СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НЕПРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Т.П. Костюкова, И.А. Лысенко
Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа,
раб. тел.(3472)72-40-35, дом. тел. (3472)73-68-46, e-mail: irina.lys@mail.ru
Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность вузов на выживание требует изменений в процессах управления вузом. Решение задач адаптации, выживания и развития в новых условиях обязывают вузы не только отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды.
|
|
Следствием нестабильности экономики является актуальность риск – менеджмента, привлекающее особое внимание как теоретиков, так и практиков. В образовательной деятельности глобализация образовательных услуг стала толчком к росту инвестиций (как прямых, так и косвенных, например, через заказ на подготовку определенного количества выпускников). В результате финансовые инвестиции являются одновременно и источником риска и способом его сглаживания. Стратегия управления рисками оперирует экономической, политической, правовой, а также технологической и производственной составляющей риска, что приводит к формированию корпоративного риска.
Сфера высшего профессионального образования достаточно специфическая область, для нее характерны свои особые риски. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность вуза в контексте качества образования (качества подготовки специалистов). При этом следует учитывать, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход, в котором затрагиваются как внешние, так и внутренние цели, стоящие перед высшим образованием. Он должен соответствовать установленным стандартам и нормам, быть обеспеченным необходимыми качественными ресурсами (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.). Еще одним элементом оценки качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.) [1].
|
|
Большинство передовых образовательных учреждений (ОУ) внедряет свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями. Основными проблемами являются:
· отсутствие стандартизированных методик и недостатки используемых;
· отсутствие сравнительной базы экономических показателей;
· отсутствие специалистов и структур по управлению рисками.
В процессе своей образовательной деятельности вузы сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на деятельность образовательного учреждения, при этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных. Поэтому важно не только идентифицировать риски образовательной деятельности, но и систематизировать их, осуществлять их анализ, взаимозависимость между собой и степень влияния на достижение главной цели вуза - оказание качественных образовательных услуг.
В соответствии с приведенной в [2] классификацией рисков ОУ выделены основные внутренние и внешние риски ОУ, влияющие на качество подготовки выпускников вуза (табл. 1).
Таблица 1
Риски образовательного учреждения
Внешние риски | Внутренние риски |
Переход на новую систему финансирования | Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг |
Уменьшение бюджетной составляющей финансирования | Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка |
Экономический кризис | Недостаточный контингент студентов 1 курса |
Конкуренция вузов | Высокая цена образовательных услуг |
Сокращение контингента абитуриентов | Неэффективность работы PR-служб |
Изменение конъюнктуры рынка труда | Имидж образовательного учреждения на рынке |
Недофинансирование или задержка финансирования из Федерального бюджета | Повышение статуса ОУ за счет развития сети филиалов |
Сокращение объемов финансируемых хоздоговорных и госбюджетных НИР | Снижение качества образования в ОУ за счет развития сети филиалов |
Переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда | Структура управления образовательным учреждением |
Изменение психологического климата в обществе | Недостаточное развитие материальной базы |
Изменение законодательства РФ в области образования (переход на уровневую систему образования) | Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации преподавателей, программы обмена преподавателями, привлечение сторонних специалистов и др.) |
Зависимость от мировых тенденций | Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников |
Изменение формы собственности вуза | Неэффективное использование внебюджетных средств для стимулирования профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала |
Проанализировав наборы пересекающихся рисков, можно сделать вывод, что для всех заинтересованных сторон наибольшее число пересечений приходится на риски, так или иначе зависящие от качества подготовки специалистов. Это говорит о том, что данный компонент качества наиболее важен, и поэтому в первую очередь необходимо уметь определять величину рисков, связанных с этой составляющей.
Определение рисков следует начать с уровня обеспечивающей подсистемы, т. е. вуза, и завершить уровнем потребителей специалистов.
|
|
Основные риски ОУ, влияющих на качество подготовки специалистов, классифицированы по группам и представлены ниже:
· риски вуза:
§ риск недостаточного финансирования образовательной деятельности вуза;
§ риск недостатка бюджетного финансирования;
§ риск недостатка квалифицированных педагогических кадров;
§ риск недостаточного информационного обеспечения научно-образовательного процесса;
§ риск несовершенства материально-технической базы;
§ риск несоответствия учебно-методического обеспечения современным требованиям;
§ риск низкого уровня подготовки абитуриентов;
§ риск отказа предприятий от сотрудничества с вузом и отсутствия в вузе программ практической подготовки;
§ риск низкого качества образовательных услуг;
§ риск недостаточного качества подготовки;
§ риск недостаточного уровня адаптивности и трудоустройства выпускников;
§ риск несоответствия результатов вложенным средствам;
· риски личности:
§ риск недостаточной теоретической базы;
§ риск недостаточного практического опыта;
§ риск недостаточной квалификации;
· риски предприятия:
§ риск недостаточного уровня теоретической подготовки сотрудников;
§ риск недостаточного практического опыта сотрудников;
· риск общества:
§ риск недостатка квалифицированных специалистов;
· риск государства:
§ риск неэффективного использования бюджетных средств.
В качестве показателей степени риска можно использовать коэффициенты риска, показывающие вероятность неблагоприятных исходов при достижении цели определенного уровня одной из заинтересованных сторон.
Таким образом, нестабильность уровня спроса и предложения, постоянно ужесточающаяся конкуренция, опережающие темпы развития техники и технологии, изменения валютных курсов, неконтролируемая инфляция, а также многие другие факторы, характерные для текущего состояния экономики, создают условия возникновения риска в деятельности вуза, поэтому непременной частью менеджмента качества является необходимость внедрения и использования системы управления рисками в образовательной деятельности.
|
|
Список литературы
1. Никитина Н.Ш., Щеглов П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов. / Никитина Н.Ш.//Университетское управление: практика и анализ.- 2003. - №1
2. Костюкова Т. П. Концепция оценки рисков в образовательной деятельности вуза [Текст] / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко // Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы Девятой международной научно-методической конференции (12-13 февраля 2009 г.). - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009.-Т.1. - С. 363-366.