По смысловой лепке сложных фраз

У п р а ж н е н и е 1.

Определите в данных фразах звенья перечисления и произ­несите их сначала с интонацией ограниченного перечисления, а затем неограниченного (законченного и незаконченного).

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

***

Не многим, может быть, известно,

Что дух его не укротим,

Что рад и честно и бесчестно

Вредить он недругам своим;

Что ни единой он обиды,

С тех пор как жив, не забывал,

Что далеко преступны виды

Старик надменный простирал;

Что он не ведает святыни,

Что он не помнит благостыни,

Что он не любит ничего,

Что кровь готов он лить, как воду,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.

***

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь;

Все это мужа не спросись.

А. Пушкин

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов.

Я помнил смуглых стариков,

При свете лунных вечеров

Против отцовского крыльца

Сидевших с важностью лица,

И блеск оправленных ножон

Кинжалов длинных... и как сон

Все это смутной чередой

Вдруг пробегало предо мной.

М. Лермонтов

Все чаще я тосковал по Москве, по шуму сыроватой лесной листвы, по прозрачным до самого дна речонкам, что струятся через эти леса, но часто останавливаются, о чем-то раздумы­вают над омутами. Там плавают тучи мальков, желтые кув­шинки, скромные облака и перевернутые вниз вершинами отра­жения сосен.

В. Солоухин

В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

К. Паустовский

У п р а ж н е н и е 2.

Определите характер перечислений в следующих фразах и произнесите их соответственно образно-смысловому содержа­нию.

...Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье...

***

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревна кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

А. Пушкин

Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча...

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали;

Счастливый, пышный край земли!

Столпообразные раины,

Звонкобегущие ручьи

По дну из камней разноцветных,

И кущи роз, где соловьи

Поют красавиц, безответных

На сладкий голос их любви;

Чинар развесистые сени,

Густым венчанные плющом,

Пещеры, где палящим днем

Таятся робкие олени;

И блеск, и жизнь, и шум листов,

Стозвучный говор голосов,

Дыханье тысячи растений!

И полдня сладострастный зной,

И ароматною росой

Всегда увлажненные ночи,

И звезды яркие, как очи,

Как взор грузинки молодой!..

Напрасно упрашивал его Азамат согласиться и плакал, и льстил ему, и клялся...

М. Лермонтов

Потом стрельба перемежилась, и мир открылся Аксинье в его сокровенном звучании: трепетно шелестели под ветром зеленые с белым подбоем листья ясеней и литые, в узорной резьбе, дубовые листья; из зарослей молодого осинника плыл слитный гул; далеко-далеко, невнятно и грустно считала кому-то непрожитые года кукушка; настойчиво спрашивал летавший над озерцом хохлатый чибис: «чьи вы, чьи вы?»; какая-то кро­хотная серенькая птаха в двух шагах от Аксиньи пила воду из дорожной колеи, запрокидывая головку и сладко прижму­рив глазок; жужжали бархатисто-пыльные шмели; на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчелы... С тополе­вых веток капал сок. А из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душок гниющей прошлогодней листвы.

Он подолгу лежал возле круто срезанного берега, смотрел на широкий водный простор, на меловые отроги обдонских гор, тонущих в сиреневой солнечной дымке. Там, за этой дымкой, был родной хутор, Аксинья, дети...

М. Шолохов

А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, дале­кого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца — рыжебородого ги­ганта, с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, весе­лую, снова себя красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осев­шую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордится перед деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем... Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда...

М. Горький

Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гуденье жуков, тишина, тепло — как все это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год!

А. Чехов

Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории.

К. Станиславский

У п р а ж н е н и е 3.

Определите в данных фразах противопоставляемые части и донесите как можно ярче противопоставление в звучащей речи. В распространенных противопоставлениях следите, чтобы голос не снижался после первой части противопоставления.

Ты сер, а я, приятель, сед.

На вид-то он хорош, да зелен.

И. Крылов

Но Кочубей богат и горд

Не долгогривыми конями,

Не златом, данью крымских орд,

Не родовыми хуторами,

Прекрасной дочерью своей

Гордится старый Кочубей.

А. Пушкин

Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа придет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках.

Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их.

Во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине.

Н. Гоголь

Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под ру­кой здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина благородно; что для них была проза, то для него была поэзия.

В. Белинский

...русский народ и русские войска, а не исключительно только мороз и голод победили французов в 1812 году...

Н. Чернышевский

Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, ма­ленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.

И. Тургенев

Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способ­ности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.

...В ночь сражения, взволнованный, но не усталый (несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог перено­сить физическую усталость гораздо лучше самых сильных лю­дей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Креме к Ку­тузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн.

Л. Толстой

У п р а ж н е н и е 4.

Определите смысловые связи между фразами предлагаемых текстов. Следите за перспективой развития мысли и точной лепкой фраз.

У всякого человека есть своя история, а в истории свои критические моменты; и о человеке можно безошибочно су­дить, только смотря по тому, как он действовал и каким он является в эти моменты, когда на весах судьбы лежала его и жизнь, и честь, и счастие. И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее. Так и у всякого народа — своя история, а в истории свои критические моменты, по кото­рым можно судить о силе и величии его духа, и, разумеется, чем выше народ, тем грандиознее царственное достоинство его истории, тем поразительнее трагическое величие его критиче­ских моментов и выхода из.них с честью и славою победы. Дух народа, как и дух частного человека, выказывается вполне только в критические минуты, по которым одним можно безо­шибочно судить не только о его силе, но и о молодости и све­жести его сил. Бородинская битва, самим Наполеоном назван­ная битвою гигантов, была самым торжественным, самым трагическим актом великой драмы ХП-го года.

В. Белинский

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыс­лить себя где-либо, кроме России...

Я люблю эту бедную природу, может быть, потому, что какова она ни есть, она все-таки принадлежит мне; она срод­нилась со мной, точно так же, как и я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тре­вог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого. Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Брази­лию, окружите какою хотите роскошною природой, накиньте на эту природу какое угодно прозрачное и синее небо, я все-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, по­тому что я всюду и всегда ношу их в моем сердце, потому что душа моя хранит их, как лучшее свое достояние.

Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очер­тания которого ты не можешь отчетливо для себя определить, но которого прикосновение к себе ты непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывною пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником пер­вых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, сло­вом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого он достиг без малейшего насилия, одним теплым и беско­нечно любовным к тебе прикосновением. Он сделал даже больше того: неусыпно обнимая тебя своею любовью, он и в тебе зажег священную искру любви, так что и тебе нигде не живется такою полною, горячею жизнью, как под сенью твоего отечества.

Я еще застал людей, у которых в живой памяти были собы­тия 1812-го года и которые рассказами своими глубоко волно­вали мое молодое чувство. То была година великого испытания, и только усилие всего русского народа могло принести и при­несло спасение. Но не о таких торжественных моментах я здесь говорю, а именно о тех буднях, когда для усиленного чувства нет повода. По моему мнению, и в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает Право назвать себя гражданином.

Двенадцатый год — это народная эпопея, память о которой перейдет в века и не умрет, покуда будет жить русский народ.

М. Салтыков-Щедрин

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие заража­ются этими чувствами и переживают их.

Л. Толстой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: