Темы для докладов:
1. Сущность оперантного обусловливания.
2. Суть подкреплений в теории оперантного обусловливания.
Семинар-практикум № 21 Режимы подкреплений поведения.
1. Режимы подкреплений. Специфика использования различных режимов подкрепления поведения.
2. Решение учебных задач.
(Примеры задач)
Задача 1 Виды подкреплений
Условия задачи: Привидите примеры разрешения ситуаций, используя все виды подкреплений: предъявление положительного стимула, удаление аверсивного стимула, предъявление аверсивного стимула, удаление положительного стимула.
Ситуация 1. Магазин. Ребенок капризничает и требует у матери игрушку…
А)…
Б)…
В)….
Г)…
Ситуация 2. Офис. Сотрудник некачественно выполнил работу…
Ситуация 3. ВУЗ. Студент не подготовился к занятию…
Ситуация 4. Дом. Сын-подросток отказывается помогать матери с уборкой…
Задача 2
Условия задачи: Приведите примеры из жизни использования 4 режимов подкрепления: с постоянным соотношением (ПС), с постоянным интервалом (ПИ), с вариативным соотношением (ВС), с вариативным интервалом (ВИ).
|
|
А)…
Б)…
В)…
Г)…
Какой из режимов подкреплений наиболее эффективен, на Ваш взгляд? Почему?
Задача 3
Условия задачи: Восстановите в памятисобытия дня и проанализируйте подкрепления каких видов и режимов использовались в отношении Вас. Привидите пример некоторых из них.
Рекомендованная литература
- Бихевиоризм / Под ред. А.А. Карелина. – М.: АСТ, 1998. – 701 с.
- Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д, Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. – М., «Эксмо», 2006 г
- Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. – 420 с.
- Майерс Д. Психология. – Мн.: Попурри, 2006. – 848 с.
- Фурманов И.А. Психологические основы поведения. Курс лекций. – Мн., 2002. – 93 с.
- Хекхаузен. Мотивация и деятельность – СПб.: Питер, 2003. — 860 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс,1997
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997
- Чалдини Р. Новейшая психологическая энциклопедия. Законы и тайны поведения человека. Психологический атлас поведения человека / Роберт Чалдини, Дуглас Кенрик, Стивен Нейберг. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. – 575 с.
- Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002.- 532с.
Тема 3.5 Социально-когнитивная теория поведения
Каждый хочет изменить человечество,
Но никто не задумывается о том, как изменить себя.
Л.Н. Толстой
Вопросы для изучения:
- Теория социального научения А.Бандуры.
- Научение через моделирование.
- Подкрепление в научении через наблюдение