Понятие "информационная система". Классификация информационных систем (ИС). Состав и структура информационной системы, порядок формирования. Эволюция ИС. Требования к ИС.
Базы и банки данных: назначение и использование, классификация баз данных, характеристика классических моделей баз данных (БД). Виды СУБД. СУБД в архитектуре "клиент-сервер", объектно-ориентированные СУБД. Тенденции развития СУБД. Средства ориентации в базах и банках данных: каталоги и путеводители по БД.
Типы и модели данных. Уровни представления данных. Понятия "сообщение", "запись". Внутренняя структура записи. Типы структур данных. Линейные и нелинейные структуры данных. Способы хранения данных. Типы файлов и режимы их обработки. Сортировка данных. Понятие "алгоритм". Алгоритмические системы.
Классификация носителей информации.
Информационные процессы: характеристика и назначение. Сбор и обработка информации. Хранение и преобразование информации. Распространение информации. Взаимосвязь и взаимодействие информационных процессов.
|
|
Тема 8. Информационно-поисковые системы и информационный поиск
Определение информационно-поисковых систем (ИПС). Типы ИПС, их особенности и назначение.
Общие принципы информационного поиска. Модели информационного поиска. Эффективность информационного поиска. Результаты поисков в ИПС различных типов. Понятие полноты и точности в функциональных ИПС. Основные виды поиска (по рубрикатору, отдельным полям, инверсным файлам). Поиск в Интернет.
Запрос и поисковое предписание. Контекстный поиск. Влияние стратегии поиска на его результативность.
Тема 9. Организация информационной деятельности
Понятия "информационный продукт", "информационная услуга". Классификация информационных продуктов и услуг.
Менеджмент информационных продуктов и услуг. Информационный маркетинг, мониторинг, консалтинг. Научно-информационная деятельность. Виды эффективности информационной деятельности (функциональная, экономическая, социальная). Комплексная оценка эффективности информационной деятельности.
Информационное обслуживание: дефиниции, принципы, этапы. Информационное обслуживание как система доступа к информации, как социально-коммуникационный процесс, как навигационно-поисковая деятельность. Управление качеством информационного обслуживания.