель: одновременно тестировать различные ротации в их подвижности.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: у головы.
Точки контакта:
Затылок лежит в ладонях обеих рук, возвышение Тенар на сосцевидной порции, большой палец на сосцевидной вершине.
Манёвр:
1) Запустить височную кость в наружную ротацию большим пальцем одной руки, сообщающим импульс сосцевидной вершине кнутри и кзади.
2) В это время запустить височную кость с противоположной стороны во внутреннюю ротацию, а возвышением Тенар дать импульс на сосцевидную часть кнутри и кзади.
3) Сравнить движения мобильности в их качестве. Какая из двух височных костей более свободна и в каком направлении?
Примечания.
- Ограничение подвижности в наружной ротации, свобода во внутренней ротации = поражение во внутренней ротации.
- Коррекция может выполняться уже указанным манёвром и по тем же принципам: идти по направлению поражения, найти точку равновесия, удерживать, получить расслабление, тестировать.
- Использовать натяжение мембран (крестец).
- Использовать помощь дыхания: апное на вдохе, если поражение во флексии или в наружной ротации. Задержка дыхания на выдохе, если поражение в экстензии или во внутренней ротации.
- Использовать волну жидкости, идущую с диаметрально противоположной от поражения стороны.
Височно-затылочные поражения.
Объединяют три типа важных поражений:
- петробазилярные поражения,
- петроюгулярные поражения,
- окципито-мастоидальные поражения.
А) ПЕТРОБАЗИЛЯРНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ (фото 60-61)
Цель:
:
г
Освободить и уравновесить петро-базилярные артикулярные составляющие. Петрозная половина вращается в затылочной борозде (система затылочной борозды и петрозной лангеты височной кости).
Г
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: в головах.
Точки контакта: (для петрозно-базилярного поражения справа):
Правая рука: средний палец в наружном слуховом отверстии, безымянный - на вершине сосцевидного отростка, указательный и большой - над и под скуловым отростком височной кости.
Левая рука: лежит поперёк под затылком.
. фото 60
Освобождение (декомпрессия)
летро-базилярного шва
Затылочная рука приводит затылок наверх и
назад: экстензия.
Височная рука переводит височную кость в
фото 61

наружную ротацию
Г
г

Манёвр.
1) Запустить экстензию затылочной кости, т. е. послать импульс вверх и назад (левая рука).
2) Правая рука запускает височную кость в наружную ротацию. Указательный и большой палец посылают импульс вниз, вперёд и кнаружи к скуловому отростку височной кости. Одновременно безымянный даёт импульс вершине сосцевидного отростка внутрь и назад.
3) Искать точку равновесия. Удерживать.
4) Тестировать висок-затылок.
Примечание. Этому манёвру предшествуют и за ним следуют все специфические или общие коррекции височной, затылочной костей или СБС.
Б) ПЕТРОЮГУЛЯРНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ (фото 61-62)
Цель:
Регармонизировать работу сустава. Физиологическую - между югулярным отростком затылочной кости и югулярной поверхностью височной.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: в головах.
Точки контакта:
идентичные петро-базилярным.

фото 62
Петро-югулярная декомпрессия и освобождение
Височная рука тянет височную кость кнаружи по оси своего среднего пальца, потом посылает её в наружную ротацию. Затылок во флексии.
Манёвр (для петроюгулярного справа).
1) Декомпрессия височно-затылочного сочленения. Взять всю затылочную кость целиком и тянуть кнаружи по оси среднего пальца оператора.
2) Как только почувствуешь декомпрессию и точку равновесия, тогда провоцируй наружную ротацию височной кости. Большой и указательный палец сообщают скуловому отростку импульс вниз и кнаружи. Безымянный - импульс кнутри и кзади, вершине сосцевидного отростка.
3) Затылочная рука посылает импульс вперёд и вниз, к затылочной чешуе.
4) Найти точку равновесия. Удерживать её. Апноэ. Крестец во флексии.
5) Ещё раз тестировать.
Примечание.
Этот манёвр обеспечивает корректное открытие пролива югулярной вены. Он становится манёвром дренажа, восстановления ритма, как только происходит освобождение.
Манёвр венозного дренажа ведёт к прокачиванию югулярной вены (95% венозной крови черепа)
В) ЗАТЫЛОЧНО-СОСЦЕВИДНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ.
Цель:
освобождение от компрессий травматического характера (ушиб, хлыстовая травма).
Механизм поражения:
Ребёнок получает удар сзади по голове. От удара затылочная чешуя сдвигается кпереди и слегка вверх. Базилярный отросток опускается. Через свои анатомические отношения с артикуляцией в виде канавки и лангеты он увлекает за собой, т. е. вниз, петро-базилярный сустав. В целом, этот травматический односторонний механизм порождает блокирование затылочно-сосцевидного сочленения. Это может нарушить его функции: вызвать анормальное натяжение палатки с возможной реперкуссией на 4-ый желудочек и латеральный синус.
Анатомический экскурс:
Нужно помнить, что при флексии СБС затылок идёт вперёд, в то время как височная кость идёт назад, как раз на уровень этой затылочно-сосцевидной борозды. Именно такое движение мы используем, когда свинчиваем винтовую крышку (например, со стеклянной банки с огурцами).
г
Несколько манёвров коррекции затылочно-сосцевидного поражения.
• 1) V-spread.
2) Техника агравирования.
3) Прямая техника.
4) Альтернативная техника.
1) V-spread (фото 63-64)
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: у головы ребёнка.
Точки контакта:
Для затылочно-сосцевидного поражения справа. Слегка повернуть влево голову ребёнка, чтобы освободить поражение. Правильно найти затылочно-сосцевидное сочленение и прикрепления.
Правая рука, указательный палец встаёт на кончик сосцевидного отростка; средний отодвигается от него, образуя «V» и находясь позади затылочно-сосцевидного сустава.
Левая рука: встаёт диаметрально напротив затылочно-сосцевидного сустава, на наружную часть левой лобной кости.
фото 64

фото 63

Манёвр.
1) Не делать ничего! Прослушивать краниальный ритм.
2) Тест: послать фронтальной рукой волну жидкости. Ментально следовать за ней до «V». Как она проходит? Легко или трудно? Быстро или медленно? Оцените качество текучести или твёрдости между «V». Определите диагноз: свобода или блок?
3) Если блок, приступайте к коррекции. Разведение указательным и средним пальцами в «V». Волна жидкости в направлении поражения от лобной кости. Крестец в экстензии (основание впереди, вершина кзади).
4) Ещё раз тестировать. Повторить манёвр или перейти к другой технике.
2) Техника агравирования.
(детям старше 6 лет, если младше, то осторожно и дозировать).
Принцип.
- Идти в сторону поражения. Искать точку равновесия мембран взаимного натяжения. Восстановить идентичное и уравновешенное натяжение мембран.
- Найти точку равновесия. Удерживать до расслабления. Задержка дыхания на вдохе или выдохе, напряжение крестца.
- Волна жидкости с контралатеральной стороны.
Примечание.
Компрессия шва нейрологически стимулирует чувствительные рецепторы, посылающие информацию, увеличивая секрецию хореидального сплетения и динамизируя поток ликвора.
Точки контакта(используя манёвр «ключ-бабочка»): (Фото 58)
Затылочно-поперечная рука принимает затылок.
Височная рука «ключом-бабочкой»: средний палец в наружном слуховом канале; безымянный на сосцевидном отростке (вершина); мизинец на сосцевидной части; указательный и большой- на скуловом отростке
Манёвр:
Воспроизвести поражение: затылочная рука посылает затылок вперёд и слегка вверх. Височная рука запускает флексию височной кости, посылая импульс на вершину сосцевидного отростка, толкающий его кзади и кнутри, следовать принципам, изложенным выше.
3) Прямая техника.
Принцип:
- Мобилизовать височную и затылочную кости в направлении, противоположном поражению. Тест прослушивания: определение направления мобильности затылочной кости по отношению с височной и наоборот.
- После теста мобилизовать затылочную и височную кости в направлении, противоположном их наибольшей подвижности. Найти точку баланса. Удерживать её до расслабления натяжений мембран.
- тестировать и повторить Манёвр.
Примечание. Направление коррекции задаётся прослушиванием тканей и мобильностью и зависит от характера травмы (удара, падения, хлыстовой травмы, всего того, что агрессивно воздейст-
вовало на структуру). Коррекция пойдёт в направлении, противоположном наилучшей подвижности, определяемой тестом. Контакт тот же, что и при технике аггравации.
После прямой коррекции мобилизовать височную и затылочную кости в направлении физиологической подвижности, тестируя височно-затылочное сочленение и динамизируя флексию СБС. Наружная ротация периферических костей.
4) Альтернативная техника, (фото 60 и 65)
Цель.
Освободить затылочно-сосцевидное сочленение, мобилизуя затылок в направлении, противоположном движению височной кости и наоборот.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: у головы.
Точки контакта:
Рука под затылком лежит поперёк затылка. Височная рука «ключом-бабочкой», (фото 60)
Вариант: обе руки - затылочные. Одна под затылком и занимается затылком. Большой палец другой руки на вершине сосцевидного отростка, а возвышение Тенар на сосцевидной порции.
фото 65

Манёвр.
1) Мобилизовать затылок во флексию: чешую послать вниз и вперёд. Височную - во внутреннюю ротацию: большой палец упирается в сосцевидную порцию, нажимая кнутри и кзади или: большой-указательный-мизинец делают внутреннюю ротацию чешуи.
2) Мобилизовать затылок в экстензию: чешую вверх и назад Височную кость - в наружную ротацию. Возвышение тенар давит на вершину сосцевидного отростка кнутри и кзади или: большой-указательный-безымянный делают наружную ротацию чешуи.
3) Найти точку баланса. Запомнить, что происходит при этом типе нефизиологического движения.
4) После техники, вновь искать физиологическое движение СБС.
5) Тестировать ещё раз.
Общие соображения по затылочно-сосцевидному поражению.
- Выполнять манёвр с большой осторожностью. Он может вызвать сильные реакции.
- Не делать коррекцию такого поражения с двух сторон на одном сеансе Дать пациенту отдохнуть в течение нескольких минут.
- Если ребёнок чувствует себя плохо, не давать ему уходить домой в таком состоянии:
'замедлить флуктуацию ликвора через поочерёдное перекатывание височных костей (наружная ротация-внутренняя ротация). Несколько минут покоя и повторить снова.
*если такое случилось, значит, вы слишком мощно выполнили манёвр или поражение было слишком серьёзным (хроническим или недавним и острым).
Техника освобождения стержневой точки SS и петрозной части височной кости.
(фото 66).
Вариант:
Цель: освободить стержневую точку SS и петрозную часть височной кости. Положение ребенка: на спине.
Положение врача: У головы, контрлатерально.
Точки контакта:
Цефалическая рука: указательный палец - на большом крыле сфеноида на стороне манёвра. Большой палец на наружном столбе противоположной лобной кости.
Каудальная рука встаёт на височную для манёвра «ключ-бабочка».

фото 66
Манёвр.
1) Освободить чешуйчатую часть височной кости на уровне её столба. Для этого: указательный палец слегка нажимает кнутри, и сфеноид получает на свой наружный скос чешуйчатую часть височной костм.
2) Височная рука провоцирует наружную ротацию височной кости.
3) Найти точку равновесия мембран. Удерживать её. Задержка дыхания на вдохе.
4) Подождать расслабления мембран. Ещё раз тестировать.
Техника для затылочно-сосцевидного поражения травматической природы.
(фото 67)
Вариант.
Цель: освободить височную кость, блокированную на уровне затылочно-сосцевидного сочленения. Положение ребенка: на спине.
Положение врача: У головы, контрлатерально поражению.
Точки контакта:
Цефалическая рука: указательный палец - на большом крыле сфеноида на стороне поражения.
Каудальная рука: большой палец встаёт на верхний край скулового отростка. Указательный - под сосцевидный отросток + большой палец позади затылочно-сосцевидного сочленения = V-spread. Безымянный и мизинец позади большого на затылке.

фото 67
Манёвр.
1) Цефалическим указательным пальцем освободить переднюю часть височной кости: тракция большого крыла кпереди.
2) Большой палец на скуловом отростке запускает височную кость в наружную ротацию.
3) Указательный и безымянный пальцы разводят и освобождают затылочно-сосцевидное сочленение.
4) Найти точку равновесия. Апное на вдохе. Расслабление натяжений мембран. Коррекция закончена. Тестировать.
Техника прослушивания и моделирования затылочно-сосцевидного сочленения.
(фото 68)
Вариант:
Цель: тестировать локо-региональную свободу шва и моделировать его.
Положение ребенка: на спине.
Положение врача: У головы, контрлатерально.
Цефалическая рука: встаёт «ключом - бабочкой» (фото 68)
Каудальная рука: указательный, средний, безымянный, мизинец встают как можно ближе и вдоль затылочно-сосцевидного шва, цефалические пальцы смотрят на каудальные.

фото 68
Манёвр:
1) на первом этапе не делать ничего. Войти в ритм ПДМ. Как двигается височная кость относительно затылочной? Происходит ли движение «крышки от банки с вареньем»?
2) на втором этапе возможно более специфично протестировать сосцевидный отросток. Височная рука остаётся неподвижной. Кончиками пальцев затылочной руки сделайте легкую тракцию по оси среднего пальца. Как отвечает структура и мембраны взаимного натя






