ГЛАВА 1. Серым ноябрьским вечером 1988-го года шестеро энтузиастов, мечтающих о создании экологической общины

УСПЕШНЫЕ 10%, И ПОЧЕМУ ОСТАЛЬНЫЕ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ

Серым ноябрьским вечером 1988-го года шестеро энтузиастов, мечтающих о создании экологической общины, погрузились в пикап и направились из Северной Калифорнии в Орегон.

Изначально группа предполагала найти и получить в доверительное управление будущей общины несколько домов в районе Залива Сан-Франциско и участок земли в сельской местности – на расстоянии, позволяющем ежедневные поездки на работу. Но тут случайно они узнали об одном участке размером 87 акров21 с протекающим ручьем и 25 постройками, расположенном в сельской глубинке Орегона. Еще в 1970-е годы он попал в распоряжение Федеральной налоговой службы (IRS) за долги по налогам в размере 1,7 миллионов долларов.

Это бывшее владение одной из христианских общин включало в себя просторную столовую, кухню, 12 небольших летних домиков, два общежития, вмещающих до 125 человек, прачечную и садовые пристройки, большую мастерскую, комплекс под офис и учебные классы, а также частично завершённый четырёхквартирный коттедж. Если не принимать во внимание налоговую задолженность, это была просто мечта организатора общины – сельскохозяйственные земли со множеством уже готовых построек. А значит, нужно было отправляться и смотреть.

Десятью часами позже они вылезли из тесной машины наружу, под холодный дождь и занялись изучением местности. «Картина поистине вгоняла в депрессию», - вспоминает Дайанн Броз. То, что когда-то было аккуратным и ухоженным газоном, ныне походило на непроходимые джунгли с травой по плечо.

Бывший огород зарос чертополохом высотой футов восемь. На месте сорока пяти акров когда-то великолепного леса открывалось голое поле с пнями и зарослями ежевики: деревья были полностью вырублены членами общины и проданы для оплаты долгов.

Пробираясь сквозь стены мокрой травы, друзья осмотрели некоторые из построек. Семь лет они простояли в запустении, и почти у всех были выбитые стёкла, прогнившие крыши и провисшие ступени. За скрипучими дверями помещений открывались холодные, заплесневевшие стены комнат, груды обломков и мусора. Внутри повсюду стоял тяжёлый запах гнили. Когда бывшие владельцы поняли, что налоговая служба всерьёз грозит им лишением прав на землю, они вынесли из зданий всё возможное: мебель, ковровые покрытия, сантехнику, печи, вешалки, вентиляционные и осветительные приборы. Они выкопали оросительные трубки для полива газона и выкрутили все до единой лампочки. В поисках источников воды посетители лавировали между мусорными кучами, грудами разбитых стёкол и мертвых птиц, но напрасно – водопроводные трубы давно лопнули от морозов.

Проблема была не только в плачевном состоянии имущества. Даже в таком виде оно оценивалось не меньше, чем в полмиллиона долларов. Кроме того, решением местных властей статус земли был возвращен из категории «для совместного проживания многих семей» в категорию «не более 5 семей»22. И, вполне возможно, что недвижимость
------------------------------------------

21 Акр равен примерно 0.4 Га. – прим. перев.

22 Буквально: «не более пяти неродственных совершеннолетних граждан» (no more than five unrelated adults). Подробнее о нормах американского земельного зонирования рассказывается в главе 11. – прим.перев.

по-прежнему была обременена огромным долгом Федеральной налоговой службе. Продрогшими, вымокшими и разочарованными покидали землю энтузиасты. Всем было очевидно, что план провалился.

Всем, кроме двух участников, для которых тот день оказался судьбоносным. Дайанн Броз, бывший работник центра по организации конференций, разглядела великолепную землю с приветливыми лугами и группой величественных деревьев, которым удалось сохраниться, прекрасный потенциал для садового хозяйства, а также все необходимые постройки – идеальное место для общины и центра по проведению семинаров и конференций.

Кеннет Махаффи, предприниматель, занимающийся скупкой, реконструкцией и сдачей в аренду старых домов, увидел замечательный образец недвижимости, проблемную, но интересную возможность для вложения средств, а также идеальный ландшафт для поселения. Дайанн хорошо умела общаться с людьми, имела большой интерес и полезный опыт для создания общины. У Кеннета были знания специалиста в области недвижимости и финансов. Оба были людьми активными и предприимчивыми, привыкшими добиваться результата.

В течение шести месяцев они оформили землю. Сегодня на этом месте находится Образовательный Центр Лост Вэлли (Lost Valley, «Затерянная Долина») - процветающая община с 29 жителями (22 взрослых и 7 детей), с ухоженными, отремонтированными постройками, налаженным огородным хозяйством, лесовосстановительным проектом и посадками дугласовой пихты и широколиственных пород, а также энергично работающим, успешным конференц-центром.

ЛОСТ ВЭЛЛИ: БОЕВАЯ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ГРУППЫ.

Первым серьезным испытанием для Дайанн и Кеннета было найти того, кто все-таки распоряжался земельным участком, и с кем можно было бы поговорить о цене. Был ли он по-прежнему в ведении Налоговой службы? Если с момента наложения ареста уже прошло семь лет, истек ли срок давности по налоговым требованиям? После множества хлопот и проволочек, Дайанн и Кеннет все-таки сумели сделать заявку на покупку участка через местную юридическую фирму, представлявшую неизвестного владельца, причем им было сказано, чтобы они ни в коем случае не обращались напрямую в Налоговую Службу.

Несколько лет назад имущество оценивалось в 557 тысяч долларов, а перед тем, как там был вырублен лес, - в 750 тысяч. Сумма земельного налога за последние годы оказалась равной 50 тысячам, но Дайанн и Кеннет полагали, что ее можно будет уменьшить. За прошедшее время много кто интересовался покупкой участка, и один из потенциальных покупателей предложил за него несколько месяцев назад 250 тысяч долларов, однако теперь он уже не был уверен, что сможет заплатить эту сумму.

Оценив навскидку шансы на успех, возможные хвосты с налогами, вероятные проблемы с изменением категории землепользования и плачевное состояние имущества, Кеннет рискнул и сделал заявку о готовности купить участок за 80 000.

В течение следующих трех месяцев от представителей собственника не было никаких вестей. Письма и запросы уходили в никуда, и то там, то здесь Дайанн и Кеннет получали противоречивые сведения о том, кто же все-таки в действительности контролирует землю. В конце концов, они решили обратиться напрямую в Налоговую службу, и там, в итоге, выяснили, что по документам новым собственником имущества является юридическая фирма из Сиэтла, которая отсудила его у Налоговой службы от лица прежних владельцев. Друзья позвонили в эту фирму и услышали в ответ, что те ничего не знают об их заявке. Через день, впрочем, из фирмы перезвонили и сказали: «Если вы увеличите сумму до 90 000 долларов, мы оформим сделку за три недели».

Вместе с расходами на услуги юристов и на оформление, участок обходился в сумму около 100 000 долларов. Кеннет собрал деньги при помощи друзей, оформив трёхмесячные займы под 8-10 процентов. В своем предложении о покупке он поставил условие, чтобы налоговый долг в 1,7 миллиона, оставшийся с предыдущего собственника, был аннулирован. 7-летний срок с момента ареста имущества прошел, и Налоговая служба должна была решить, продолжать ли взыскание долга в судебном порядке или же списать его. К счастью, было решено списать.

Кеннет и Дайанн учредили некоммерческую образовательную организацию «Лост Вэлли Центр» со льготным налоговым статусом по статье 501(с)323. В апреле 1989 были оформлены права на участок. Хотя юридически собственником стал Кеннет, вновь учрежденная организация гордо вступила во владение 87 акров поросшей бурьяном и чертополохом земли и двух дюжин полуразрушенных зданий24. Хотя на недвижимости по прежнему висел 50-тысячный долг по земельному налогу, и не был ясен вопрос с категорией земельного зонирования, друзья удачно получили землю, которая, при других обстоятельствах, обошлась бы в полмиллиона. Через несколько месяцев Кеннет заложил одно из принадлежащих ему зданий и выплатил свои трехмесячные займы. После этого он одолжил новорожденному образовательному центру 100 тысяч долларов для ремонта и реставрации имущества.

Как и многие другие основатели общин, Кеннет и Дайанн столкнулись с проблемой земельного зонирования. У предыдущих хозяев участка было разрешение на плотное (многосемейное) заселение, однако окружной департамент землеустройства и градостроительства решил, что это разрешение утратило силу из-за слишком большого разрыва во времени между деятельностью предыдущего и нынешнего землепользователя. Это означало, что земля возвращалась под обычные окружные нормы, согласно которым на участке может проживать не более 5 семей (не более 5 неродственных совершеннолетних граждан), несмотря на то, что это были 87 акров с 25 постройками. И хотя Лост Вэлли, в конце концов, удалось вернуть прежнее разрешение на многосемейное заселение, покупка земли без учета категории зонирования была, надо сказать, весьма рискованным предприятием. Вообще же, тем, кто желает войти в число «успешных десяти процентов», желательно разрешить вопросы зонирования до покупки земли.

Двумя месяцами позже, в июне, Дайанн, Кеннет и еще пятеро добровольцев, пожелавших стать пионерами новой общины, переехали на землю, чтобы с энтузиазмом взяться за дело. В первый же месяц они выгребли из всех зданий кучи мусора, отремонтировали водопровод, привели в порядок территорию и засадили четверть акра огородными культурами. К августу они открыли деревообрабатывающую мастерскую и деловые офисы организации Лост Вэлли Центр, отремонтировали жилые постройки, четырёхквартирный коттедж, столовую и пять учебных классов. Следуя совету быть как

------------------------------------------------------

23 В налоговом кодексе США (Internal Revenue Code, IRS Code) предусмотрено несколько льготных режимов налогообложения для разнообразных некоммерческих организаций – образовательных, религиозных, ассоциаций домовладельцев и пр. Эти режимы закреплены в соответствующих статьях, и ссылки на эти статьи обычно используются на практике для краткого обозначения вида некоммерческой организации. – прим. перев.

24 Насколько можно судить, в американской практике довольно часты случаи, когда некоммерческая организация не является формальным собственником своей недвижимости и берет ее в аренду у другого лица. Это связано с требованием закона о том, чтобы правление некоммерческой организации с льготным налогообложением не было «имущественно заинтересовано» и не извлекало прибыли из ее работы (в противном случае, т.е. если организация будет получать имущественную выгоду, она может лишиться налоговых льгот). Подробнее об этом рассказывается в главах 15-16. – прим. перев.

можно более активными и открытыми в плане информирования окружающих о своих
намерениях и будущей деятельности, они выпустили брошюру о своем центре для отдыха и конференций и расклеили свои визитки у местных магазинов и на досках объявлений. Они искали поводы, чтобы познакомиться и пообщаться с местными жителями, приходили на местные вечеринки и волейбольные матчи, а также радушно зазывали соседей к себе в гости на дни открытых дверей. В сентябре к ним присоединились ещё несколько пионеров-поселенцев, вместе с которыми они обновили несколько домиков, открыли свое кафе, обеспечили спальные комнаты матрасами, одеялами и бельём, а также закупили недорогую подержанную мебель для всех помещений. В октябре они провели свою первую конференцию.

Следующей задачей было обосновать местным властям, почему долг по земельному налогу в 50 тысяч долларов должен быть сокращен. Основатели Лост Вэлли обратили внимание на то, что, в соответствии с окружным законодательством, поскольку и они, и предыдущие хозяева являются некоммерческими организациями со льготным налогообложением по статье 501(с), они не должны нести ответственность за промежуток времени между роспуском предыдущей общины и покупкой земли их группой. Администрация округа согласилась, и в январе 1990 года налоговый долг был сокращён до 10 тысяч. Власти округа также великодушно решили, что деятельность Лост Вэлли подпадает под налоговые льготы по их собственному законодательству и поэтому Центр освобождается от уплаты земельного налога и налогов на имущество на все время, пока он осуществляет соответствующую общественно-полезную деятельность25.

В течение четырёх первых месяцев 1990-го поселенцы Лост Вэлли и их добровольные помощники занимались разбивкой садов и приступили к проекту восстановления леса, посадив 1000 деревьев в своём питомнике, а также 800 саженцев дугласовой пихты и других деревьев на месте вырубки. Вместе с федеральными агентствами они участвовали в развитии программы по восстановлению водосборов, разработали программы туров «По древним лесам» (Ancient Forest Tour programs), начали исследовательскую работу в области сельского хозяйства и несколько образовательных проектов. Они провели первые практические курсы по пермакультуре и запустили двухмесячный образовательный курс по

----------------------------------------------

25 У читателя может возникнуть вопрос: каким образом вышло так, что христианская община – предыдущий собственник земли, будучи некоммерческой организацией со льготным налогообложением, умудрилась «заработать» налоговый долг в 1,7 миллиона долларов, втрое больше стоимости их земли. Вот что пишет об этом Диана Кристиан:

Христианский Молодежный Центр Возрождения Шайло (Shiloh Youth Revival Center), которому принадлежал участок, доставшийся потом Лост Вэлли, обратился в Налоговую службу за получением льготного статуса. При этом в заявлении они указали свои цели и характер деятельности, которой намеревались заниматься. Однако впоследствии, получив льготное налогообложение, Центр нарушил свои обязательства, начав заниматься деятельностью, противоречащей его юридическому статусу. Он начал брать заказы на лесорубочные работы и при этом конкурировать с другими местными лесопромышленными компаниями, систематически выигрывая аукционы за счет предложения сделать работу за самую низкую оплату. И лесорубы в других компаниях оказывались без заказов. Причина, по которой Центр Шайло мог позволить себе предлагать самую низкую цену, была проста: во-первых, община очень мало платила (если платила вообще) своим воспитанникам, а во-вторых, она не платила подоходного налога.

Согласно американскому законодательству, освобожденная от налогов некоммерческая организация не вправе использовать свой льготный статус для конкуренции с другими, коммерческими организациями. Подобная деятельность является основанием для лишения организации этого статуса, что и произошло. Когда местные лесопромышленные компании заявили о деятельности Центра в Налоговую службу, та не только аннулировала решение о присуждении им льготного статуса, но и потребовала выплатить налоги за весь истекший период (т.е. за много лет), что и вылилось в кругленькую сумму в 1 700 000 долларов. После этого община пыталась нанять юристов для того, чтобы оспорить это решение, и спилила весь свой лес для оплаты их услуг, однако это не помогло. Организация обанкротилась, и ее имущество досталось Налоговой службе и юристам. – прим. перев.

экологии. Они продолжали ремонтные работы – чистили и заменяли ковры, устанавливали противопожарную систему, обновили ещё один домик. Они переделали небольшие постройки в хозяйственные помещения и молодёжную гостиницу, и теперь уже могли принимать гостей на более длительный постой. Так начинался путь общины Лост Вэлли.

СЕКРЕТ УСПЕХА И ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ

С начала 1990-х я всерьез начала интересоваться вопросом о том, что же приводит формирующееся экопоселение или общину к успеху. Работая издателем вестника о создающихся альтернативных сообществах, а позже редактором журнала «Комьюнитис» (Communities), я брала интервью у десятков людей, вовлечённых в процесс формирования общин и проектов экопоселений, а также у основателей уже действующих общин. Мне хотелось знать, что работает, а что – нет, и как действовать, чтобы заново не изобретать велосипед.

Я пришла к выводу, что, вне зависимости от степени энтузиазма и грандиозности планов основателей, в жизнь воплощается26 не более одного из десяти проектов новых поселений27. Остальные девяносто процентов кончают ничем. Иногда это происходит из-за того, что не хватает денег или не удается найти подходящую землю, но в большинстве случаев по причине конфликтов. Обычно – конфликтов, сопровождаемых разочарованием в идее. А иногда – не только разочарованием, но и судебными тяжбами.

Что же происходит не так? Казалось бы, люди начинали создавать жизнь на основе идеалов дружбы, доброй воли, сотрудничества, честности в принятии решений. Чего же они не учли?

УСПЕШНЫЕ ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ

История Лост Вэлли иллюстрирует главные этапы формирования новой общины или экопоселения – создание инициативной группы людей с конкретным образом и целью поселения, выбор соответствующей юридической структуры, поиск и приобретение земли, изыскание способа финансирования, переезд и обустройство (реконструкция старой недвижимости или освоение чистого поля). Сюда же входит формирование внутриобщинной экономики и, при необходимости, рефинансирование и выплата первоначальных займов.

(Поскольку экопоселения являются одной из форм альтернативных сообществ, в дальнейшем я буду использовать термин «альтернативное сообщество» или «община» по отношению и к экопоселениям, наравне с другими формами сообществ).

Каждой из описанных в этой книге общин предстояло совершить подобные шаги и примерно в том же порядке. Большинство из семи основателей общины Круг Сеятелей (Sowing Circle), создавшей Оксидентальский Центр Экологии и Искусства (Occidental Arts and Ecology Center) на севере Калифорнии уже являлись хорошими друзьями и соседями, когда в 1995 году они учредили товарищество (позже реорганизованное в общество с ограниченной ответственностью) для совместной покупки земли и некоммерческую корпорацию по 501(с)3 – для управления создаваемым ими образовательным центром.

---------------------------------------

26 В оригинале «get built» - букв. «оказываются построены». Т.е. речь, видимо, идет о том, что группа приобрела землю, построилась на ней, переехала жить в поселение и не распалась в первые же годы. – прим. перев.

27 Эта цифра несколько выше для живых жилищных сообществ (кохаузинг). По данным редактора журнала «Кохаузинг» (Cohousing) Стеллса Тэрни, примерно 25% сформировавшихся групп воплощают свой проект на практике. – прим. авт.

После тщательно изучения рынка недвижимости они нашли 80-акровый участок, с уже готовыми жилыми и общественными постройками, стоимостью в миллион долларов. Они купили его в рассрочку за 850 тысяч долларов, сложив собственные сбережения, взяв взаймы у своих родственников, друзей, коллег и оформив ипотечный кредит. В течение восьми месяцев они заселились, сделали необходимый ремонт, открыли свой центр по проведению конференций, а через пять лет расплатились с большей частью кредитов, так что у них остался лишь один частный заем.

В 1998 году десятки веб-пользователей со всей страны отозвались на распространенный в интернете призыв об организации коммуны28 в сельской глубинке Новой Англии29. После года обсуждения всех деталей проекта путем переписки по электронной почте и личных встреч инициативная группа будущего поселения Мидоуданс (Meadowdance) подобрала идеально отвечающей их требованиям загородный участок в штате Вермонт – 165 акров земли за 250 тысяч долларов. Шестеро членов группы, готовых к реализации проекта, зарегистрировали товарищество с ограниченной ответственностью30 и с помощью займов собрали большую часть необходимой суммы. Они потратили год на то, чтобы добиться, от округа разрешения на строительство своего большого многофункционального общественного здания, однако, истратив 20000 долларов на бумаги и экспертизы, так его не получили. Тогда они купили дом в небольшом городке того же штата и начали здесь свой совместный бизнес по тестированию программного обеспечения, а также издательскую и типографскую деятельность. В 2002 году, после того как дела пошли на лад, они возобновили поиски земли в сельской местности.

Каждый из приведённых примеров относится к тем самым «десяти процентам» успешно формирующихся общин. Мы расскажем о них подробнее в следующих главах.

Но что же происходит с остальными девяноста процентами – теми, что распадаются в начале пути?

ПОЧЕМУ 90 ПРОЦЕНТОВ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ

В начале 90-х годов одна женщина, назовём её Шэрон, решила основать духовную общину, которую я назову здесь «Свет благодати», и купила для этого землю. Поначалу всё выглядело многообещающе. Шэрон необыкновенно быстро получила утверждение плана на групповую застройку участка. Она регулярно встречалась с группой друзей и единомышленников, желающих вступить в будущую общину. Однако по истечении 18 месяцев первоначальная группа, а за ней и вторая, распадается с обидами и разочарованиями. Шэрон отчаянно борется с нехваткой средств, проблемами освоения территории и межличностными разногласиями в коллективе. Спустя два года она призналась, что она прекратила попытки создать поселение и охладела к самой идее общины в принципе – настолько, что ей даже противно слышать это слово.

О чём же эта основательница не задумалась заранее?

---------------------------------

28 коммуна (commune, income-sharing community) – община, в которой все или большая часть имущества является общим, участники работают сообща и как правило поровну делят заработанный доход. – прим. перев.

29 Северо-восток США. – прим. перев.

30 Смысл английского «Limited Liability Partnership» отличается от значения русского «ТОО». Если русское ТОО является просто более старым названием ООО (до принятия ГК РФ 1995 г), то американское LLP представляет собой простое товарищество (Partnership), участниками которого являются общества с ограниченной ответственностью (Limited Liability Companies, LLCs) – прим. перев.

• О том, сколько денег понадобится потратить на освоение земли и создание инфраструктуры, прежде чем она сможет передать права на индивидуальные участки каждому вступающему члену. У Шэрон не было предварительной бюджетной сметы, и она понятия не имела, в какую сумму ей обернётся выполнение всех градостроительных норм и требований к составлению генерального плана, дорогам, коммунальной инфраструктуре и т.д.

• О том, сколько будет в конечном итоге стоить индивидуальный участок, и о том, что она не должна поощрять напрасные надежды у тех, кто никогда не сможет себе позволить его выкупить. Шэрон знала, что некоторые люди в группе будут не в состоянии оплатить свою долю, но продолжала полагаться на «авось», думая, что все «как-нибудь разрешится само собой».

• О том, чтобы защитить всё частное финансирование с помощью адекватной финансово-юридической документации. Шэрон считала, что для того, чтобы привлечь людей к финансовому участию в ее проекте, достаточно красивого описания ее духовного образа будущей общины. Ей и в голову не пришло составить бизнес-план, финансовую смету, или иным способом показать потенциальным инвесторам, когда и каким образом они смогли бы вернуть вложенные деньги.

• О том, что с самого начала ей стоило бы донести до каждого, что она является не только носителем образа общины, но и выполняет функции землеустроителя31. Шэрон никогда не думала о себе как о «землеустроителе» и не использовала этого слова, несмотря на факт, что именно она финансировала проект и несла ответственность за освоение земли.

• О том, что ей следовало бы сказать людям о своём намерении полностью возместить личные расходы по покупке земли и созданию инфраструктуры, а также получить прибыль, компенсирующую вложенные ею силы, время и предпринимательский риск. Шэрон не мыслила такими понятиями как «предпринимательский риск», хотя рисковала фактически. Когда участники как первой, так и второй группы формирующейся общины, в конце концов, подняли проблему финансирования и начали задавать прямые вопросы, это ее обидело. Но члены группы были обижены не меньше, узнав, что Шэрон собиралась получить прибыль. Можно долго обсуждать все «за» и «против» идеи зарабатывания на земле общины, но суть в том, что Шэрон изначально не объяснила людям, каковы её намерения.

• О том, что опять-таки с самого начала необходимо было объяснить всем, что как ответственный землеустроитель (застройщик) она будет самостоятельно принимать все решения по вопросам землеустройства. И снова можно спорить, хорошо или плохо, когда один человек принимает решения и берет ответственность за весь финансовый риск при создании поселения – но Шэрон стоило прояснить этот вопрос.

• О том, что необходимы четкие критерии и процедуры для определения того, кто является членом группы, а кто – нет, и по каким вопросам решения принимает группа, а по каким – Шэрон самостоятельно.

• О том, что консенсус (единогласие) является неподходящим методом принятия решений для группы, у которой нет единого общего образа и общей цели, в которой, к тому же, один является землевладельцем, а остальные не рискуют финансово; где нет чёткого разграничения между участниками, имеющими право решающего голоса при принятии общих решений, и теми, кто просто присутствует на собраниях. Фактически, группа вообще практиковала не консенсус, а, скорее, некое достаточно туманное представление о нем.

-----------------------------------

31 (англ. developer) т.е. организует межевание земли, оформление документов, создание инфраструктуры и т.п. – прим. перев.

«СТРУКТУРНЫЙ КОНФЛИКТ» И ШЕСТЬ СПОСОБОВ ЕГО ПРЕДОТВРАТИТЬ

После многочисленных встреч с такими основателями, как Шэрон, и выслушивания историй о распадах общин, людских разочарованиях, иногда даже последующих судебных тяжбах, я начала улавливать определённую закономерность. Создавалось впечатление, что причина краха большинства молодых общин скрывалась в том, что я назвала «структурным» конфликтом – ситуации, возникающей, когда основатели с самого начала недостаточно ясно и подробно расставляют все по своим местам или не принимают определенных ключевых решений, что порождает одно или несколько упущений, «пробелов» в организационной структуре будущей общины. Эти «встроенные в систему» проблемные ситуации функционируют наподобие мины замедленного действия. В ходе недель, месяцев и даже лет процесса формирования общины в группе назревает фундаментальный конфликт, которого, по сути, можно было бы избежать, заранее продумав определённые вопросы. Естественно, эта нарастающая неопределенность в отношениях провоцирует и львиную долю межличностных осложнений, что ещё более усугубляет первичный структурный конфликт.

В то время как межличностный конфликт - явление нормальное и ожидаемое, конфликт структурный, я уверена, можно было бы предотвратить или, по крайней мере, в значительной мере ослабить, если бы основатели с самого начала обращали внимание на шесть ключевых моментов. Каждый из них, будучи обойден вниманием на ранних стадиях формирования общины, может превратиться в «мину замедленного действия».

1. Сформулируйте ясный образ (видение, концепцию) вашей общины и опишите его в соответствующем концептуальном документе. Вероятно, нет более разрушительного источника структурного конфликта в общине, чем различие представлений у разных участников о том, для чего они вообще собрались вместе. Это приводит к бесконечным спорам по, казалось бы, бытовым вопросам – сколько денег потратить на конкретное дело или сколько времени посвящать какой-либо общей задаче. В действительности за всем этим лежат фундаментальные (и, возможно, неосознаваемые) различия в представлении о том, для чего в принципе создается община. Необходимо, чтобы все участники с самого начала говорили на одном языке, понимали и разделяли общую идею и знали, что все те, кто находятся рядом с ними, тоже пришли сюда ради нее. Этот общий образ следует тщательно обсудить, согласовать во всех деталях и зафиксировать на бумаге ещё на предварительном этапе. (См. Главу 4).

2. Выберите честный, адекватный для вашей группы, и подразумевающий совместное участие метод принятия решений. В случае выбора единогласного способа принятия решений (консенсуса), научитесь им пользоваться. Если только вы не собираетесь создавать духовную, религиозную или терапевтическую общину, где решения принимает духовный лидер, с которым все заранее согласны, то ваша группа будет чувствительна к любому неравномерному распределению власти.

Возмущение по поводу вопросов власти может стать мощнейшим источником конфликтов внутри группы. Принятие решений является наиболее очевидным проявлением власти, и, чем больше людей в него вовлечено, тем меньше вероятность возникновения конфликтов данного рода. Это означает, что каждый участник имеет право голоса при принятии решений, которые влияют на его жизнь в общине, и метод принятия общих решений является честным и справедливым. То, как действует ваша процедура принятия решений, должно быть абсолютно понятно каждому в вашей группе. Одной из причин конфликтов в общинах является, в частности, применение единогласного метода принятий решений при недостаточном понимании его сути. То, что во многих группах выдаётся за консенсус, попросту им не является. Это скорее «псевдо-консенсус» - изматывающий, высасывающий энергию и энтузиазм процесс, порождающий раздражение и неприязнь, в том числе и к самой идее единогласия. Поэтому, если ваша группа планирует использовать данный метод, в первую очередь ему стоит обучиться, - этим вы в значительной степени предотвращаете структурный конфликт. (См. Главу 6).

3. Достигните четких договоренностей по всем важным вопросам – и запишите их. (Это включает выбор соответствующей организационно-правовой формы юридического лица для совместного владения землёй). Люди помнят слова и факты по-разному. Поэтому все ваши договорённости – от самых бытовых до самых значимых юридически и финансово – однозначно стоит записывать. Тогда, если вы потом вдруг по-разному будете помнить об одном и том же, всегда можно поднять бумаги и посмотреть. В обратном случае вы приходите к варианту «мы правы, а вы, ребята, нет (и, может, даже вы хотите нас обмануть)» - а это путь, способный разрушить любое сообщество быстрее, чем вы успеете произнести «Свяжемся через адвоката». (См. Главу 7).

4. Освойте навыки коммуникации и группового взаимодействия. Сделайте приоритетом прямое и открытое общение и разрешение конфликтов. Уметь обсуждать друг с другом даже самые болезненные темы и предметы и при этом не терять контакта, оставаться друзьями – вот что такое в моем понимании хорошие коммуникативные навыки. Сюда также относится и умение поддерживать взаимную ответственность за соблюдение общих соглашений. Я считаю, что изначальное пренебрежение навыками общения и группового взаимодействия, как и методами разрешения конфликтов, равносильно закладыванию основы для структурного конфликта в будущем. Своевременное внимание к этим вопросам позволит вам контролировать ситуацию позже, при её обострении. Это равносильно своевременному изучению техники пожарной безопасности. (См. Главы 17-18).

5. В выборе партнёров по созданию общины, а также новых её участников, отдавайте предпочтение эмоционально зрелым людям. Более чем серьезный источник тяжелейших конфликтов – это позволить войти в вашу инициативную группу, или, позднее, в общину, человеку, чьи идеалы и ценности не согласуются с вашими. Или же человеку, чьи эмоциональные переживания, - всплывающие неделями и месяцами спустя в виде деструктивного отношения или поведения, - могут съедать множество часов общих собраний и высасывать из вашей группы энергию и энтузиазм. Хорошо продуманный процесс подбора и интеграции новых людей в состав группы и, одновременно, отсев тех, кто не созвучен с вашими ценностями, общим образом или представлениями о нормах поведения, поможет вам на годы вперёд избавиться от постоянных стрессов и повторяющихся изнурительных конфликтов. (См. Главу 18).

6. Научитесь думать и головой, и сердцем. Формирование общины похоже на попытку одновременно открыть новое дело и заключить брачный союз – что может быть серьезнее? Как при закладывании успешного бизнеса, здесь понадобятся навыки планирования и финансового расчёта; как и в супружеских отношениях - способность к доверию, честность, доброжелательность, умение ладить. И создатели успешных поселений, похоже, осознавали это. Те же, кто погрязал в проблемах, обычно бросались действовать, не думая. Руководствуясь самыми лучшими побуждениями, они, подобно Шэрон, и не догадывались о том, что чего-то не знали. Итак, шестой способ уменьшения опасности структурного конфликта состоит в том, чтобы потратить время на изучение всего, что вам потребуется знать.

Создатели общин должны развивать в себе и знание сердца, и работу головой. Это значит учиться принимать справедливые решения вместе со всей группой, говорить искренне и от души, не прятаться от возникающих конфликтов и конструктивно их разрешать, сотрудничать и достигать честной договорённости. Это значит учиться составлять бюджеты, расписания и стратегические планы; выбирать подходящую юридическую форму для совместного владения землёй, ведения общего бизнеса или образовательной деятельности. Это значит, если требуется, изучать рынок недвижимости в желаемой местности и местные нормы зонирования и землепользования. Это значит учиться, как разумно распоряжаться внутренними финансовыми средствами общины; если понадобится, – как добиться займа на приемлемых условиях. Это значит постигать основы планировки местности и застройки. Это значит проделывать всё вышеописанное с чувством сопричастности и совместного приключения. Погружение в поиски земельного участка или попытки сбора денег без первоначального понимания, насколько все эти области взаимосвязаны, равносильно сознательному привлечению неприятностей.

Создатели общин обычно стремятся быть специалистами, тогда как на самом деле они должны быть универсалами. Я видела, как основатели, полные духовных идеалов и захватывающих идей, терпели крах, потому что понятия не имели, как проводить земельный поиск или как получить заём в банке. Я видела организаторов, прекрасно соображающих в технических моментах, и с деловой хваткой – людей, способных искусно соорудить биотуалет и умело набросать солидный план развития, - которые, однако, совершенно не умели честно и искренне общаться с другим человеком. И я видела, как чувствительные духовные люди, наравне с непробиваемыми прагматиками, проваливались с треском при первом же столкновении с реальным конфликтом.

Отнюдь не каждому члену формирующейся группы нужно обладать всеми перечисленными качествами или владеть всей информацией – в конце концов, для того вы и группа! Не говорю я и том, что вы должны обладать всеми этими знаниями и опытом с самого начала. Вы всегда можете найти специалиста, который поможет вам изучить нужную область, будь то консультант по психологии общения, групповому процессу и взаимодействию, юрист, бухгалтер, проектный менеджер, архитектор-проектировщик, ландшафтный дизайнер, специалист по пермакультуре и т.д.

Многие из существующих и процветающих на сегодняшний день североамериканских альтернативных поселений не обладали шестью вышеперечисленными структурными элементами на момент своего возникновения и сейчас могли бы сказать, что это не настолько необходимо: «Вот, мы же существуем, разве не так?» В 1960-х, 70-х и даже ранних 80-х люди обычно просто покупали землю и начинали строиться. Некоторые их тех общин здравствуют и по сей день, чем справедливо гордятся.

Тем не менее, для поселений, зарождающихся сегодня, по упомянутым выше причинам, я бы рекомендовала начинать, хорошо обдумав все шесть изложенных пунктов.

СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ СТОИТЬ?

На вопрос, сколько это всё вообще будет стоить (и сколько это будет стоить конкретному основателю общины), можно ответить лишь приблизительно, и для этого потребуется сформировать финансовую модель и обратиться к расчетам. Но сначала вам необходимо задать несколько изначальных предпосылок. Намерены ли вы создать общину в сельской местности, в городе или пригородной зоне?

Каковы цены на землю в интересующей вас местности? Хотите ли вы купить уже готовые постройки или же намереваетесь осваивать чистое поле? Сколько человек будет участвовать в проекте? Будет ли у вас общий бизнес? Каким образом вы организуете внутриобщинную финансовую систему, чтобы выплачивать обязательные платежи за землю и другие расходы? Если расчеты покажут, что ваш план требует слишком больших затрат, а в противном случае он неосуществим, - тогда пересмотрите некоторые из начальных предпосылок и попробуйте пересчитать заново.

Среди общин, создававшихся с начала 1990-х годов (когда этот процесс стал гораздо сложнее, чем в предыдущие десятилетия), разброс цен оказался довольно широк. На сумму расходов отдельной общины влияли все перечисленные выше факторы, но главным образом, стоимость земли. К примеру, в 1996 году семеро основателей поселения Щедрый Рассвет (Abundant Down) купили 90 акров прекрасной земли на берегу реки в сельской местности юго-западной Вирджинии, вместе с фермерским домом, бытовкой и сараем за 130 тысяч долларов в рассрочку. Первоначальный взнос в размере 13 тысяч они выплатили, сложившись каждый по 1 800 долларов.

На другом конце спектра - пример основателей Круга Сеятелей / Оксидентальского Центра Экологии и Искусств (Sowing Circle / Occidental Arts and Ecology Center, OAEC). В 1994 году семеро членов инициативной группы выкупили в кредит полностью застроенный участок в Калифорнии, в округе Сонома.

За 80 акров холмистой местности с дивными панорамными видами, лесами из секвойи и дуба, двумя 20-летними садами, с 16 готовыми постройками, общинники заплатили 850 000 долларов. На первоначальный платеж, равный 150 тысячам долларов, каждый член группы внёс около 20 тысяч.

Запланируйте несколько сотен тысяч долларов (или больше) на покупку и застройку земли, в зависимости от предпочитаемой местности и размаха ваших планов. Цена вашего проекта для отдельного человека будет зависеть от того, сколько основателей и/или членов инициативной группы согласны поделить расходы. Если вы покупаете в кредит или берете займы, увеличьте эту цифру в несколько раз, чтобы получить реальную величину расходов, включая все проценты, которые вам придется выплачивать не один год. (См. Главы 9, 10, 11, 12 и 14).

СКОЛЬКО ЭТО ЗАЙМЁТ ВРЕМЕНИ?

Конечно же, потребуется огромное количество времени, чтобы сдвинуть с места такой масштабный проект. Даже если проводить общие собрания еженедельно, для работы по конкретным направлениям – сбор информации, разговор с чиновниками, проведение расчётов, разработка предложений и прочее – людям придётся встречаться в промежуточное время в течение года, а то и двух или более.

Создатели экопоселения Дансинг Рэббит (Dancing Rabbit) в Миссури разработали концепцию поселения и организовали инициативную группу в 1993 году, начали поиск земли в 1995, а купили её в 1996.

В течение следующих шести лет они занимались её освоением, строительством, увеличением численности поселенцев, и до сих пор продолжают над этим работать. Основатели Этхэвен (Earthheaven ecovillage) в Северной Каролине начинали первичным составом в 1990, четыре года искали землю, затем реорганизовали группу и купили участок в 1994 году, рефинансировали32 свои кредиты и начали освоение в 1995. Последние семь лет33 они заняты развитием своего проекта и увеличением количества участников.

Как правило, чем многочисленней группа и/или скромнее денежные средства, тем больше уходит времени. И наоборот, чем меньше участников и больше ресурсов в

----------------------------------------

32 Рефинансировать кредит – улучшить условия кредита (уменьшить сумму, процент или увеличить срок уплаты) путем уплаты старого кредита за счет приобретения нового, на более выгодных условиях. – прим. перев.

33 Т.е. до 2002 г., на момент написания книги. – прим. перев.

распоряжении – тем процесс идёт быстрее. Например, основатель городской общины Марипоза Гроув (Mariposa Grove) в Окленде, штат Калифорния, начал поиск недвижимости
в 1998 году, купил за собственные средства в 1999, а в следующие три года занимался реконструкцией и улучшением имущества и привлечением людей в общину. Двое основателей Образовательного центра Лост Вэлли (Lost Valley Educational Center) нашли свою землю в 1988, купили ее (тоже за счет собственных средств) в 1989, и к 1990 году отремонтировали и приготовили для приема первых участников своих семинаров. Следующие 12 лет они продолжали развивать инфраструктуру и строить общину.

В целом, вопрос о сроках непростой. На поиск и приобретение земли, освоение, формирование коллектива и финансовой базы общины может уйти от года до нескольких лет, но, на самом деле, завершения в таком деле не существует. Как в супружестве или в бизнесе, создание общины никогда не может считаться «завершенным».

СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ВАМ ПОНАДОБИТСЯ?

Инициативная группа обычно начинается с одного, двух или более человек – носителей идеи, в процессе она разрастается (периодически колеблясь в размере в зависимости от того, усиливается или гаснет интерес участников к посещению собраний), затем, когда настаёт время вкладывать деньги в покупку конкретной недвижимости, снова резко уменьшается в числе.

Для примера приводится Таблица 1. На ней видно как изменялось количество людей, вовлечённых в процесс создания общин, о которых идёт речь в этой книге.

Таблица 1. Сколько людей вам потребуется?

Община Предполагаемое количество людей в общине Количество участников на начальном этапе Количество участников на момент покупки земли Количество участников на 2002 год (момент написания книги)
Лост Вэлли (Lost Valley) Сельская община (Орегон), 87 акров Осн. в 1988-89 гг. 20+ 7 – 12    
Этхэвен (Eartheaven) Сельская община (Северная Каролина), 320 акров Осн. в 1990-94 гг.   15 – 20 12 – 21  
Круг Сеятелей (Sowing Circle/ Occidental Arts & Ecology Center Пригородная община (Калифорния), 80 акров Осн. в 1991-94 гг.   5 - 12    
Дансинг Рэббит (Dancing Rabbit) Сельская община (Миссури) 280 акров, осн. в 1993-96 гг. 500 – 1000 20 – 30    
Щедрый Рассвет (Abundant Dawn) Сельская община (Виржиния), 90 акров, осн. в 1994-96 гг. 40 – 60      
Марипоза Гроув (Mariposa Grove) Городская община (Калифорния) Осн. в 1998-99 гг. 12 - 13      
Мидоуданс (Meadowdance) Сельская община (Вермонт) Осн. в 1998-2000 гг. 50 – 75 30 – 40 онлайн 20 - лично    

ДУХОВНЫЕ ОБЩИНЫ: НЕПРИЯТНОСТИ В РАЮ?

Создаётся впечатление, что духовные общины более подвержены возникновению структурных конфликтов, чем «светские». Вероятно, это происходит потому, что лидеры подобных общин тяготеют к так называемому «правополушарному» типу мышления, ориентированному на видение картины в целом и не уделяющему внимания деталям. Это нередко коробит и даже отталкивает тех потенциальных единомышленников, которые привыкли использовать логику и системный подход, характерный для «левополушарного» мышления. Как и Шэрон, организаторов духовных объединений часто обвиняют в обмане других в вопросах, касающихся денег и власти, в то время как на самом деле они искренне не придавали важности детальной проработке этих вопросов и не осознавали необходимости их прояснять. Такие организаторы склонны отвергать партнерство с людьми, мыслящими преимущественно «левополушарно», считая их «мелочными счетоводами», тогда как последние на самом деле лишь хотят понимать финансовую, структурную и юридическую сторону организации общины перед тем, как довериться делу полностью.

Если вы ориентированы скорее на правополушарный тип мышления, я настоятельно советовала бы вам объединиться с более практичным единомышленником, который поможет облечь идеалы вашей общины в работающие хозяйственные и юридические стратегии. В случае же, если вы твёрдый «левополушарный» прагматик, мой совет будет найти союзника, ориентированного на видение целостной картины, – именно он поможет вам сохранить душевную открытость и не забыть, для чего изначально вы собирались воплощать в жизнь свои замечательные идеи.

Для создания общины недостаточно просто собрать людей, навыки, информацию, деньги и время. Необходимо нечто, объединяющее всё вместе – то, что я называю «чувством общинности» - ощущение взаимной сопричастности, сплоченности, общего дела, рождающееся от совместно пережитого опыта - такого как совместное приготовление пищи и общая трапеза, бригадная работа, общие походы на природу на выходные и, конечно, долгие доверительные беседы.

Собрать и сплести в единую нить людей, полезные навыки, информацию, деньги, опыт – сложно, и часто кажется, что этот путь непреодолим. Активист движения кохаузинг Зев Пайс назвал его «самым долгим и самым дорогим тренингом личностного роста из всех, какие вы когда-либо предпринимали».

В следующей главе мы познакомимся с типом человека, способного двигать такие великие дела. Нас ждут невоспетые герои – основатели общин.

МЫ НАЧИНАЛИ, ЖЕЛАЯ ИЗМЕНИТЬ НАШ МИР…

Роберта Уилсон

Волею судьбы, основанная в 1988 году община Уинслоу Кохаузинг (Winslow Cohousing) на острове Бейнбридж в районе Сиэтла оказалась первой в США общиной, основанной на идеях движения Кохаузинг и построенной руками самих жителей. Разумеется, опыта в подобных делах, у нас особо не было: только один человек до этого жил в общине, и лишь немногие хотя бы раз посетили какое-либо альтернативное поселение. Никто не ездил смотреть на живые жилищные сообщества в Дании34, а поблизости подобных примеров не

-----------------------------

34 Именно в Дании появились первые живые жилищные сообщества современного типа и разработана их теоретико-идеологическая база, поэтому Дания считается родоначальницей такого явления, как кохаузинг. – прим. перев.

знали. Всё, что мы имели в распоряжении, – это книга «Cohousing» Маккамант и Дюррета, а также невероятное количество энергии.

Как и все общины, мы принимали как сильные, так и слабые решения. Втечение двух лет мы встречались каждые выходные, кроме того, многие виделись среди недели в составе рабочих групп. Такой интенсивный рабочий график позволил нам купить землю, осилить строительный процесс и к весне 1992 года поселиться в собственных двухквартирных коттеджах. Пришлось, однако, потерять немало потенциальных единомышленников – не все могли уделить столько времени совместной работе. Получить кредит под то, что для банка выглядело как проект коммуны со средним уровнем доходов, оказалось совсем не просто, и одному служащему кредитного союза это, может быть, даже стоило его должности. Для выполнения работ мы нанимали некоторых участников своей же общины – и это явилось источником серьезного стресса и обид как для этих участников, так и для группы в целом. Совместные усилия по реализации проекта глубоко сплотили нашу изначальную команду, но, несмотря на это, после переезда каждый засел по своим домам восстанавливать силы. В то время как идеализм помог нам пройти столь сложный начальный этап, на практике мы оказались недостаточно подготовленными к совместной жизни – слишком многие из нас привыкли двигаться в жизни самостоятельно, своим путём.

Естественно, мы не смогли избежать «текучки» в коллективе. Было немало проблем с новыми жителями, которые часто были полны собственных героических фантазий и высоко парили вначале, однако больно приземлялись по окончании «медового месяца». У нас были дети, которые не ладили между собой, и собака, которая кусалась. Были разводы и смерти, рождение детей и праздники.

Окружающие соседи в большинстве своём относились к нам дружелюбно. Мы разработали свою систему работ, группируя их по блокам – Управление, Общение и групповое взаимодействие, Земля, Общее имущество и инфраструктура. Мы разработали учились работать над собственной эмоциональной грамотностью. Мы по-прежнему трудимся над такими вопросами, как укрепление партнерских отношений и повышение инициативы в общих проектах или проведение капитальных улучшений хозяйства, но теперь, наши собрания систему питания, с совместными вечерними трапезами пять раз в неделю. Мы продумали, как принимать общие решения методом единогласия. Мы научились вести финансовый учёт и проходят более цивилизованно, эффективно и эмоционально открыто. После нескольких лет бросания в крайности каждый нашел свое место в делах и отношениях с окружающими. Некоторые испытали разочарование от отсутствия ожидаемой ими душевной близости, другие, в частности подростки, напротив, чувствовали дискомфорт от слишком открытой жизни, «как в аквариуме».

Временами большинство из нас, вероятно, задавались вопросом: «Что я здесь делаю?», и вопрос этот, как мне кажется, рождается в моменты, когда мы вочередной раз пытаемся подсчитать потраченное на все-про-все время, энергию и терпение в конфликтных ситуациях. Иногда и я, после долгой внутренней борьбы, спрашивала себя, зачем нужно вкладывать во что-то столько жизненных сил, получая взамен, как пока кажется, столь малую отдачу. Однако я уверена и в том, что в другие моменты, каждый из нас убежденно произносил: «Не могу представить, чтобы я жил где-либо ещё!», и это отголосок тех самых, глубоко личных переживаний, которые и делают жизнь в общине столь драгоценной. Я могу позвонить своей соседке и попросить её выключить забытый на плите кофейник.

Детишки приходят навестить мою собаку и поиграть с ней. Другая соседка отвлекается на минутку от своих домашних хлопот, чтобы поговорить со мной о жизни. В лесу мы развеяли пепел умершего члена общины, в саду мы похоронили нашу собаку. Сестра соседа заглядывает нас навестить и предлагает сделать массаж. Наших детей отвозят в школу дежурные взрослые. Мы чувствуем, что вокруг все спокойно, и мы в безопасности.

Наш идеализм, мечтания, подвижничество никуда не делись, но превратились в почву для практического, осязаемого опыта жизни в общине – со всеми его как светлыми, так и темными сторонами. Община настолько пропитывает наши клетки, что, мне кажется, даже наши трудности становятся неотъемлемой частью нас самих. Культура сотрудничества мало-помалу берёт верх над привитой нам с детства культурой соперничества; пусть постепенно, но мы отказываемся от потребности в абсолютном контроле. Мы начинали, желая изменить наш мир; теперь же община меняет нас самих.

Из журнала «Комьюнитис» (Communities), весна 2000 г.

Публикуется с разрешения издательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: