Тема 2. Культура Востока. Традиционалистская картина мира

Вопросы темы:

2.1. Египет, Месопотамия, Индия, Китай как традиционные общества. Особенности культуры традиционных обществ (традиция – способ передачи социального опыта, закономерные особенности культуры – азиатский способ производства, множественные сельские общины, деспотизм, религиозное или мифологическое представление о мире).

2.2.Особенности культуры Древнего Египта.

2.3. Культура Месопотамии (шумеро-аккадская культура, Вавилон, Ассирия).

2.4. Культура Древней Индии и Древнего Китая (философско-религиозные учения, зарождение мировых культур).

Терминология:

дешифровка, мумификация, бальзамирование, сфинкс, пирамиды, Шумер, Аккад, Вавилон, зиккурат, принцип талиона, Веды, брахманизм, индуизм, Шива, Брахма, Вишну, Будда, варны, ступа, стамбха, буддизм, конфуцианство, моизм, легизм.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сакральный характер знаний в Древнем Египте?

2. Какие культы были присущи египтянам?

3. Назовите имя фараона, вошедшего в историю Древнего Египта как величайшего реформатора.

4. С какой целью производилась мумификация?

5. Объясните выражение, существовавшее в Вавилоне и дошедшее до нашего времени: «Сильный человек живет своими руками, а слабый – ценой своих детей». Как это выражение можно применить относительно современности?

6. Назовите поэму о герое месопотамского эпоса.

7. Одно из семи чудес света относится ко времени существования нововавилонской культуры. Назовите его.

8. Перечислите выдающиеся литературные произведения Древней Индии.

9. Назовите религиозные течения Индии, зародившиеся в период культурной революции.

10. Какие научные и культурные достижения Древнего Китая вы знаете?

11. Какое явление в Древнем Китае получило название «сто философских школ»?

12. Назовите самые известные религиозно-философские течения Древнего Китая.

Темы докладов:

1. Особенности мировоззрения древних египтян.

2. Антропоморфные и зооморфные боги Древнего Египта.

3. Достижения и мировое наследие египетской науки.

4. Пиктография и клинопись месопотамской культуры. Библиотека Ашшурбанипала.

5. Первые правовые кодексы в мире (Шульга, Хаммурапи).

6. Расцвет нововавилонской культуры.

7. Литература Древней Индии.

8. Культовые древнеиндийские сооружения (буддизм).

9. «Сто философских школ» в Китае.

10. «Терракотовая армия».

11. Древнекитайская «Книга перемен».

Тема 3. Особенности античной культуры. Культура Византии.

Вопросы темы:

3.1. Периодизация античной культуры.

3.2. Культура Древней Греции (искусство – развлекательность, зрелищность; наука – естествознание, ораторское искусство; мифы, греческий пантеон богов).

3.3. Древний Рим (римское право, система ценностей, искусство).

3.4. Культурные традиции и художественная культура (разнообразие жанров литературы – стихи, эпиграммы, речи, беседы, письма, басни, апокрифы, жития святых, писатели: Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; изобразительное искусство – росписи храмов, фреска, мозаика, книжная миниатюра, иконопись).

3.5 Иконография (иконографические каноны).

Терминология:

Эллада, эллины, архаика, полис, классика, демократия, акрополь, Парфенон, антропоморфные боги, термы, амфитеатр, акведук, Колизей, «Кодекс Юстиниана», республика, патриции, плебеи, Палеологи, Святая София, ересь, католичество, православие, крестоносцы, иконография, иконографические каноны.

Контрольные вопросы:

1. Назовите поэмы Гомера.

2. Назовите мифических героев Греции.

3. Как называют Древнюю Грецию и ее жителей?

4. Характерной особенностью античной культуры было наличие аполлоновского и дионисийского начал. В чем разница между ними?

5. Антропоцентризм является отличительной чертой классической греческой культуры. Объясните его суть.

6. Почему культура Древнего Рима считается продолжением традиций Древней Греции?

7. Почему римское право, в частности «Кодекс Юстиниана», легло в основу законодательной системы Европы?

8. Кто составлял иерархическую систему населения Рима?

9. С чем было связано утверждение христианства как государственной религии в Византии?

10. В чем заключается специфичность художественной культуры Византии?

11. Назовите известный храм, построенный при императоре Юстиниане и признанный шедевром мировой архитектуры.

12. Назовите отличительные особенности христианских храмов.

Темы докладов:

1. Греческая мифология.

2. Античный театр.

3. Культура античного Рима (наука, культура воспитания и образования).

4. Архитектура Древнего Рима (Колизей, Пантеон, термы Каракаллы и др.).

5. Храм Святой Софии.

6. Иконография.

7. Феофан Грек.

8. Византийская декоративная живопись.

Тема 4. Культура Средневековья. Теоцентризм.

Вопросы темы:

4.1. Характерные черты средневековой культуры (религиозность, духовность, сословность, преобладание системы общественных ценностей, норм поведения над личностными, индивидуальными, монастыри – культурные центры Средневековья).

4.2. Религиозная культура (Августин Блаженный, схоластика – Ф.Аквинский, П.Абеляр, У.Оккам, монашество, инквизиция).

4.3. Светская культура (лирика, куртуазный и рыцарский роман, рыцарский кодекс чести).

4.4. Наука и искусство Средневековья (монастыри как средоточие учености, возникновение Университета, живопись, готическая архитектура).

4.5. Народная культура (смеховая культура – карнавальная традиция, праздничные шествия, балаганные веселья, фольклор).

Терминология:

средневековье, «Каролингское возрождение», инквизиция, схоластика, рыцарство, ваганты, готический стиль, трубадур.

Контрольные вопросы:

1. Какие сословия выделялись в период Средневековья?

2. Какое направление средневековой философии стало господствующим?

3. Назовите характерные черты культуры Средневековья.

4. Возникновение какого стиля в архитектуре приходится на средневековый период? Назовите его отличительные особенности.

5. Назовите архитектурные шедевры периода Средневековья.

6. Что включала в себя средневековая народная культура?

Темы докладов:

1. Библия как наследие мировой культуры.

2. Романский и готический стиль в архитектуре.

3. Образовательная система в период Средневековья.

4. Смеховая культура Средневековья.

Тема 5. Эпоха Возрождения (Ренессанс).

Вопросы темы:

5.1. Периодизация культуры Возрождения (предвозрождение – ХII-ХIV вв.; раннее Возрождение – ХV в.; высокое Возрождение – конец ХV-первая треть ХVI вв.; позднее Возрождение – вторая половина ХVI в.).

5.2. Характерные особенности периода: 1) возрождение античной системы ценностей, 2) сочетание христианской традиции с культурными ценностями; гуманизм – Ф.Петрарка, К.Салютати, Э.Роттердамский)

5.3. Титаны эпохи Возрождения (Тициан, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Донателло, Микеланджело Буонарроти, Боттичелли).

5.4. Северное Возрождение (религиозное влияние на искусство, представители периода – А.Дюрер (Германия), И.Босх, П.Брейгель (Нидерланды), В.Шекспир (Англия), Ф.Рабле (Франция)).

Терминология:

Возрождение, Ренессанс, гуманизм, «титаны», Северное Возрождение.

Контрольные вопросы:

1. Назовите характерные черты эпохи Возрождения.

2. Перечислите представителей плеяды выдающихся мыслителей эпохи.

3. Каких художников эпохи Возрождения вы знаете?

4. Каким было отношение к античной культуре в данный период времени?

Темы докладов:

1. Сравнительная характеристика итальянского Ренессанса и Северного Возрождения.

2. Идеал человека-титана в высоком Возрождении (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи).

3. Появление новой картины мира в эпоху Возрождения.

4. Н.Коперник и Дж.Бруно.

Тема 6. Западноевропейская культура XVII в. Эпоха Просвещения XVIII в.

Вопросы темы:

6.1. Идеалы, ценности и характерные черты новоевропейской культуры (ориентир на развитие личности, общие черты – гуманизм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и рационализм).

6.2. Рационализм (снижение роли религии, главный критерий истины – человеческий разум, мыслители XVII в. - Р.Декарт – Франция, Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс – Англия, Б.Паскаль, Г.Лейбниц – Германия, Б.Спиноза - Голландия; материалистическая тенденция, вытекающая из опыта естествознания; представители естественных наук – И. Ньютон, Г. Лейбниц, К. Линней, Г. Галилей, Кеплер).

6.3. Барокко, классицизм, реализм (возникновение барокко как явления европейской культуры; характерные черты стиля барокко в живописи, архитектуре, литературе; принципы классицизма, выдающиеся деятели классицизма – поэт Н. Буало, драматурги П.Корнель, Ж.Расин, комедиограф Ж.Б.Мольер, художник Н.Пуссен, яркий представитель реализма – Рембрандт).

6.4. Характерные черты периода (разум и просвещение, светская направленность в искусстве; человек рассматривается как творец, как часть природы; важное место в мире культуры отводится государству, системе законов, воспитанию, морали; происходит развитие естествознания).

6.5. Возникновение стиля рококо.

6.6. Представители периода (Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро – Франция, Дж.Уатт, Г.Филдинг – Англия, Г.Лессинг, Г.Гете, Ф.Шиллер, И.Кант – Германия, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев – Россия).

Терминология:

барокко, классицизм, реализм, рационализм, гуманизм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм, рококо, просвещение, естествознание.

Контрольные вопросы:

1. Какие стили и направления появляются в искусстве XVII в.?

2. Чем отличаются стили, присущие данному историческому периоду?

3. Назовите представителей классицизма.

4. Творчество какого представителя периода считаются вершиной реализма?

5. Назовите характерные особенности периода.

6. Каким было отношение к человеку в данный период времени?

7. Каковы отличительные особенности стиля рококо?

Темы докладов:

1. Архитектура Европы в Новое время (Версальский дворец, площадь Святого Петра в Риме).

2. Имена Рубенса и Рембрандта в изобразительном искусстве Нового времени.

3. Художественные стили Нового времени.

4. Рококо. Отличительные особенности стиля.

5. Трагедия «Фауст» - подведение итогов эпохи Просвещения.

Тема 7. Европейская культура XIX в.

Вопросы темы:

7.1. Социально-культурные условия развития (пересмотр ценностей, «машинный век», «эпоха стали», «век железных дорог», «век электричества»; особенности индустриальной цивилизации – фабрики, возрастание уровня жизни, формирование среднего класса, научно-технический прогресс).

7.2. Эволюция мировоззрения (несовместимость веры в Бога с научной картиной мира, причины изменения мировоззрения – влияние учений Ч. Дарвина, З. Фрейда, К. Маркса).

7.3. Искусство XIX в. (появление множества стилей и направлений - романтизм, классицизм, ампир, реализм, критический реализм – О.Бальзак, Г. Мопассан, Э. Золя, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, Ф.М.Достоевский и др., декаданс, импрессионизм – К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар и др., постимпрессионизм – П.Сезанн, В.Ван Гог, П.Гоген и др., символизм).

Терминология:

индустриальное общество, прагматизм, позитивизм, массовая культура, романтизм, классицизм, ампир, импрессионизм, символизм.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите характерные особенности индустриальной цивилизации XIX века.

2. Что считалось основной ценностью индустриальной цивилизации в XIX веке?

3. Какие научные открытия были сделаны в данный период времени?

4. Каковы были причины изменения мировоззрения в XIX веке?

5. Чем характеризуется искусство XIX века?

Темы докладов:

1. Промышленная архитектура.

2. Ценности массовой культуры.

3. Роль эстетики в культуре модерна.

Тема 8. Русская культура.

8.1 Периодизация истории русской культуры (языческая культура древних славян IX-X вв.; культура Киевской Руси XI-XIII вв.; Московская Русь XIV-XVI, русская культура XVII-XVIII вв.; «Золотой век» русской культуры в первую половину XIX в.; «Серебряный век» русской культуры в последнюю четверть XIX в. – первую четверть ХХ в.; культура советского периода).

8.2. Характерные особенности исторических периодов русской культуры.

8.3. Проблемы культуры в современной России (переориентация российского сознания, кризис культуры, разнонаправленность тенденций культуры, проблемы потребления информационной культуры и др.).

Терминология:

язычество, Сварог, Даждьбог, Лада, Ярило, Купала, берегини, берестяные грамоты, зернь, скань, перегородчатая эмаль, многокупольность, «Домострой», московское барокко, «серебряный век», «золотой век», конструктивизм, реализм, сюрреализм.

Контрольные вопросы:

1. Назовите периоды культурного развития России.

2. Назовите литературные памятники Древней Руси.

3. Назовите богов, которым поклонялись славяне-язычники. Перечислите типичные языческие праздники. Сохранились ли они в современной культуре?

4. Кому принадлежит создание азбуки?

5. В чем проявилось византийское влияние на русскую культуру?

6. В чем состоит значение православия для Руси?

7. Какое направление в русском искусстве Московской Руси развивалось особенно интенсивно?

8. Назовите год начала книгопечатания.

9. Как проявлялось обмирщение культуры при Петре I? Что этому способствовало?

10. Перечислите фамилии русских просветителей и ученых периода Просвещения.

11. Выделите основные причины культурного прогресса России в период «золотого» и «серебряного века» русской культуры. Назовите представителей российской словесности «золотого» и «серебряного века».

12. Как изменяется культура в советский период времени?

13. Назовите современные течения молодежной субкультуры.

Темы докладов:

1. Языческая культура древних славян.

2. Принятия христианства и его значение для развития культуры Руси.

3. Иконопись (Андрей Рублев).

4. «Золотой век» русской культуры.

5. Живопись и поэзия «серебряного века».

6. Интернет как составляющая современной информационной культуры.

7. Молодежная субкультура начала XXI века.

8. Секты и нетрадиционные религии современности.

9. Соотношение техногенной цивилизации и духовной культуры в жизни человека.

10. Роль телевидения в развитии культуры.

11. Особенности различных культур современного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: