Т.П. Костюкова, И.А. Лысенко

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НЕПРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Т.П. Костюкова, И.А. Лысенко

Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа,

раб. тел.(3472)72-40-35, дом. тел. (3472)73-68-46, e-mail: irina.lys@mail.ru

Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность вузов на выживание требует изменений в процессах управления вузом. Решение задач адаптации, выживания и развития в новых условиях обязывают вузы не только отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды.

Следствием нестабильности экономики является актуальность риск – менеджмента, привлекающее особое внимание как теоретиков, так и практиков. В образовательной деятельности глобализация образовательных услуг стала толчком к росту инвестиций (как прямых, так и косвенных, например, через заказ на подготовку определенного количества выпускников). В результате финансовые инвестиции являются одновременно и источником риска и способом его сглаживания. Стратегия управления рисками оперирует экономической, политической, правовой, а также технологической и производственной составляющей риска, что приводит к формированию корпоративного риска.

Сфера высшего профессионального образования достаточно специфическая область, для нее характерны свои особые риски. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность вуза в контексте качества образования (качества подготовки специалистов). При этом следует учитывать, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход, в котором затрагиваются как внешние, так и внутренние цели, стоящие перед высшим образованием. Он должен соответствовать установленным стандартам и нормам, быть обеспеченным необходимыми качественными ресурсами (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.). Еще одним элементом оценки качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.) [1].

Большинство передовых образовательных учреждений (ОУ) внедряет свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями. Основными проблемами являются:

· отсутствие стандартизированных методик и недостатки используемых;

· отсутствие сравнительной базы экономических показателей;

· отсутствие специалистов и структур по управлению рисками.

В процессе своей образовательной деятельности вузы сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на деятельность образовательного учреждения, при этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных. Поэтому важно не только идентифицировать риски образовательной деятельности, но и систематизировать их, осуществлять их анализ, взаимозависимость между собой и степень влияния на достижение главной цели вуза - оказание качественных образовательных услуг.

В соответствии с приведенной в [2] классификацией рисков ОУ выделены основные внутренние и внешние риски ОУ, влияющие на качество подготовки выпускников вуза (табл. 1).

Таблица 1

Риски образовательного учреждения

Внешние риски Внутренние риски
Переход на новую систему финанси­рования Обеспечение должного уровня каче­ства образовательных услуг
Уменьшение бюджетной составляю­щей финансирования Несоответствие предлагаемого на­бора образовательных услуг требова­ниям рынка
Экономический кризис Недостаточный контингент студентов 1 курса
Конкуренция вузов Высокая цена образовательных услуг
Сокращение контингента абитуриентов Неэффективность работы PR-служб
Изменение конъюнктуры рынка труда Имидж образовательного учреждения на рынке
Недофинансирование или задержка финансирования из Федерального бюджета Повышение статуса ОУ за счет раз­вития сети филиалов
Сокращение объемов финансируе­мых хоздоговорных и госбюджетных НИР Снижение качества образования в ОУ за счет развития сети филиалов
Переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда Структура управления образователь­ным учреждением
Изменение психологического кли­мата в обществе Недостаточное развитие материаль­ной базы
Изменение законодательства РФ в области образования (переход на уровневую систему образования) Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации препода­вателей, программы обмена препода­вателями, привлечение сторонних специалистов и др.)
Зависимость от мировых тенденций Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников
Изменение формы собственности вуза Неэффективное использование вне­бюджетных средств для стимулиро­вания профессорско-преподаватель­ского состава и административно-управленческого персонала

Проанализировав наборы пересекающихся рисков, можно сделать вывод, что для всех заинтересованных сторон наибольшее число пересечений приходится на риски, так или иначе зависящие от качества подготовки специалистов. Это говорит о том, что данный компонент качества наиболее важен, и поэтому в первую очередь необходимо уметь определять величину рисков, связанных с этой составляющей.

Определение рисков следует начать с уровня обеспечивающей подсистемы, т. е. вуза, и завершить уровнем потребителей специалистов.

Основные риски ОУ, влияющих на качество подготовки специалистов, классифицированы по группам и представлены ниже:

· риски вуза:

§ риск недостаточного финансирования образовательной деятельности вуза;

§ риск недостатка бюджетного финансирования;

§ риск недостатка квалифицированных педагогических кадров;

§ риск недостаточного информационного обеспечения научно-образовательного процесса;

§ риск несовершенства материально-технической базы;

§ риск несоответствия учебно-методического обеспечения современным требованиям;

§ риск низкого уровня подготовки абитуриентов;

§ риск отказа предприятий от сотрудничества с вузом и отсутствия в вузе программ практической подготовки;

§ риск низкого качества образовательных услуг;

§ риск недостаточного качества подготовки;

§ риск недостаточного уровня адаптивности и трудоустройства выпускников;

§ риск несоответствия результатов вложенным средствам;

· риски личности:

§ риск недостаточной теоретической базы;

§ риск недостаточного практического опыта;

§ риск недостаточной квалификации;

· риски предприятия:

§ риск недостаточного уровня теоретической подготовки сотрудников;

§ риск недостаточного практического опыта сотрудников;

· риск общества:

§ риск недостатка квалифицированных специалистов;

· риск государства:

§ риск неэффективного использования бюджетных средств.

В качестве показателей степени риска можно использовать коэффициенты риска, показывающие вероятность неблагоприятных исходов при достижении цели определенного уровня одной из заинтересованных сторон.

Таким образом, нестабильность уровня спроса и предложения, постоянно ужесточающаяся конкуренция, опережающие темпы развития техники и технологии, изменения валютных курсов, неконтролируемая инфляция, а также многие другие факторы, характерные для текущего состояния экономики, создают условия возникновения риска в деятельности вуза, поэтому непременной частью менеджмента качества является необходимость внедрения и использования системы управления рисками в образовательной деятельности.

Список литературы

1. Никитина Н.Ш., Щеглов П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов. / Никитина Н.Ш.//Университетское управление: практика и анализ.- 2003. - №1

2. Костюкова Т. П. Концепция оценки рисков в образовательной деятельности вуза [Текст] / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко // Информатика: проблемы, мето­дология, техноло­гии: Материалы Девятой междуна­родной научно-методической конференции (12-13 февраля 2009 г.). - Во­ронеж: Издатель­ско-полиграфиче­ский центр ВГУ, 2009.-Т.1. - С. 363-366.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: