Грудной возраст и ощущения

Продолжая тему созревания способностей, рассмотрим последовательно основные этапы взросления человека. Начнем с самого раннего – грудного. (Необходимо сразу оговориться, что данные этапы выделяются условно и не всегда соответствуют научным классификациям).

Итак, этот этап начинается с момента рождения и условно заканчивается развитием способности маленького человека ходить. За это время происходит очень интенсивная перестройка физиологических механизмов адаптации к новым условиям существования. Это первый шаг к независимости, автономии. Младенец, попав в новую среду должен научиться воспринимать себя как что-то отдельное от материнского организма. У него должна развиться способность самостоятельно переваривать пищу, самостоятельно поддерживать температуру тела, самостоятельно выделять продукты энергетического обмена.

В то же самое время родившийся человек учится быть личностью. Ведь пока мы находились в животе у мамы, для нашего выживания не имели никакого значения зрение или слух. После рождения все изменяется, и каждый из нас учится смотреть сам на себя и на мир глазами окружающих нас людей, в первую очередь, родителей и воспитателей. Таким образом, первое чему мы учимся – это точкам зрения и способам восприятия. Вот почему у маленького ребенка еще нет своего мнения. Он вынужден видеть мир глазами тех, с кем живет, учиться их языку, иначе он не сможет с ними общаться, а значит, – не сможет выжить.

Таким образом, процесс познания мира начинается у нас с самого момента рождения, но по причине нашей беспомощности и неспособности самостоятельно передвигаться, мы сначала изучаем этот мир в основном путем осознания своих телесных ощущений. Мы трогаем все, что нас окружает, пробуем на вкус, гладим, дергаем. Таким образом, мы постигаем форму, температуру, консистенцию, твердость, массу, прочность и другие свойства, которые можно ощутить при непосредственном контакте. При нормальном развитии у нас развивается способность адекватно ощущать мир и свое тело.

Если же окружающие условия слишком дискомфортны и ребенок постоянно испытывает переохлаждение или перегревание, голод или пресыщение, недостаток или избыток физического контакта с родителями, то процесс познания мира будет искажен и у ребенка разовьется искаженное его восприятие. В последующей жизни это может проявляться в нарушенной кожной, вкусовой, температурной чувствительности, чрезмерной раздражительности, искажении ощущений или их притуплении. В крайних случаях, когда первый год жизни ребенка является для него сплошным стрессом, он может застрять на грудном возрасте и практически не развиться дальше. Такие дети продолжают жить с постоянным ощущением физической боли, дискомфорта, ужаса, боятся любого прикосновения, испытывают сильное раздражение на любую попытку пообщаться с ними. Разумеется, при этом они вряд ли разовьются дальше, научаться говорить, думать.

В менее болезненных, но неадекватных для выживания ситуациях, дети также могут затормозиться в развитии, потому что любую информацию они будут пропускать через фильтр своих искаженных, часто болезненных ощущений, связанных в памяти с первым годом жизни. Все это часто приводит к большим проблемам во взрослом возрасте. Об этом в следующей статье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: