Особенности боевого применения ПРР

ПРР, как объекты радиолокационного наблюдения, существенно отличаются от самолетов. Их поперечные и продольные размеры в 3…5 раз меньше размеров истребителя, геометрические формы более просты, размеры основных локальных отражателей соизмеримы с длиной волны РЛС дециметрового и ближнего метрового диапазонов. В этом диапазоне характерно резонансное рассеивание электромагнитных волн.

ПРР может двигаться к цели по различным траекториям в зависимости от располагаемых перегрузок и используемого метода наведения. В настоящее время в ПРР широко применяются два метода наведения: метод погони (преследования) и метод пропорционального наведения (пропорциональной навигации).

Самолеты-носители ПРР действуют преимущественно в первых порядках эшелона подавления системы ПВО. Рубежи и последовательность боевого применения ПРР устанавливаются по результатам предварительной разведки боевого состава и оперативного построения группировки ПВО с учетом возможных мер противодействия со стороны группировки. Для этих целей привлекаются средства разведок космического, воздушного и наземного базирования.

Основными вариантами применения ПРР являются:

1) применение ПРР по заранее разведанным РЛС и ЗРК. При этом паре самолетов-носителей ПРР для поражения может назначаться 1…2 РЛС-цели;

2) применение ПРР по разведанным в процессе налета РЛС и ЗРК. При этом для выдачи целеуказания пассивным ГСН ПРР могут использоваться:

· самолеты ДРЛО типа «АВАКС» Е-3А, «Хокай» Е-2С;

· самолеты-разведчики типа ЕА6-В, RF-4, EP-3 входящие в состав эшелона подавления системы ПВО;

· собственная аппаратура разведки и целеуказания типа PDF, HTS ASQ-213 (F-16CJ/DJ), ALQ-99ADVCAP (EA-6B), установленная на самолете-носителе;

4) применение ПРР по ЗРК или РЛС, представляющих в данный момент времени наибольшую угрозу для самолета-носителя. В этом случае запуск ПРР может осуществляться даже без предварительного захвата сигналов РЛС-цели, благодаря чему, время реакции самолета-носителя сокращается до 5…10 с.

По опыту боевых действий в локальных войнах можно выделить следующие тактические приемы применения ПРР:

1) с использованием отвлекающих и демонстрационных действий авиации в районе дальней границы зоны огня ЗРК или зоны обнаружения РЛС с целью прикрытия атак самолетов-носителей ПРР;

2) с малых и предельно малых высот под прикрытием отражений от местных предметов;

3) ночью или днем со стороны солнца для исключения возможности использования на ЗРК малой дальности и ближнего действия оптических средств;

4) под прикрытием пассивных помех;

5) под прикрытием активных помех;

6) различные комбинации указанных тактических приемов.

Рассмотрим более подробно данные тактические приемы применения ПРР.

ПРР могут применяться с использованием отвлекающих и демонстрационных действий авиации (рис. 3). Для таких действий применяются самолеты, БЛА (типа «Хантер», «Предатор», «Пионер»), миниловушки (типа «TALD», «ITALD», «ТЕDS», МК1, 2, 46).

Отвлекающие действия заключаются в том, что группа самолетов имитирует удар по ЗРК со средних высот с одного-двух направлений.

Рис. 3. Применение ПРР с использованием отвлекающих

и демонстративных групп

После пуска зенитной управляемой ракеты (ЗУР) самолеты разворачиваются для выхода из зоны поражения ЗРК, или осуществляют противоракетный маневр. Для обнаружения РЛС и ЗРК используются станции радиотехнической разведки (станции предупреждения о наземном облучении «СПОН») типа APS-109A, ALR-62 (FB-111); APR-38, ALR-38 (F-16CJ/DJ); ALR-67, ALQ-128 (F-15); ALR-67 (ЕА-6В).

Для обнаружения пуска ЗУР с ЗРК, определения момента выхода ЗУР на кинематическую траекторию и оценки времени до момента подрыва ЗУР на самолетах-носителях используются многофункциональные бортовые РЛС типа:

1) APG-66 (F-16) с дальностью обнаружения до 30 км;

2) APQ-119 (FB-111) с дальностью обнаружения до 100 км;

3) APG-65 (F-15) с дальностью обнаружения до 160 км;

4) APQ-129 (EA-6B) с дальностью обнаружения до 270 км.

Применение ПРР с малых и предельно малых высот под прикрытием отражений от местных предметов (рис. 4).

По опыту локальных войн более 70 % ПРР применялись с малых и предельно малых высот, так как данный тактический прием обеспечивает внезапность применения ПРР.

1 – РЛС-цель, 2 – самолет носитель ПРР, 3 – ПРР

Рис. 4. Применение ПРР с малых высот под прикрытием

отражений от местных предметов

Для предварительного наведения самолета-носителя на РЛС-цель обычно используется внешнее целеуказание, осуществляемое самолетами типа RF-4, EP-3, EA-6B из зон барражирования. Пуск ПРР может производиться как с предварительным, так и без предварительного захвата сигналов РЛС-цели головкой самонаведения ПРР.

Применение ПРР ночью и со стороны солнца (рис. 5). Этот тактический прием используется, как правило, против помехозащищенных ЗРК ближнего действия и малой дальности, оснащенных телевизионными и тепловизионными системами сопровождения целей.

В целях подавления ЗРК с максимальной эффективностью в ночных условиях и оценки результатов один из ударных самолетов осуществляет пуск ПРР, начиненных светящимися веществами для ориентирования и целеуказания другим самолетам-носителям боевых ПРР, которые и осуществляют огневое поражение ЗРК или РЛС. При применении ПРР днем в секторе ±10 º…20 º относительно направления на солнце использование на ЗРК оптических средств наблюдения за целью становится не возможным и ЗРК вынужден осуществлять сопровождение самолета-носителя ПРР радиолокационным каналом.

1 – ЗРК-цель, 2 – самолет носитель ПРР, 3 – ПРР

Рис. 5. Применение ПРР со стороны солнца

Рис. 6. Самолет-носитель ПРР движется впереди облака пассивных помех

Применение ПРР под прикрытием пассивных помех (рис. 6). Данный тактический прием подобен приему применения ПРР с малых высот под прикрытием отражений от местных предметов, только в нем роль отражений от «местников» играют отражения от облаков дипольных помех. Благодаря этому, значительно увеличивается дальность применения ПРР со средних высот.

Авиационные управляемые ракеты (АУР) предназначены для поражения неподвижных и подвижных наземных и надводных целей.

АУР состоят на вооружении самолетов стратегической, тактической и палубной авиации и ударных беспилотных летательных аппаратов многих стран мира. Они широко и достаточно эффективно использовались в ходе вооруженных конфликтов во Вьетнаме (1970 г.), Ливии (1986 г.), Ливане (1982, 2006 гг.), Ираке (1991, 1998, 2003 гг.), Югославии (1999 г.) и других, более мелких конфликтах.

Исходя из своего предназначения, АУР подразделяются на три класса:

1) многоцелевые (общего назначения) АУР, применяемые для поражения различных наземных целей. К ним относятся ракеты типа Maverick (AGM-65A, B, D, Е, F, G, H), Martel (AJ-168), SLAM (AGM-84Е), Raptor (AGM-142), PGM-500, AS-30L, Nimrod, MANTIS, Х-25МЛ (МА), С-25А, Х-29Л (М), Х-59 (М) и др.;

2) противокорабельные АУР типа «Sea Eagle», «Gabriel-3 (4)», «Хунцы-4» (HY-4), С-101, YJ-82 (C-802), «Хсуинг Фенг», «Harpoon» (AGM-84A, D), Skipper-2 (AGM-123), «Exocet» АМ-39, RB-04, RB-05, RBS-15F, ASM-1, ANS, ASURA-ANF, X-31A, X-35, Х-41 «Москит», «Яхонт» и др.;

3) противотанковые АУР типа Helfier (AGM-114A, B, C, D, E, G, K, L, M), AS-11, AS-12, «Хот-2», «Милан», «Тригат» (ATGW-3LR), FOGM (EFOGM), AMS-H, «Конкурс-М» (9К113М), «Рефлекс» (9К119), «Вихрь» (9К121), «Хризантема» (9К123), «Корнет» (9К129), «Атака-В» и др.

АУР, как правило, состоит из 4–6 отсеков:

1) головного отсека, в котором располагается ГСН, закрытая прозрачным обтекателем, представляющем собой, как правило, параболоид вращения или овал. Такая форма обтекателя позволяет получить приемлемые характеристики ГСН при относительно малом аэродинамическом сопротивлении головной части АУР;

2) аппаратного отсека, в котором размещаются электронные блоки управления, бортовой цифровой процессор (мини-ЭВМ), аппаратура передачи телевизионного (ТВ) или инфракрасного (ИК) изображения цели на борт самолета-носителя, ИНС, приемник GPS, другое вспомогательное оборудование;

3) отсека боевой части. На АУР используются моноблочные (кумулятивные, проникающие) или кассетные БЧ;

4) двигательного отсека, в котором располагаются маршевые ракетные двигатели твердого топлива, прямоточные воздушно-реактивные или малогабаритные турбореактивные двигатели. На перспективных АУР могут использоваться гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели;

5) отсека топливных баков (для жидкостных двигателей);

6) хвостового отсека, в котором размещаются приводы рулей и сопла двигателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: