Вопрос № 1. Типы государства.
Типология государства - это специфическая классификация. Понятие «Тип государства» служит дляобозначения общих (типичных) черт различных государств. Основу типологии составляют два различных подхода.
Формационный подход.
В его основе лежит учение об общественно- экономических формациях, разработанное Марксом К., Энгельсом Ф., Лениным В.И. Формация включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.д.) Именно базис является решающим фактором общественного развития, который определяет соответствующий тип надстройки (государства).
Четырем типам формации соответствуют четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
Рабовладельческое государство - орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных людей. Раб не имел никаких прав и был фактически орудием труда.
Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих труд крестьян.
|
|
Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства и вынужден продавать свой труд капиталисту.
Социалистическое государство, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Антиэксплуататорское государство, отмирая, выполняет задачу перехода к бесклассовому коммунистическому обществ.
Достоинства данного подхода: 1) продуктивна сама идея ставить тип государства в зависимость от социально-экономических факторов, которые объективно оказывают влияние на общество; 2) Источник развития государства заключен в самом общества, а не вне его. Смена одного типа другим объективный исторический процесс, каждый последующий тип должен быть более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки подхода: 1) подход во многом однолинеен, тогда как история многовариантна; 2) недооцениваются духовные факторы (религия, культура), которые весьма существенно влияют на природу государства.