Особенности предварительного и последующего анализа

По признаку времени различают предварительный (перспективный, прогнозный) анализ, проводимый до совершения исследуемых экономических операций, и последующий (ретроспективный, исторический) анализ, который проводится после совершения таких операций. Предварительный анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий анализ используют для контроля за выполнением принятых планов, диагностики состояния объекта анализа, итоговой оценки результатов деятельности и для изучения тенденций развития. Перспективный и ретроспективный анализ тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Например, анализ результатов организации за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности ее развития, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый. Оперативный (текущий) анализ проводится сразу после совершения исследуемых экономических операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (за рабочую смену, за одну торговую сессию, за сутки, декаду и т. д.). В рамках оперативного анализа выполняется контроль текущей деятельности. Его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на происходящие процессы. Информационной базой оперативного анализа являются данные оперативного учета. Их достоинство – в быстроте получения и в актуальности, а недостатком является непроверенность этой информации, из-за чего больше вероятность ошибок и неверных выводов по результатам анализа.

Итоговый (заключительный) анализ проводится по окончании какого-либо этапа деятельности (месяца, квартала, года). Его ценность заключается в том, что деятельность объекта анализа изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и глубокая оценка деятельности и использования имеющихся возможностей. Итоговый анализ основан на данных всех видов отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической). Это – проверенная информация, вероятность содержания в ней ошибок или недостоверных данных существенно ниже, чем в оперативной информации.

Итоговый и оперативный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность не только оперативно ликвидировать недостатки, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности в будущем.

Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами. Методики проведения ретроспективного анализа традиционны, хорошо разработаны и требуют от аналитика в большей степени внимания и аккуратности, нежели высокой квалификации и интуиции. Однако значимость его результатов достаточно ограничена. Для успешной деятельности в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который служит для исследования возможных вариантов развития и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

Выводы, которые можно сделать по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше степень неопределенности, а соответственно, и вероятность ошибки прогноза. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности.

Прогнозный анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование – стратегический анализ. Другими словами, перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный (тактический) анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный (стратегический) – свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – для разработки стратегической политики предприятия в области бизнеса. Краткосрочный анализ проводится в условиях относительно более высокой определенности, чем стратегический, соответственно, вероятность его ошибки – ниже. Краткосрочный анализ – гораздо более подробный, детализированный, чем долгосрочный; с его помощью составляются тактические планы с разбивкой по направлениям деятельности, с детализацией по срокам (включая подробные календарные графики). Анализ долгосрочных стратегий более сложен, требует применения статистических методов и не столь детализирован, как оперативный или тактический анализ. С помощью долгосрочного анализа определяются лишь самые важные (ключевые) показатели будущего развития.

В той или иной степени роль анализа важна на всех уровнях управления (стратегическое управление, тактическое управление и оперативное управление), однако, особенно она важна в плане разработки будущей стратегии развития. Качественный перспективный анализ является основной компонентой обеспечения бескризисного развития хозяйствующего субъекта.

6.2. Характеристика и особенности анализа
хозяйственной деятельности предприятия

Для бухгалтеров и аудиторов важнейшей разновидностью экономического анализа является анализхозяйственной деятельности, поскольку его проведение является частью профессиональных обязанностей этих специалистов. Бухгалтер мелкой фирмы зачастую осуществляет всю экономическую работу, в том числе аналитическую. На средних и крупных предприятиях сотрудники бухгалтерии участвуют в подготовке бизнес-планов и в оценке результатов их реализации, осуществляют контроль финансовой деятельности. Бухгалтер рассчитывает и дает оценку показателей финансового состояния и финансовых результатов организации в пояснительной записке к годовому отчету. Аудитор проводит анализ деятельности аудируемой организации для того, чтобы лучше понять суть ее деятельности и выявить проблемные области, с которыми могут быть связаны недостатки бухгалтерского учета. Кроме того, аудиторы часто выполняют анализ хозяйственной деятельности организаций на заказ, в качестве сопутствующей аудиту услуги.

В связи с вышесказанным остановимся на характеристике анализа хозяйственной деятельности предприятия (АХДП) подробнее. АХДП является одной из разновидностей экономического анализа по объекту исследования.

Содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия – это планомерное, системное и комплексное изучение протекающих на предприятии хозяйственных процессов, проводимое за те или иные периоды времени во всех звеньях (подразделениях) хозяйственного механизма предприятия на основании данных плана, хозяйственных договоров, распоряжений руководства, оперативных сводок, всех видов учета и отчетности, других источников информации; описание хозяйственных процессов с помощью системы показателей; обработка этих показателей с помощью методов экономического анализа; обоснование на основе этого исследования управленческих решений, контроль и оценка их выполнения с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

В качестве совокупного объекта АХД выступает хозяйственная деятельность предприятия. Это сложная система взаимодействия техники, технологий, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в процессах снабжения и сбыта, производства и реализации, в работе с инструментами финансового рынка. Иногда в составе хозяйственной деятельности хотят подчеркнуть значимость финансовой составляющей, и тогда называют ее «финансово-хозяйственная деятельность».

Говоря о хозяйственной деятельности предприятия, следует принимать во внимание следующие особенности.

1. Функционирование предприятия, его деловая активность носит цикличный характер. Соответственно, анализ рекомендуется проводить во всех фазах экономического цикла.

2. На ход хозяйственных процессов оказывает влияние множество факторов объективного и субъективного характера. Все эти факторы в процессе анализа хозяйственной деятельности необходимо тщательно изучать.

3. Все процессы и аспекты деятельности предприятия влияют друг на друга. Поэтому анализу на предприятии должны подвергаться не только производственная и финансовая сферы, но и юридические, социальные и экологические аспекты его функционирования.

4. Для отражения полной картины состояния предприятия важны не только количественные, но и качественные характеристики его деловой активности. Их анализ – важная часть анализа хозяйственной деятельности.

В составе АХДП выделяют отличающиеся друг от друга разновидности. Эти разновидности и специфические признаки их выделения были перечислены в табл. 6.1. Рассмотрим их подробнее.

Анализ хозяйственной деятельности по пространственному признаку разделяют на внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Межфирменные сравнения проводятся с целью:

– показать руководству, как соотносятся результаты работы исследуемого предприятия и других аналогичных предприятий (в том числе конкурентов);

– привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;

– дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия (поскольку оценить многие показатели можно только в сравнении) и для внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.

Одно из направлений в области межфирменного сравнительного анализа – бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях. Она используется в качестве инструмента получения информации, которая требуется для поддержания и достижения преимуществ в конкуренции. Бенчмаркинг помогает понять суть расхождений между результатами, достигнутыми предприятием, и лидерами отрасли, делает менеджеров более чувствительными и восприимчивыми к необходимости поиска новаций, создает базу для инновационной деятельности, помогает высшему руководству в оптимизации стратегических и тактических управленческих решений по ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на рынке продуктов и услуг.

Предприятие – сложная экономическая система и может быть представлено как совокупность отдельных подсистем: финансов, техники и технологий, социальной и экологической подсистем, подсистем маркетинга, инвестиционной и инновационной деятельности. В зависимости от изучаемых подсистем предприятия (по аспектам исследования) в рамках анализа хозяйственной деятельности выделяют финансово-экономический, технико-экономический, социально-экономический, экономико-статистический, эколого-экономический, логистический, маркетинговый, инвестиционный и инновационный анализ.

В условиях рынка большинство предприятий работает на условиях самофинансирования; достаточность финансовых ресурсов определяет жизнеспособность предприятия; получение прибыли, то есть положительного финансового результата, считается основной целью деятельности коммерческой организации. Поэтому важное место среди других видов АХД занимает финансовый анализ– исследование системы финансов предприятия, а именно: изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия и выявление резервов их улучшения. На уровне предприятия финансовый анализ проводят финансовые службы (бухгалтерия или финансовый отдел). Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т. д.

Технико-экономический анализ проводят с целью получения информации, необходимой для планирования и принятия оптимальных решений в области производства, совершенствования техники, технологии и организации производства. Технико-экономический анализ проводят экономические службы во взаимодействии с производственным отделом, со службами главного инженера, главного механика и энергетика.

Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т. п.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: на уровне предприятия, отрасли, региона. Специалисты предприятия подготавливают необходимую для статистических обобщений информацию и передают ее в органы статистики.

Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды и экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с природопользованием, сохранением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Маркетинговый анализ использует специфические методы, выделенные в отдельную группу в составе неформализованных методов анализа.

Инвестиционный анализ используется для разработки инвестиционных проектов и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

В последние годы все более широкое применение находит логистический анализ. Изначально с помощью логистики исследовались товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет оптимальной организации снабжения, производства и сбыта продукции. В настоящее время логистика используется для управления не только материальными потоками, но и потоками финансов, информации и других ресурсов.

Перечисленные разновидности АХД по исследуемым подсистемам предприятия достаточно многочисленны. В то же время, в зависимости от характера исследуемых экономических процессов, в рамках анализа хозяйственной деятельности предприятия можно выделить две основных разновидности анализа: производственный и финансовый (рис. 6.1).

 
 


Рис. 6.1. Схема анализа хозяйственной деятельности предприятия

Производственный анализ изучает сам процесс производства, а также смежные с ним процессы, такие как обеспечение предприятия производственными ресурсами, сбыт готовой продукции, капитальные инвестиции, инновации в сфере техники и технологий. Все эти процессы – процессы движения капитала в материально-вещественной форме, другими словами, реальные процессы. Таким образом, можно сказать что производственный анализ – это анализ процессов создания, распределения и перераспределения капитала в материально-вещественной форме.

Финансовый анализ исследует процессы формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов предприятия, то есть финансовые процессы. Финансовый и производственный анализ образуют разделы комплексного анализа хозяйственной деятельности, в то время как по отдельности они имеют тематический характер.

Рассмотрим, как можно позиционировать АХДП по общим признакам классификации видов экономического анализа (верхняя часть табл. 6.1).

Анализ хозяйственной деятельности может проводиться как с учетом отраслевой специфики предприятия, так и без него. Соответственно, АХДП может быть как отраслевым, так и межотраслевым.

Поскольку объект АХДП – деятельность одного отдельно взятого хозяйствующего субъекта, это – микроэкономический анализ.

По методике проведения АХДП может быть и качественным, и количественным, и диагностическим.

В зависимости от целей исполнителей или заказчиков анализа, АХДП может проводиться и как комплексный, и как тематический. Комплексный АХДП используется специалистами предприятия для целей управления им или, например, потенциальными инвесторами или покупателями бизнеса для определения целесообразности вложения своих средств. Тематический анализ проводится, чаще всего, внешними по отношению к предприятию исполнителями. Например, банки оценивают кредитоспособность предприятия-заемщика; конкуренты выявляют преимущества и слабые стороны продукции и маркетинговой стратегии предприятия-конкурента; поставщики ресурсов оценивают платежеспособность предприятия, с которым они заключают договор на поставку. Тематический анализ может быть по основному методу проведения и сравнительным, и коэффициентным, и маржинальным, и любым другим. Комплексный анализ, как правило, привлекает разнообразные методы исследования, так что его нельзя отнести к одной из разновидностей по методу проведения.

По времени проведения анализ хозяйственной деятельности может быть и предварительным, и последующим, в том числе тактическим, стратегическим, оперативным или итоговым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: