Культура Индии

Основные периоды в истории Индии

Индская (хараппская) культура 3-2 тыс.л. до н.э.
Ведический период–переселение ариев, Веды,брахманизм 2пол. 2 тыс.л. до н.э.-1 пол.1 тыс.л.до н.э.
Рождение буддизма 6 в.до н.э.
Империя Маурьев, царь Ашока–распространение буддизма 4 в.до н.э.-2 в.до н.э.
Кушанская империя–расцвет буддизма 1-3 в.н.э.
Династия Гуптов, золотой век Гуптов– расцвет культуры, распространение индуизма 4-5 в.н.э.
Феодальная раздробленность Распространение ислама 7-12 вв. С 13 в.
Империя (династия) Великих Моголов, царь Акбар–индомусульманский стиль 16-18 вв.
Индия – колония Англии 19 в.- 1947 г.
Индия получает независимость, современная Индия С 1947 г.

Индия – мегагосударство на юге Азии, одна из самых многонациональных и поликультурных стран мира, гетерогенное общество. В ней проживает несколько сотен наций, народностей и племенных групп (в общей сложности до пятисот), говорящих на 1652 различных языках и диалектах и находящихся на различных ступенях социально-экономического развития. Население – более 1 млрд человек, осуществляется государственная политика ограничения рождаемости. Государственный язык Индии – хинди, второй государственный язык – английский. Северную и центральную части страны населяют народы, говорящие на языках индоарийской группы индоевропейской языковой семьи (72% всего населения). Южную Индию населяют народы дравидийской языковой семьи (25% населения). На севере и северо-востоке, по границе с Непалом, Китаем и Бирмой живут горные народности и племена, говорящие на тибето-бирманских языках. Конституцией Индии в качестве официальных признаны 15 языков, но лингвисты различают 24 языка, на каждом из которых говорит не менее 1 млн человек, и множество диалектов. Оптимальный вариант для граждан Индии: билингвизм или трилингвизм – владение официальным языком штата (родной язык), хинди (язык большинства индийцев) и английским.

Религия подавляющего большинства населения Индии (свыше 83%) – индуизм, ислам исповедуют свыше 12% населения, христианство – свыше 2%, буддизм – менее 1%. За годы независимого развития (с 1947 г.) Индия проделала путь от отсталой аграрной страны до современной аграрно-индустриальной с развитой промышленностью. В сельском хозяйстве занято около 60% населения. До сих пор две трети населения проживает в сельской местности. Крупнейшие города: столица Дели (9 млн), Калькутта (11 млн), Мумбай (13 млн) и др. Экономику отличает избыток и дешевизна рабочей силы, высокая культура труда во многих сферах производства. По числу специалистов с высшим образованием Индия занимает одно из первых мест в мире. Очень активно развиваются информационные технологии. С 1990-х г. Индия идёт по пути реформ, сочетая рыночные отношения с государственным регулированием.

Индуистская (индо-буддийская) культура и религия – основа индийской цивилизации. Для неё характерно слияние религии и философии. Религиозная и культурная матрица Индии – Веды, сборники религиозно-ритуальных и философских текстов древних ариев. В Упанишадах формулируется закон кармы (совокупность поступков человека и их последствий, определяющих его будущую реинкарнацию), а также учение о сансаре – круге перевоплощений индивида в результате действия закона кармы. Брахманизм исходит из тождества духовной сущности человека и природы (Атман-Брахман). Человек – частица иерархии мироздания, подчинённая его законам. Мир – это прохождение различных состояний, бесчисленное количество перевоплощений и богов. Восприятие бытия в его целостности возможно благодаря самосовершенствованию, интуиции, йогическим упражнениям. Основополагающим ценностным рядом индуизма и культуры Индии являются ведические понятия риты, дхармы, артхи, мокши, камы. Рита – божественный закон, космический порядок, требующий от человека определённого поведения. Рита воплощается на земле в виде дхармы, которая включает весь круг обязанностей человека. Последствием дхармы является артха – благосостояние человека, его польза. Человек стремится к каме – принцип удовольствия и мокше – освобождению, спасению от страданий. В рамках индуизма существует множество различных направлений. Индуистская культура плюралистична и неоднородна, с религиозной точки зрения – веротерпима, с социальной – гуманна. «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» – одна из важнейших заповедей «Махабхараты». В зависимости от социокультурной среды в индуизме выделялись 4 модификации для брахманов, аристократии, народа и аскетов. Индуизм отличает разнообразие норм, ценностей, обрядов, веротерпимость. Общие ценности: семейные ценности, принцип ненасилия, трепетное отношение к вечно живому миру природы – преклонение перед природой, благоговение перед жизнью, осознанный плюрализм

С полиэтничностью Южной Азии связан касто-варновый строй Индии. В Ведах, «Махабхарате», «Законах Ману» заложены принципы кастового разделения индусского общества на 4 варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы), шудры (крестьяне, слуги). У каждой варны своя дхарма – свои моральные обязанности в общей иерархии мироздания. Потому индуизм содействовал добросовестному труду, выполнению служебного, профессионального и семейного долга, служению обществу, клану, группе. Кастовая система была отменена в середине XX века, хотя многие индусы до сих пор придерживаются некоторых основных предписаний касты: наследование профессий, заключение брака в пределах касты, кастовые традиции.

В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Будда выступал против кастовой системы, утверждал ненасилие, срединный путь между крайностями гедонизма и аскетизма. В ходе развития буддизма в нём сложился культ Будды и бодхисатв (наставников и образцов в праведной жизни), появились монашеские общины. Буддизм дополнил индуизм принципами воздержания и самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: