Когда я смотрю на Тебя, то не могу
понять почему Ты позволил, чтобы
все вышло из-под Твоего контроля.
У Тебя получилось бы, если бы Ты
все хорошо спланировал.
— Иуда.
Gim Rice, либретто в мюзикле
«Jesus Christ Superstar».
Когда-то сказали, что вера в Бога для христиан это обязательное условие: если Он существует, то неверующие будут сурово наказаны; если же не существует, что мешает в Него верить? Сложно придраться к этому убеждению, содержащему мем «дешевой страховки». И все же, будучи неисправимым реалистом, отважусь выдвинуть гипотезу, что религиозные убеждения — это не столько дар Божий, сколько результат действия одного из самых могущественных психических вирусов.
В этой главе я займусь религиозными догмами. Я пытаюсь выяснить, откуда взялись и чему должны были служить Истины, в которые верят набожные люди, а также каким образом они сохранились и распространились. Отношения людей к священным текстам различно: одни не верят ни одному слову, другие считают их интересной метафорой, третьи считают, что имеют дело со Словом Божьим. Хотя распространением таких текстов управляют всегда одни и те же меметические законы, люди, убежденные в истинности религиозной доктрины, ведут себя иначе, нежели те, кто рассматривает сакральные тексты как источник мифов и притч.
Один из главных мемов-стратегий в парадигме меметики гласит, что можно осознанно запрограммировать жизнь с помощью самостоятельно выбранных мемов. Противоположная стратегия — вера в религиозные догмы без принятия осознанного решения. Упрямое настаивание на истинности каких-либо мемов, религиозных или нет, также не отвечает парадигме меметики, которая считает, что мемы — это скорее полуправды, применимые в данном контексте.
Религиозные мемы, существующие в современном мире, это — те, которые прошли меметическую эволюцию. Так же, как и в случае других мемов, ты сам лучше всего оценишь, соответствует ли их принятие Твоим жизненным планам или же усложняет их реализацию. |