Гарнизонная служба пожарной охраны

Гарнизонная служба пожарной ох­раны организуется для централизо­ванного и квалифицированного руко­водства пожарными подразделениями.

Подразделения, а также учебные заведения пожарной охраны, распо­ложенные в населенном пункте незави­симо от их ведомственной принад­лежности, составляют гарнизон по­жарной охраны.

В территорию гарнизона вклю­чаются населенные пункты, в которых


расположены пожарные подразделе­ния, при необходимости могут вклю­чаться и близлежащие населенные пункты.

Границы территории гарнизона и назначение начальника гарнизона, ко­торым является старший оперативный начальник пожарной охраны, оформ­ляются приказами по республике, краю, области.

В районном звене или городах областного подчинения начальниками гарнизонов назначаются: начальники отделов, отделений или инспекций, а также начальники отрядов, частей, дислоцированных в данных населен­ных пунктах.

Начальник гарнизона лично орга­низует тактическую и психологичес­кую подготовку начальствующего сос­тава, изучение наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении объектов. Он активно участвует в вос­питании волевых качеств руководи­телей тушения пожаров, способных возглавлять боевые действия на пожа­ре, в этой работе также участвуют должностные лица гарнизона.

Согласно Уставу службы, долж­ностными лицами гарнизона являют­ся: начальник гарнизона, оперативный дежурный, начальник службы связи, старший диспетчер Центрального пун­кта пожарной связи (ЦППС) и начальник газодымозащитной службы гарнизона (ГДЗС), начальник техни­ческой службы гарнизона.

Круглосуточное управление сила­ми и средствами начальник гарнизона осуществляет через старшего диспет­чера ЦППС и дежурную службу пожаротушения (ДСПТ), а также че­рез пункты пожарной связи местных (сельских) гарнизонов пожарной ох­раны.

Дежурная служба пожаротушения находится в прямом подчинении на­чальника УПО (ОПО) (начальника гарнизона) и в непосредственном подчинении начальника отдела (отде­ления) службы и подготовки и обес­печивает контроль за боеготовностью и боеспособностью пожарных под­разделений гарнизона. Организует и


проводит мероприятия по совершен­ствованию тактической и психологи­ческой подготовки личного состава. Разрабатывает и корректирует опера­тивные документы гарнизона по служ­бе, подготовке и тушению пожаров, а также по взаимодействию с дру­гими службами.

ДСПТ осуществляет оперативное руководство центральным пунктом по­жарной связи или дежурной частью автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССО УПО), где таковая имеется в гарнизоне.

Дежурному составу ДСПТ област­ного, краевого, республиканского цен­тров в оперативном отношении под­чиняются все дежурные службы по­жаротушения (оперативные дежурные по отрядам), пожарные части гар­низонов пожарной охраны области, края, республики, а также дежурные смены ЦППС.

Дежурные группы ДСПТ 1-го разряда возглавляет заместитель ру­ководителя тушения пожара, а 2-го и 3-го разрядов — старший помощ­ник руководителя тушения пожара, которые во время несения службы являются оперативными дежурными по гарнизону; старший помощник и помощник руководителя тушения по­жара являются соответственно его заместителем и помощником (табл. 4.1).

Организацию деятельности дежур­ной службы пожаротушения в гарни­зоне осуществляют согласно Положе­нию о ДСПТ ГУПО.

Для приема сообщений о пожарах, обеспечения связи между пожарными


подразделениями в пути следования и с места пожара, а также для связи с отдельными службами гарни­зона организуются центральные пунк­ты пожарной охраны (рис. 4.1).

ЦППС — основной орган связи и управления в гарнизоне, орган по­стоянного контроля оперативной об­становки, обеспечения комплексного использования сил и средств. ЦППС регулирует все выезды дежурных караулов пожарных частей на заня­тия, учения и другие мероприятия, постоянно информирует оперативного дежурного об оперативной обстановке в гарнизоне.

ЦППС организуется при УПО, ОПО или одной из центральных частей гарнизона, оборудуется стан­цией и коммутатором оперативной связи, светопланом области, города, района, табло учета сил и средств гарнизона, аппаратурой звукозаписи и т. д. К станциям оперативной связи подсоединяются линии прямой провод­ной связи с пожарными частями, важными объектами и службами горо­да, привлекаемыми для совместной работы по тушению пожаров; линии городской телефонной станции, обес­печивающие связь с любым пожар­ным подразделением и городским абонентом. Кроме того, станция обес­печивает циркулярную телефонную пе­редачу по прямым проводам в пожар­ные части и службы города. Кроме того, ЦППС оборудуется центральной радиостанцией, которая обеспечивает радиосвязь со всеми стационарными и автомобильными радиостанциями гарнизона. Радиостанция на пожар­ных автомобилях включается в момент выезда подразделения на пожар или занятие.

На светоплане города обозначены границы районов"обслуживания час­тей, условными знаками выделены промышленные объекты, безводные участки города, нанесена дислокация пожарных подразделений и располо­жение пожарного водоснабжения (гидранты, водоемы и др.).

Дополнительным материалом к плану города (населенного пункта)

А 1




являются справочники улиц, переул­ков, тупиков, а также перечень назва­ний и адресов промышленных пред­приятий, учреждений, детских лечеб­ных, культурно-зрелищных и других объектов.

За последние годы на базе широ­кого внедрения вычислительной тех­ники и средств связи в крупных гарнизонах пожарной охраны ЦППС превращаются в Центральные автома­тизированные системы связи и опера­тивного управления пожарной охра­ны, в состав которой входят несколько подсистем. Одна из них — это под­система оперативной диспетчерской связи, с помощью которой осуществ­ляется прием извещения о пожаре (рис. 4.2). Вторая подсистема, входя­щая в АССО УПО, — это автомати­ческая пожарная сигнализация, с помощью которой принимаются изве­щения и высылаются силы и средства по сигналу приемных станций пожар­ной сигнализации, установленной на различных объектах города (населен­ного пункта).

Боевая и служебно-оперативная деятельность пожарной охраны гар­низона непрерывно связана с работой диспетчерского пункта. Диспетчер ЦППС должен изучить обстановку в городе и населенных пунктах, вхо­дящих в границы гарнизона. Это обеспечивается постоянной связью с частями и службами города, а также передачей на ЦППС всеми пожарны­ми подразделениями данных об обста­новке в обслуживаемом районе и на объекте.

При организации гарнизонной службы большое внимание должно уделяться взаимодействию пожарной охраны с другими службами города: водопроводной, коммунальной, гор-энерго, газоаварийной, милицией, ме­дицинской и воинскими подразделе­ниями. Совместно с водопроводной службой пожарная охрана периоди­чески проверяет исправность пожар­ных гидрантов; обеспечивает гидранты указателями, своевременно устраняет неисправности водопровода; разра­батывает предложения по улучшению


противопожарного водоснабжения в населенном пункте (городе), прини­мает меры к установке дополнитель­ных гидрантов на линии водопровода, закольцеванию тупиковых участков, приспособлению артезианских сква­жин и других водоисточников для забора воды на пожаротушение, а также проверяет водопроводы на водоотдачу и заранее отрабатывает вопросы повышения давления на от­дельных участках сети или временного отключения их на время пожара. Получив извещение о неисправности водопровода, отключении отдельных участков с пожарными гидрантами или понижении давления в сети опе­ративный дежурный или начальник гарнизона разрабатывает дополни­тельные мероприятия на случай пожа­ра на этом участке и доводит свои решения до пожарных подразделений.

Особенно тщательно должны быть отработаны вопросы обеспечения во­дой для тушения пожаров, подавае­мой от водонасосных станций раз­личных объектов.

Для получения сведений об опера­тивной обстановке в городе (районе) в пожарных частях и в ДСПТ должен быть ряд документов, который систе­матически корректируется. К числу таких документов относятся:

Справочник водоснабжения города (района). В нем в алфавитном по­рядке расположены названия площа­дей, улиц, переулков с номерами домов, против которых имеются гид­рант, пруд, водоем, пирс и т. п. По каждому виду водоисточников необходимо указывать: для гидранта координаты его расположения, диа­метр и вид водопроводной сети; для водоема — емкость; для пирса или пруда — сколько автомобилей можно установить; для самотечного колод­ца — дебит (возможный расход лит­ров в секунду).

Планшет водоисточников района выезда части, гарнизона рекомендует­ся составлять для крупных городов на каждый район выезда, а для небольших городов и поселков — один, на котором нанесены: переулки'.


улицы, площади с указанием номе­ров домов на перекрестках улиц, а также номера домов, где располо­жены водоисточники; водопроводные сети с гидрантами; открытые водоис­точники с указанием емкости; коор­динатная сетка — разбивка на квад­раты, позволяющая быстро отыски­вать место пожара и водоисточников.


На планшете могут размещаться осо­бо важные объекты, детские учреж­дения и т. п. Планшет должен быть на каждом основном пожарном автомобиле, штабных автомобилях и на пункте связи части.

Обычно на крупные пожары выез­жают работники милиции, которые поддерживают порядок, освобождая


район пожара от посторонних лиц; охраняют эвакуируемое имущество и материальные ценности; регулируют уличное движение в районе с интен­сивным движением транспорта; оказы­вают помощь пожарной охране в про­ведении спасательных работ и эва­куации имущества. Работники мили­ции могут принимать участие в выяс­нении причин пожара, а также при необходимости охраняют место пожа­ра после его ликвидации.

Энергетическая служба привлека­ется на пожары для отключения наружных и внутренних электросе­тей, установок высокого напряжения, особенно во время пожара в кабель­ных туннелях, электростанциях, на трансформаторных подстанциях и дру­гих объектах.

При тушении развивающихся по­жаров большую помощь могут оказать воинские подразделения по эвакуа­ции имущества, разборке конструкций и других работ. Порядок привле­чения воинских подразделений зара­нее согласовывается с начальником военного гарнизона или командиром воинской части.

Скорая медицинская помощь прив­лекается для оказания помощи пост­радавшим. Ее вызывает на пожары по требованию РТП или в соответст­вии с установленным порядком в гар­низоне.

Коммунальная служба города вза­имодействует с пожарной охраной, согласовывая вопросы о временном перекрытии улиц и проездов, правиль­ной нумерации домов, содержании подъездов к водоисточникам, устрой­стве приспособлений для прокладки линий через железные дороги.

Газоаварийные бригады выезжают на пожары для ремонта и отключения поврежденных газовых сетей и при­боров.

Взаимодействие гарнизона пожар­ной охраны МВД с пожарной охра­ной Министерства обороны, Министер­ства морского флота, Министерства путей сообщения СССР определяется соответствующими положениями и инструкциями.


Взаимодействия со службами горо­да при тушении пожаров определяют­ся специальными инструкциями, под­писанными начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем соответствующей службы. В них устанавливается порядок извещения и выезда службы на пожары, харак­тер и порядок работ, подчиненность представителей службы руководителю тушения пожара и т. п.

Для отработки совместных дейст­вий необходимо регулярно проводить пожарно-тактические учения с привле­чением соответствующих служб.

Для четкой организации тушения пожаров, более оптимального исполь­зования сил и средств гарнизона разрабатываются оперативные доку­менты, планирующие боевые действия подразделений и служб.

4.3. Оперативные документы, планирующие деятельность гарнизона пожарной охраны

Оперативные документы состав­ляют на основе уставов, наставлений и указаний пожарной охраны с учетом местных особенностей гарнизонов. В указаниях ГУПО даются в основном общие рекомендации по содержа­нию, структуре и форме документов, так как нельзя предусмотреть всего разнообразия местных условий и осо­бенностей гарнизона. Поэтому боль­шая роль в разработке документов службы принадлежит начальнику гар­низона и его должностным лицам.

Расписание выезда пожарных под­разделений гарнизона — оперативный документ, определяющий количество сил и средств и порядок привлече­ния их для тушения пожаров.

Количество сил и средств зависит от обстановки на пожаре, оперативно-тактических особенностей объекта, а также от тактических возможностей подразделений. При составлении рас­писания выезда принимается номер­ная система вызова. Номер вызова на пожар — условное цифровое вы­ражение количества сил и средств, привлекаемое на тушение пожара в


соответствии с расписанием выезда или планом привлечения сил и средств.

Количество номеров вызова зави­сит в основном от количества пожар­ных подразделений в гарнизоне. Рас­писание должно предусматривать быстрое сосредоточение необходимого (расчетного) количества сил и средств на пожаре при минимальном количе­стве номеров вызова. По вызову № 1, как правило, выезжает дежурный ка­раул в полном составе в район обслу­живания пожарной части, а также на объекты, имеющие свои пожарные подразделения, во все места аварий и стихийных бедствий, где создалась опасность для жизни людей, угроза взрыва или пожара. Когда в боевом расчете дежурного караула кроме основных пожарных автомобилей име­ются специальные или вспомогатель­ные, необходимость их выезда решает начальник дежурного караула или> действует в соответствии с расписа­нием выезда.

По вызову № 2 на тушение пожара дополнительно высылают три-четыре отделения (в зависимости от того, сколько выехало по вызову № 1) на автоцистернах и автонасосах, а также отделения спецслужб. Как правило, дежурные караулы в район выезда соседних пожарных частей выезжают на пожар в полном составе.

В гарнизонах, имеющих по 10— 12 пожарных частей, предусматри­вается не более трех?юмеров выездов, где наиболее целесообразным являет­ся такой порядок, при котором по каж­дому дополнительному номеру выезда, начиная со второго, на пожар выезжа­ли четыре-пять отделений на основ­ных пожарных автомобилях. При оп­ределении количества пожарных отде­лений, выезжающих на пожар по наибольшему номеру вызова, должен предусматриваться в гарнизоне не­который резерв на случай возникно­вения второго пожара. В малочислен­ных гарнизонах этот резерв может создаваться за счет введения в боевой расчет резервной пожарной техники личным составом, свободным от несе-


ния службы, или членами ДПД. Большее число номеров (4—5) уста­навливается в крупных гарнизонах.

При составлении расписания вы­езда частей по повышенным но­мерам вызова учитывают состояние дорог и проездов в отдельные районы обслуживания, например, при плохих дорогах количество сил, выезжающих по № 2 или 3, увеличивают и направ­ляют с различных направлений. В районы с недостаточным водоснабже­нием направляют дополнительные ав­тоцистерны и рукавные автомобили и т. п. Для отдельных, наиболее важ­ных и пожароопасных объектов, на которых возможно быстрое разви­тие пожара и создание угрозы для жизни людей, предусматривается вы­езд сил и средств по повышенному номеру вызова при первом сообще­нии о пожаре. В перечень таких объектов включаются важные про­мышленные предприятия или отдель­ные корпуса, цехи с пожароопасными процессами производства, склады го­рючих жидкостей и газов, материаль­ных ценностей, детские и лечебные учреждения, театры, клубы, кинотеат­ры, высотные здания и отдельные здания общественных организаций и т. п. по усмотрению начальника гар­низона пожарной охраны. Количестве специальных автомобилей и их тип определяются в зависимости от осо­бенностей объекта. Например, при пожаре на нефтебазе предусматрива­ется выезд автомобилей пенного у порошкового тушения; в зданиях му­зеев, библиотек, книгохранилищ — выезд автомобилей углекислотногс тушения и ГДЗС; в высотных здани­ях — выезд автолестниц, автоподъем­ников и автомобиля ГДЗС и т. п

Корректировка количества сил \ средств, предусмотренных на тот илу иной объект, расписанием выездоЕ проводится при составлении плэное пожаротушения, а также при решеник пожарно-тактических задач.

На некоторые объекты повышен ный номер может и не подаваться пс первому сообщению о пожаре, а \ вызову № 1 дополнительно могу1


быть высланы два-три отделения из пожарных частей на основных или специальных автомобилях. К расписа­нию выездов составляются приложе­ния, в которых перечислены: объек­ты, ' на которые высылаются силы по повышенным номерам вызова; безводные участки города, на которые дополнительно высылаются автоцис­терны и рукавные автомобили; много­этажные здания, на которые при пер­вом сообщении о пожаре дополни­тельно высылаются автолестницы, автоподъемники, автомобили ГДЗС, дымососные станции. В приложении должен быть определен порядок и состав подразделений, выезжающих за пределы обслуживаемого района; порядок передислокации подразделе­ний для охраны города, при возник­новении нескольких пожаров в городе (районе, области).

При составлении расписания выез­дов необходимо принимать во внима­ние, что в практике работы пожарной охраны принято считать безводными районами и участками такие, где водоисточники удалены от зданий и сооружений более чем на 500 м, а с недостаточным водоснабжением (тер­риторию города или объектов)— водопровод, способный обеспечить расход воды 10—15 л/с, или удале­ние водоисточников на 300—500 м.

Кроме дополнительного вызова в эти районы автоцистерн большой емкости, для обеспечения водой на крупных пожарах заранее разрабаты­ваются планы привлечения сил и средств пожарной охраны и техники народного хозяйства: автоводовозок, поливочных автомобилей и других автоцистерн, имеющихся в городском хозяйстве или на объекте. Выезд пожарных поездов обычно предусмат­ривается расписанием на объекты, расположенные на расстоянии до 500 м от железной дороги. При туше­нии пожаров на плавучих сооружени­ях и береговых объектах предусмат­ривается выезд пожарных судов. При совместной работе пожарных судов с насосными станциями и основными пожарными автомобилями воду мож-


но подавать для тушения пожаров на значительные расстояния. В прак­тике тушения пожаров широко исполь­зуется воздушно-механическая пена для тушения пожаров в подвалах, кабельных туннелях, резервуарах с ЛВЖ и ГЖ и на других объектах. В отдельных гарнизонах пожарной охраны в боевом расчете находятся автомобили пенного тушения, а также автоцистерны, полностью заправлен­ные пенообразователем, которые пре­дусматриваются в расписании выез­дов и могут быть направлены по пер­вому сообщению о пожаре на указан­ных объектах.

Для более рационального исполь­зования пожарной техники можно со­держать в боевом расчете основные и специальные автомобили с возмож­ностью пересадки боевых расчетов. При составлении расписания выезда пожарных частей на пожары необхо­димо предусматривать резерв сил и средств.

Для сбора свободных от дежурства работников пожарной охраны, а также членов ДПД объекта заранее разраба­тывают документы их оповещения. Ли­ца, прибывающие по тревоге, запол­няют боевые расчеты резервных пожарных автомобилей и выезжают на тушение пожаров. Расписание выезда на пожары вводится в дейст­вие приказом начальника УВД, УПО, ОПО или начальника гарнизона по­жарной охраны. В приказе предусмат­ривается порядок выезда на пожары начальствующего состава гарнизона, а также порядок выезда за пределы охраняемого города (населенного пун­кта).

В связи с широким развитием строительства крупных объектов на­родного хозяйства, добычи и хранения горючих жидкостей и газов, а также учитывая, какие крупные пожары мо­гут произойт:. на данных объектах, требующих привлечения большого ко­личества сил и средств, разрабаты­ваются планы совместных действий нескольких соседних гарнизонов по­жарной охраны.

Расписание выезда на пожары на-"


ходится на ЦППС гарнизона, а в каждой пожарной части имеется выписка из расписания. Ответствен­ность за своевременную высылку на пожар всех сил в соответствии с распи­санием выезда возлагается на диспет­чера ЦППС.

На объекты, где для успешного тушения крупных пожаров потребует­ся большое количество сил и средств или пожар может нанести большой материальный ущерб, составляются планы пожаротушения.

План пожаротушения — оператив­ный документ, прогнозирующий обста­новку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развив­шегося пожара.

Основное назначение плана — по­мочь руководителю тушения правиль­но определить решающее направле­ние, использовать прибывающие силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и пре­дупредить тяжелые последствия, воз­можные в результате пожара. Общий перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона пожарной охра­ны.

Планы пожаротушения, как прави­ло, составляются на нефтебазы, скла­ды лесоматериалов и лесозаводы, те­атры, дворцы и дома культуры, кино­театры, больницы, школы-интернаты, базы продовольственных и промыш­ленных товаров, универмаги, пред­приятия с пожаровзрывоопасной тех­нологией производства, мелькомбина­ты и крупные элеваторы; производ­ственные корпуса промышленных предприятий с большой площадью сгораемых покрытий, бесфонарные производственные здания, морские порты и аэропорты, электростанции, музеи, картинные галереи, уникаль­ные высотные и важнейшие общест­венные здания. Разработке плана предшествует большая подготови­тельная работа. Тщательно изучаются оперативно-тактические особенности объекта, описания крупных пожаров на аналогичных объектах, оценка возможного времени сосредоточения


сил и средств, необходимых для ус­пешного тушения пожара. Затем уста­навливают наиболее сложный по об­становке вариант возможного пожара и производят расчет сил и средств, необходимых для его тушения. При обосновании оптимального варианта устанавливаются: место возможного возникновения пожара; максимально возможная площадь с учетом наибо­лее сложного варианта обстановки; требуемая интенсивность подачи и удельный расход огнетушащих средств, способы и приемы туше­ния. Например, для нефтебазы рас­чет следует вести на такой случай пожара, для ликвидации которого потребуется наибольшее количество сил и средств (случаи разлива ЛВЖ и ГЖ в обваловании, охвата пла­менем нескольких резервуаров или всей группы и т. п.). На многих объек­тах с учетом линейной скорости рас­пространения огня могут быть опре­делены скорость роста площади по­жара; площадь пожара; зона задым­ления и концентрация продуктов сго­рания; зона теплового излучения; пределы огнестойкости конструкций; возможная продолжительность сво­бодного горения и т. д. При обосно­вании возможного места возникнове­ния пожара на объектах с массовым пребыванием людей учитывается мак­симальная опасность для людей и сложность обеспечения их безопаснос­ти.

В театре наиболее сложная обста­новка, как правило, возникает при пожаре на сцене. Однако целесооб­разно прорабатывать и вариант при возникновении пожара в зрительном зале.

Для пожаро- и взрывоопасных цехов, установок химических и нефте­химических производств и нефтезаво­дов максимальным размером пожара можно считать пожар на технологи­ческой установке, размещающейся в отдельном здании или в изолирован­ном противопожарными стенами поме­щении. Одновременно прорабатывают также вариант пожара на наружной части установки с учетом разрыва


аппаратов и коммуникаций с ЛВЖ и ГЖ и растекания их по аппаратному двору и в сторону помещений.

Для оценки развития пожара на лесоскладах в зданиях со сгораемы­ми покрытиями большой площади и других объектах необходимо учиты­вать максимальную площадь (пери­метр) пожара с учетом линейной ско­рости распространения огня и возмож­ной продолжительности развития по­жара до сосредоточения необходимых сил и средств. Время свободного развития пожара для данного объек­та зависит от наличия и состояния средств связи, времени следования подразделений к месту пожара, ско­рости боевого развертывания и т. д.

При расчете сил и средств туше­ния нельзя ограничиваться только определением требуемого количества средств тушения, исходя из возмож­ной площади пожара. Необходимо рассматривать различные варианты решений по обстановке пожара, не­медленно оказывать помощь людям, находящимся в задымленных и горя­щих помещениях, рационально ис­пользовать имеющиеся в распоряже­нии РТП силы и средства. Если возни­кает необходимость в подвозе воды или подаче ее вперекачку, то разра­батываются мероприятия, обеспечи­вающие беперебойную подачу воды на тушение пожара (вызов дополни­тельного количества автоцистерн, ру­кавных автомобилей, насосных стан­ций, организация и определение места заправки автоцистерн водой и т. п.).

План пожаротушения состоит из текстовой и графической частей, которые на пожаре остаются в шта­бе или у РТП, и из специальных вкладышей для НТ, НБУ, предста­вителя администрации, служб города, ответственного за пенную атаку и т. п. План выполняется на бумаге единого формата для всех частей гарнизона (20x30 сантиметров).

Текстовая часть плана отражает важные особенности объекта и воз­можной обстановки пожара, связан­ные с технологией производства, краткую оперативно-тактическую ха-


рактеристику здания или сооруже­ния и противопожарного водоснаб­жения. В текстовой части приводятся сводные данные расчета сил и средств для тушения пожара, порядок и воз­можное время их сосредоточения. Здесь же даются конкретные реко­мендации руководителю тушения по использованию первых и последую­щих прибывающих на пожар подраз­делений, организации и проведению спасательных работ, эвакуации и за­щите материальных ценностей, а также излагаются задачи штаба по­жаротушения по частичной или пол­ной аварийной остановке процесса производства, отключению и опорож­нению отдельных технологических ап­паратов, обесточиванию электросети и отключению системы вентиляции, эвакуации имущества, предупрежде­нию взрывов, аварии и т. п.

В планах на объекты химической, нефтеперерабатывающей и нефтехи­мической промышленности предус­матривают привлечение на пожар газоспасательной службы, автотран­спортных средств, бульдозеров и других механизмов для борьбы с возможными растеканиями горючих жидкостей и т. п. Взаимодействие этих служб организует оперативный штаб на пожаре. В текстовой час­ти плана указывают характерные особенности работы тыла: подвоз воды или подачу ее вперекачку, создание запаса кислородных баллон­чиков и регенеративных патронов, создание контрольно-пропускных пунктов, если ожидается длительная работа в кислородных изолирую­щих противогазах. В необходимых случаях к плану прикладываются рас­четные и справочные материалы для начальника штаба, начальника тыла и других должностных лиц. Напри­мер, схема организации связи на сложном объекте; схема для началь­ника тыла с указанием всех водо­источников, направлений прибытия подразделений, количества стволов, которое можно ввести от автомоби­лей, установленных на водоисточники, с учетом работы от одного авто-'


мобиля нескольких отделений. Здесь же могут быть даны схемы подачи воды вперекачку, организации запра­вочного пункта у водоема и пита­ния водой автомобилей, работающих на подвозной воде у места пожара. В плане тушения пожара на нефте­базе целесообразно иметь вкладыш для лица, ответственного за подго­товку пенной атаки. В нем в виде таблицы даются расчеты средств ту­шения в каждом резервуаре или груп­пе их, а также в обваловании, рекомендации по распределению лич­ного состава, техники для проведе­ния пенной атаки.

В плане необходимо иметь так­же вкладыш для лица, ответствен­ного за соблюдение правил техни­ки безопасности, где должны быть даны рекомендации по подготовке и осуществлению мер безопасности при возможном вскипании и выбросе горя­щей нефти, различные справочные данные о скорости прогрева и выго­рания ЛВЖ и ГЖ- В текстовой части плана в специальном разделе «Расстановка сил и средств» целе­сообразно четко сформулировать за­дачу каждому подразделению, участ­вующему в тушении пожара. На круп­ные объекты, имеющие несколько по­жароопасных и сложных в оператив­но-тактическом отношении цехов, ус­тановок, складов и т. п., по решению начальника гарнизона могут состав­ляться планы на отдельные цеха, установки, участки и т. п.

В графической части плана пред­ставляется план-схема объекта с ука­занием разрывов до соседних строе­ний, нанесением дорог, водоисточни­ков и других данных, характерных для развития пожара и организации его тушения. К плану прикладывают поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы зданий, сооружений объкта. Графическая часть плана должна быть возможно полнее и вклю­чать максимум необходимых сведений. В ней должны найти отражение основ­ные конструктивные и планировочные решения, возможные пути распро­странения пожара через перекрытия,


стены и противопожарные преграды, расположение пусковых устройств си­стем пожаротушения, дымовых люков, задвижек трубопроводов, по которым транспортируются огнеопасные про­дукты, аварийной вентиляции, взрыво­опасные места.

На плане-схеме объекта наносятся водоисточники, которые можно ис­пользовать при тушении пожара, расстояние от этих водоисточников до основных зданий, рекомендуемое направление прокладки магистраль­ных рукавных линий.

Графическая часть плана должна быть строго сориентирована на мест­ности, оставаться наглядной и не пере­гружаться второстепенными данными.

Разработанный план утверждает начальник гарнизона пожарной охра­ны, после чего он должен быть со­гласован с дирекцией объекта и заин­тересованными службами. В случае когда планом предусматривается при­влечение к тушению сил и средств других объектов или служб города или района, не предусмотренных расписанием выезда, план представ­ляется на согласование в горрайис-полком.

С содержанием плана должны быть ознакомлены начальствующий состав пожарной охраны и работники заин­тересованных служб. Практически план отрабатывается на пожарно-тактическом учении с привлечением предусмотренных сил и средств, по результатам учений план корректи­руется, о чем делают отметки в спе­циальном разделе плана.

Карточка пожаротушения пред­ставляет собой оперативный документ, содержащий данные об объекте и пу­тях эвакуации. Составляются карточ­ки на детские учреждения (если нет необходимости в составлении планов пожаротушения), пришкольные ин­тернаты и школы III—V степени огнестойкости зданий.

Для удобства пользования карточ­ки пожаротушения должны быть одинакового формата (15X20 см). В текстовой части карточки указы­ваются адрес объекта, маршрут следо-


вания, номер телефона, количество де­тей в дневное и ночное время, конструктивные особенности и плани­ровочные решения, которые не удает­ся отразить в графической части.

Графическая часть карточки со­стоит из схемы расположения уч­реждения на местности и поэтажных планов, показаны разрывы до ближай­ших домов и степень их огнестойко­сти, ближайшие улицы, водоисточни­ки, расстояние от них до учреждений.

В поэтажных планах показывают все входы в здание и другие эвакуа­ционные пути, стационарные лестни­цы, все помещения и их наименования, количество мест для размещения лю­дей в каждом помещении, место на­хождения обслуживающего персона­ла.

Ночные спальные помещения вы­деляют другим цветом.

Карточки рассматривает и утверж­дает начальник пожарной части. Хранят их на пункте связи части в специальной картотеке. Боевые дейст­вия личного состава дежурных карау­лов отрабатываются на каждое дет­ское учреждение согласно разработан­ной карточке во время пожарно-тактических занятий с караулом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: