Материала по темам контрольной работы № 1

Тема 1.2. Пространственный рисунок.

Для грамотного построения предметов в глубину картинной плоскости служит линейная перспектива. Слово «перспектива» в переводе с латыни означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Перспектива объясняет разницу размеров предметов в изображенном виде и натуре. При построении перспективы используются следующие понятия:

· линия горизонта – линия, определяющая высоту точки зрения;

· плоскость картины – поверхность листа бумагу или холста;

· точка схода – точка, в которой параллельные линии кажутся пересекающими.

Существуют разные схемы построения перспективы:

- перспектива с одной точкой схода используется при изображении кубических объектов со сторонами, параллельными плоскости картины. Горизонтальные и вертикальные линии на поверхностях, параллельных плоскости картины, изображаются перпендикулярно друг другу. Все остальные продолжающиеся линии сторон будут сходиться в одной точке на линии горизонта;

- перспектива с двумя точками схода применяется в случае, если только вертикальные ребра куба параллельны плоскости картины. Чем дальше друг от друга расположены точки схода, тем больше будет казаться расстояние между зрителем и объектом на картине.

Тема 1.3. Светотеневой рисунок.

В основе воздушной перспективы лежит использование тонального контраста как средства передачи пространства: всё, что находится на переднем плане, моделируется четче, плотнее по тону, рисующим штрихом. Чем дальше изображаемая форма от рисующего, тем уже тональная градация, менее контрастные отношения света и тени, штриховка сводится к легкой тушевке.

Одним из видов графического рисунка является светотеневой рисунок, в котором форма строится при помощи пятен, выполненных штрихом, с градацией от самых темных до самых светлых. Штрих наносится в различных направлениях, но желательно по форме предмета. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко.

Понятие тон означает светосилу и включает в себя передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте (например: желтый светлее синего и фиолетового).

Распределение светотени по поверхности предмета передают при помощи тоновых переходов от светлого к темному:

· блик – самая светлое пятно или полоса на предмете, отражение источника света на поверхности;

· свет – освещенный участок предмета;

· тень – теневая сторона предмета.

Тень делится на собственную (на предмете) и падающую (ту, что отбрасывает предмет на плоскость стола, стены и т.п.). Размеры тени зависят от источника света и расстояние до него. Рефлексом называется отраженный свет от предметов на самой границе светлого и темного (посветление собственных и падающих теней отраженным светом).

Тема 2.1. Рисунок с натуры предметов геометрических форм.

Приступая к натюрмортам, сначала выполняют конструктивные рисунки, состоящие из плоскогранных геометрических тел и тел вращения. В рисунке показывают линии построения невидимых элементов геометрических тел. В первую очередь, находят наиболее подходящий ракурс, позволяющий выгодно показать всю постановку. Определяют то пространство, что «войдет» в рисунок. Намечают линию горизонта (условно дальний край стола). Определяют линейные размеры предметов, тем самым задавая масштаб рисунка. Затем строят основания всех предметов на плоскости стола, обозначают конструкцию в виде сквозного рисунка. Намечают падающие тени, исходя из направления источника света и оснований предметов.

Светотеневая моделировка форм предполагает: определение теневых зон, выявление самых сильных контрастов (на ближнем объекте). Для обобщения рисунка лист отодвигают на расстояние 2-3 метров и отмечают возникшие недочеты: излишнюю пестроту тональных пятен или, напротив, общий «серый» тон. В первом случае – обобщают мелкие пятна тона перекрытием повторным слоем штриховки. Во втором случае – выявляют контрасты переднего плана за счет усиления тени и выявления бликов и светлых плоскостей.

Тема 2.5. Драпировки в рисунке.

Для успешного рисунка драпировки следует учитывать сразу несколько характеристик: фактура материала, пластика складок, варианты крепления. Складки могут иметь различную форму: быть равномерными по всей длине, расширяться к низу конически, перетекать от одной точки опоры к другой.

Фактура ткани задает характер и количество складок. Легко драпирующиеся материалы (шифон, джерси…) ниспадают мелкими, мягкими складками. Плотные, фактурные ткани ложатся крупными блоками, иногда с заломами (тафта).

Построение драпировок начинается с определения их общих параметров (высота, ширина). Выделяются главные складки и отбрасываются второстепенные. Выстраиваются соотношения частей драпировки, конструкция. Тональный рисунок выполняется по принципу выявления света и тени, как в геометрических телах. Любое изменение точки опоры или смещения ее в пространстве вызывает изменение формы драпировки.

Тема 2.6. Натюрморт из предметов быта.

В натюрмортах чаще всего изображаются предметы быта, искусства, чучела животных, растения. При рисовании с натуры отдельных предметов усваиваются основные геометрические формы – шар, цилиндр, куб, конус, призма, пирамида, так как они лежат в основе форм всех предметов.

Этапы выполнения натюрморта:

· определить линейные размеры (соотношение длины к ширине) и отметить их на листе;

· зафиксировать объекты натюрморта на рисунке в виде простых геометрических фигур;

· установить пространственные рамки (линии стола, горизонта, глубину пространства);

· построить конструкцию предметов и фона;

· выявить объем при помощи светотеневой моделировки;

· обобщить рисунок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: