1. ОТДЕЛЕНИЕ (ТАНК) НА МАРШЕ
В условиях высокоманевренных боевых действий значительно возросла роль передвижения войск, особенно совершения маршей.
Марш – организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. Как правило, марш проводится ночью или в других условиях ограниченной видимости.
Во всех случаях командир должен обеспечить прибытие отделения (танка) в назначенный район или на указанный рубеж своевременно и в готовности к выполнению боевой задачи.
Отделение (танк) должно быть готово к совершению марша в условиях постоянной угрозы применения противником оружия массового поражения, воздействия его авиации, воздушных десантов и диверсионно– разведывательных групп, радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения, разрушений дорог и переправ. Это требует тщательной подготовки вооружения, боевой техники и личного состава к маршу или перевозкам, высокой маршевой дисциплины и выучки личного состава.
|
|
Отделение совершает марш в колонне взвода на боевой машине пехоты (бронетранспортере, автомобиле), а иногда и в пешем порядке (на лыжах).
При совершении подразделениями марша на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), танках в составе общей колонны средняя скорость движения как днем, так и ночью должна быть 25–30 км/ч, на автомобилях при движении в составе отдельной автомобильной колонны – 30–40 км/ч. При движении в пешем порядке средняя скорость может быть 4–5 км/ч, на лыжах – 5–7 км/ч. В горах, пустынях, северных районах, в лесисто– болотистой местности, а также в распутицу и туман средняя скорость движения в зависимости от условий обстановки может уменьшаться до 20 км/ч.
Скорость движения на марше зависит от выполняемой задачи, маршевой выучки личного состава, технического состояния машин, состояния маршрута, погоды, времени года и суток, а также от организации и обеспечения марша. Поэтому и установлена средняя скорость движения на марше, которая может поддерживаться в течение длительного времени при сохранении личным составом высокой боевой готовности.
Опыт Великой Отечественной войны и послевоенных учений показывает, что средняя норма времени работы водительского состава (с сохранением боеспособности) в сутки составляет 10–12 ч.
Другим важным показателем марша является величина суточного перехода. Это расстояние по маршруту движения от исходного пункта до наиболее удаленной точки района (рубежа) назначения.
|
|
На марше дистанция между машинами (танками) может быть 25–50 м. Такая дистанция обеспечивает безопасность движения. При движении по пыльным дорогам, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы и спуски, а также при движении на повышенных скоростях дистанции между машинами увеличиваются и могут быть до 100 м.
При остановке колонны дистанции между машинами сокращаются до 10 м. Этого пространства вполне достаточно для построения отделения за машиной после высадки, а также для выезда (въезда) отдельных машин из колонны.
В целях организованного совершения марша и своевременного выхода в указанный район (рубеж) назначаются: маршрут движения; исходный пункт; пункты регулирования; привалы и дневной (ночной) отдых.
Маршрут движения – это заранее намеченный путь следования подразделений через определенные пункты местности.
Исходный пункт – это условная точка, устанавливаемая старшим командиром по ясно видимым ориентирам на местности или по карте, с которой подразделения приступают к выполнению поставленной задачи.
Пункты регулирования назначаются для регулирования скорости движения колонны. Их назначают через 3–4 ч движения.
Для отдыха личного состава, приема пищи, проверки состояния вооружения, боевой и другой техники и их технического обслуживания в ходе марша назначаются привалы.
На привале механики– водители останавливают машины на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на; дистанциях, установленных командиром.
По команде командира отделения личный состав выходит из машины и располагается для отдыха справа от дороги. Наблюдатель, дежурный пулеметчик (наводчик орудия) остаются в машине. Механик– водитель производит контрольный осмотр машины и при необходимости совместно с назначенными ему в помощь солдатами устраняет выявленные неисправности.
Огневые средства, назначенные для борьбы с воздушным противником, находятся в готовности к ведению огня.
В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых. Для этого выбирается район с условиями, благоприятными для защиты от ядерного оружия и маскировки войск, а также с достаточным количеством источников воды. В этом районе отделение сходит с дороги, располагается в назначенном командиром взвода месте. Для техники оборудуется укрытие, а для личного состава отрывается щель; организуется наблюдение, непосредственное охранение, обслуживание и дозаправка техники; личному составу выдается горячая пища и предоставляется отдых.
Командир отделения (танка) на марше обязан строго соблюдать установленный порядок движения, не допускать задержек на привалах, в теснинах, тоннелях и населенных пунктах, вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и сигналами командира взвода, своевременно оповещать личный состав о противнике, а также о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении.
Для обеспечения мер безопасности в ходе марша механик– водитель (водитель) ведет машину только по правой стороне дороги, соблюдая установленные скорости движения и дистанцию. При вынужденной остановке он отводит машину на правую обочину дороги, докладывает командиру отделения и устраняет неисправность. После устранения неисправности отделение продолжает марш, присоединяясь к проходящей колонне. Свое место в походном порядке взвода оно занимает на привале.
По сигналу оповещения о воздушном противнике отделение продолжает движение. Люки в боевой машине пехоты закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Нападение воздушного противника отражается по команде командира отделения огнем пулеметов и другими средствами. При совершении марша в пешем порядке отделение по команде командира занимает ближайшее укрытие и сосредоточенным огнем уничтожает низко летящие самолеты (вертолеты) противника.
|
|
В случае применения противником зажигательных веществ, а также при вынужденном преодолении зоны пожаров люки и жалюзи боевых машин пехоты закрываются. После выхода из очагов пожара командир отделения организует тушение огня на машине и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Командир отделения (танка) должен своевременно принимать меры к пополнению боеприпасов, заправке горючим, проведению технического обслуживания боевой машины и вооружения, обеспечению личного состава средствами индивидуальной защиты и специальной обработки, продовольствием и другими материальными средствами.
В ходе марша важную роль играет высокая дисциплина, соблюдение установленных для данных условий обстановки порядка движения, скорости, дистанций и требований по световой и радиомаскировке.
Управление и оповещение в ходе марша командир отделения (танка) осуществляет установленными сигналами с помощью флажков, фонарей. Радиосвязь до завязки боя работает только на прием.
Связь во время движения между членами экипажа БМП (танка) и десантом поддерживается через ТПУ.
При подготовке к маршу командир отделения (танка) обязан проверить исправность боевой машины, вооружение, средства индивидуальной защиты и пожаротушения, приборы ночного видения, средства связи и светомаскировки, наличие средств специальной обработки и заправки горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов и средств повышения проходимости.
2. ОТДЕЛЕНИЕ (ТАНК) В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ
Подразделения на марше охраняются походным охранением. Для непосредственного охранения, а также для осмотра местности от головной (боковой) походной заставы (головного дозора) в направлении движения, а от главных сил батальона (неподвижной боковой заставы) в стороны угрожаемых флангов (на угрожаемые направления) может высылаться дозорное отделение (танк) на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку его огнем. Его задача – предупредить охраняемое подразделение от внезапного нападения противника. Это удаление может быть 400–1200 м и объясняется тем, что дальность действительного огня пулемета КПВТ на БТР равна 2000 м, ПКТ–1000 м, танковой пушки – 2500 м, орудия, установленного на БМП, – 1300 м. На этом расстоянии в условиях нормальной видимости будет обеспечиваться зрительная связь (т. е. прием сигналов и возможность поддержи его огнем).
|
|
Необходимо отметить, что при движении в лесу, на резко– пересеченной местности удаление дозорного отделения (танка) будет значительно сокращено.
Задачу дозорному отделению (танку) ставит командир взвода или роты, от которых оно высылается. При постановке задачи отделению обычно указываются сведения о противнике и где возможна встреча с ним, задача отделения, маршрут и скорость движения, наличие впереди своих войск, порядок действий при встрече с противником и сигналы оповещения, управления и взаимодействия. Командир дозорного отделения (танка), назначенного в походное охранение, обязан изучить по карте (схеме) маршрут движения, места вероятной встречи с противником и определить порядок движения и действий отделения (танка) при встрече с ним; установить порядок наблюдения за местностью и противником, а также за сигналами командира и порядок доклада, а затем отдать боевой приказ. В боевом приказе командир отделения (танка) указывает:
—сведения о противнике;
—задачу охраняемого подразделения;
—задачу отделения (танка), маршрут и скорость движения, порядок наблюдения, доклада о замеченном и действий при встрече с противником;
—сигналы оповещения, управления, взаимодействия и порядок действий по ним;
—время готовности к маршу и заместителя.
БОЕВОЙ ПРИКАЗ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ НА ДЕЙСТВИЯ В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ (ВАРИАНТ)
Противник, потерпев поражение, отходит в восточном направлении. Одновременно разведкой установлено выдвижение резервов из глубины. Встреча с противником возможна на рубеже Заводской, Дачное.