Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и квалифицированного руководства пожарными подразделениями.
Подразделения, а также учебные заведения пожарной охраны, расположенные в населенном пункте независимо от их ведомственной принадлежности, составляют гарнизон пожарной охраны.
В территорию гарнизона включаются населенные пункты, в которых
расположены пожарные подразделения, при необходимости могут включаться и близлежащие населенные пункты.
Границы территории гарнизона и назначение начальника гарнизона, которым является старший оперативный начальник пожарной охраны, оформляются приказами по республике, краю, области.
В районном звене или городах областного подчинения начальниками гарнизонов назначаются: начальники отделов, отделений или инспекций, а также начальники отрядов, частей, дислоцированных в данных населенных пунктах.
Начальник гарнизона лично организует тактическую и психологическую подготовку начальствующего состава, изучение наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении объектов. Он активно участвует в воспитании волевых качеств руководителей тушения пожаров, способных возглавлять боевые действия на пожаре, в этой работе также участвуют должностные лица гарнизона.
Согласно Уставу службы, должностными лицами гарнизона являются: начальник гарнизона, оперативный дежурный, начальник службы связи, старший диспетчер Центрального пункта пожарной связи (ЦППС) и начальник газодымозащитной службы гарнизона (ГДЗС), начальник технической службы гарнизона.
Круглосуточное управление силами и средствами начальник гарнизона осуществляет через старшего диспетчера ЦППС и дежурную службу пожаротушения (ДСПТ), а также через пункты пожарной связи местных (сельских) гарнизонов пожарной охраны.
Дежурная служба пожаротушения находится в прямом подчинении начальника УПО (ОПО) (начальника гарнизона) и в непосредственном подчинении начальника отдела (отделения) службы и подготовки и обеспечивает контроль за боеготовностью и боеспособностью пожарных подразделений гарнизона. Организует и
проводит мероприятия по совершенствованию тактической и психологической подготовки личного состава. Разрабатывает и корректирует оперативные документы гарнизона по службе, подготовке и тушению пожаров, а также по взаимодействию с другими службами.
ДСПТ осуществляет оперативное руководство центральным пунктом пожарной связи или дежурной частью автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССО УПО), где таковая имеется в гарнизоне.
Дежурному составу ДСПТ областного, краевого, республиканского центров в оперативном отношении подчиняются все дежурные службы пожаротушения (оперативные дежурные по отрядам), пожарные части гарнизонов пожарной охраны области, края, республики, а также дежурные смены ЦППС.
Дежурные группы ДСПТ 1-го разряда возглавляет заместитель руководителя тушения пожара, а 2-го и 3-го разрядов — старший помощник руководителя тушения пожара, которые во время несения службы являются оперативными дежурными по гарнизону; старший помощник и помощник руководителя тушения пожара являются соответственно его заместителем и помощником (табл. 4.1).
Организацию деятельности дежурной службы пожаротушения в гарнизоне осуществляют согласно Положению о ДСПТ ГУПО.
Для приема сообщений о пожарах, обеспечения связи между пожарными
подразделениями в пути следования и с места пожара, а также для связи с отдельными службами гарнизона организуются центральные пункты пожарной охраны (рис. 4.1).
ЦППС — основной орган связи и управления в гарнизоне, орган постоянного контроля оперативной обстановки, обеспечения комплексного использования сил и средств. ЦППС регулирует все выезды дежурных караулов пожарных частей на занятия, учения и другие мероприятия, постоянно информирует оперативного дежурного об оперативной обстановке в гарнизоне.
ЦППС организуется при УПО, ОПО или одной из центральных частей гарнизона, оборудуется станцией и коммутатором оперативной связи, светопланом области, города, района, табло учета сил и средств гарнизона, аппаратурой звукозаписи и т. д. К станциям оперативной связи подсоединяются линии прямой проводной связи с пожарными частями, важными объектами и службами города, привлекаемыми для совместной работы по тушению пожаров; линии городской телефонной станции, обеспечивающие связь с любым пожарным подразделением и городским абонентом. Кроме того, станция обеспечивает циркулярную телефонную передачу по прямым проводам в пожарные части и службы города. Кроме того, ЦППС оборудуется центральной радиостанцией, которая обеспечивает радиосвязь со всеми стационарными и автомобильными радиостанциями гарнизона. Радиостанция на пожарных автомобилях включается в момент выезда подразделения на пожар или занятие.
На светоплане города обозначены границы районов"обслуживания частей, условными знаками выделены промышленные объекты, безводные участки города, нанесена дислокация пожарных подразделений и расположение пожарного водоснабжения (гидранты, водоемы и др.).
Дополнительным материалом к плану города (населенного пункта)
А 1
являются справочники улиц, переулков, тупиков, а также перечень названий и адресов промышленных предприятий, учреждений, детских лечебных, культурно-зрелищных и других объектов.
За последние годы на базе широкого внедрения вычислительной техники и средств связи в крупных гарнизонах пожарной охраны ЦППС превращаются в Центральные автоматизированные системы связи и оперативного управления пожарной охраны, в состав которой входят несколько подсистем. Одна из них — это подсистема оперативной диспетчерской связи, с помощью которой осуществляется прием извещения о пожаре (рис. 4.2). Вторая подсистема, входящая в АССО УПО, — это автоматическая пожарная сигнализация, с помощью которой принимаются извещения и высылаются силы и средства по сигналу приемных станций пожарной сигнализации, установленной на различных объектах города (населенного пункта).
Боевая и служебно-оперативная деятельность пожарной охраны гарнизона непрерывно связана с работой диспетчерского пункта. Диспетчер ЦППС должен изучить обстановку в городе и населенных пунктах, входящих в границы гарнизона. Это обеспечивается постоянной связью с частями и службами города, а также передачей на ЦППС всеми пожарными подразделениями данных об обстановке в обслуживаемом районе и на объекте.
При организации гарнизонной службы большое внимание должно уделяться взаимодействию пожарной охраны с другими службами города: водопроводной, коммунальной, гор-энерго, газоаварийной, милицией, медицинской и воинскими подразделениями. Совместно с водопроводной службой пожарная охрана периодически проверяет исправность пожарных гидрантов; обеспечивает гидранты указателями, своевременно устраняет неисправности водопровода; разрабатывает предложения по улучшению
противопожарного водоснабжения в населенном пункте (городе), принимает меры к установке дополнительных гидрантов на линии водопровода, закольцеванию тупиковых участков, приспособлению артезианских скважин и других водоисточников для забора воды на пожаротушение, а также проверяет водопроводы на водоотдачу и заранее отрабатывает вопросы повышения давления на отдельных участках сети или временного отключения их на время пожара. Получив извещение о неисправности водопровода, отключении отдельных участков с пожарными гидрантами или понижении давления в сети оперативный дежурный или начальник гарнизона разрабатывает дополнительные мероприятия на случай пожара на этом участке и доводит свои решения до пожарных подразделений.
Особенно тщательно должны быть отработаны вопросы обеспечения водой для тушения пожаров, подаваемой от водонасосных станций различных объектов.
Для получения сведений об оперативной обстановке в городе (районе) в пожарных частях и в ДСПТ должен быть ряд документов, который систематически корректируется. К числу таких документов относятся:
Справочник водоснабжения города (района). В нем в алфавитном порядке расположены названия площадей, улиц, переулков с номерами домов, против которых имеются гидрант, пруд, водоем, пирс и т. п. По каждому виду водоисточников необходимо указывать: для гидранта координаты его расположения, диаметр и вид водопроводной сети; для водоема — емкость; для пирса или пруда — сколько автомобилей можно установить; для самотечного колодца — дебит (возможный расход литров в секунду).
Планшет водоисточников района выезда части, гарнизона рекомендуется составлять для крупных городов на каждый район выезда, а для небольших городов и поселков — один, на котором нанесены: переулки'.
улицы, площади с указанием номеров домов на перекрестках улиц, а также номера домов, где расположены водоисточники; водопроводные сети с гидрантами; открытые водоисточники с указанием емкости; координатная сетка — разбивка на квадраты, позволяющая быстро отыскивать место пожара и водоисточников.
На планшете могут размещаться особо важные объекты, детские учреждения и т. п. Планшет должен быть на каждом основном пожарном автомобиле, штабных автомобилях и на пункте связи части.
Обычно на крупные пожары выезжают работники милиции, которые поддерживают порядок, освобождая
район пожара от посторонних лиц; охраняют эвакуируемое имущество и материальные ценности; регулируют уличное движение в районе с интенсивным движением транспорта; оказывают помощь пожарной охране в проведении спасательных работ и эвакуации имущества. Работники милиции могут принимать участие в выяснении причин пожара, а также при необходимости охраняют место пожара после его ликвидации.
Энергетическая служба привлекается на пожары для отключения наружных и внутренних электросетей, установок высокого напряжения, особенно во время пожара в кабельных туннелях, электростанциях, на трансформаторных подстанциях и других объектах.
При тушении развивающихся пожаров большую помощь могут оказать воинские подразделения по эвакуации имущества, разборке конструкций и других работ. Порядок привлечения воинских подразделений заранее согласовывается с начальником военного гарнизона или командиром воинской части.
Скорая медицинская помощь привлекается для оказания помощи пострадавшим. Ее вызывает на пожары по требованию РТП или в соответствии с установленным порядком в гарнизоне.
Коммунальная служба города взаимодействует с пожарной охраной, согласовывая вопросы о временном перекрытии улиц и проездов, правильной нумерации домов, содержании подъездов к водоисточникам, устройстве приспособлений для прокладки линий через железные дороги.
Газоаварийные бригады выезжают на пожары для ремонта и отключения поврежденных газовых сетей и приборов.
Взаимодействие гарнизона пожарной охраны МВД с пожарной охраной Министерства обороны, Министерства морского флота, Министерства путей сообщения СССР определяется соответствующими положениями и инструкциями.
Взаимодействия со службами города при тушении пожаров определяются специальными инструкциями, подписанными начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем соответствующей службы. В них устанавливается порядок извещения и выезда службы на пожары, характер и порядок работ, подчиненность представителей службы руководителю тушения пожара и т. п.
Для отработки совместных действий необходимо регулярно проводить пожарно-тактические учения с привлечением соответствующих служб.
Для четкой организации тушения пожаров, более оптимального использования сил и средств гарнизона разрабатываются оперативные документы, планирующие боевые действия подразделений и служб.
4.3. Оперативные документы, планирующие деятельность гарнизона пожарной охраны
Оперативные документы составляют на основе уставов, наставлений и указаний пожарной охраны с учетом местных особенностей гарнизонов. В указаниях ГУПО даются в основном общие рекомендации по содержанию, структуре и форме документов, так как нельзя предусмотреть всего разнообразия местных условий и особенностей гарнизона. Поэтому большая роль в разработке документов службы принадлежит начальнику гарнизона и его должностным лицам.
Расписание выезда пожарных подразделений гарнизона — оперативный документ, определяющий количество сил и средств и порядок привлечения их для тушения пожаров.
Количество сил и средств зависит от обстановки на пожаре, оперативно-тактических особенностей объекта, а также от тактических возможностей подразделений. При составлении расписания выезда принимается номерная система вызова. Номер вызова на пожар — условное цифровое выражение количества сил и средств, привлекаемое на тушение пожара в
соответствии с расписанием выезда или планом привлечения сил и средств.
Количество номеров вызова зависит в основном от количества пожарных подразделений в гарнизоне. Расписание должно предусматривать быстрое сосредоточение необходимого (расчетного) количества сил и средств на пожаре при минимальном количестве номеров вызова. По вызову № 1, как правило, выезжает дежурный караул в полном составе в район обслуживания пожарной части, а также на объекты, имеющие свои пожарные подразделения, во все места аварий и стихийных бедствий, где создалась опасность для жизни людей, угроза взрыва или пожара. Когда в боевом расчете дежурного караула кроме основных пожарных автомобилей имеются специальные или вспомогательные, необходимость их выезда решает начальник дежурного караула или> действует в соответствии с расписанием выезда.
По вызову № 2 на тушение пожара дополнительно высылают три-четыре отделения (в зависимости от того, сколько выехало по вызову № 1) на автоцистернах и автонасосах, а также отделения спецслужб. Как правило, дежурные караулы в район выезда соседних пожарных частей выезжают на пожар в полном составе.
В гарнизонах, имеющих по 10— 12 пожарных частей, предусматривается не более трех?юмеров выездов, где наиболее целесообразным является такой порядок, при котором по каждому дополнительному номеру выезда, начиная со второго, на пожар выезжали четыре-пять отделений на основных пожарных автомобилях. При определении количества пожарных отделений, выезжающих на пожар по наибольшему номеру вызова, должен предусматриваться в гарнизоне некоторый резерв на случай возникновения второго пожара. В малочисленных гарнизонах этот резерв может создаваться за счет введения в боевой расчет резервной пожарной техники личным составом, свободным от несе-
ния службы, или членами ДПД. Большее число номеров (4—5) устанавливается в крупных гарнизонах.
При составлении расписания выезда частей по повышенным номерам вызова учитывают состояние дорог и проездов в отдельные районы обслуживания, например, при плохих дорогах количество сил, выезжающих по № 2 или 3, увеличивают и направляют с различных направлений. В районы с недостаточным водоснабжением направляют дополнительные автоцистерны и рукавные автомобили и т. п. Для отдельных, наиболее важных и пожароопасных объектов, на которых возможно быстрое развитие пожара и создание угрозы для жизни людей, предусматривается выезд сил и средств по повышенному номеру вызова при первом сообщении о пожаре. В перечень таких объектов включаются важные промышленные предприятия или отдельные корпуса, цехи с пожароопасными процессами производства, склады горючих жидкостей и газов, материальных ценностей, детские и лечебные учреждения, театры, клубы, кинотеатры, высотные здания и отдельные здания общественных организаций и т. п. по усмотрению начальника гарнизона пожарной охраны. Количестве специальных автомобилей и их тип определяются в зависимости от особенностей объекта. Например, при пожаре на нефтебазе предусматривается выезд автомобилей пенного у порошкового тушения; в зданиях музеев, библиотек, книгохранилищ — выезд автомобилей углекислотногс тушения и ГДЗС; в высотных зданиях — выезд автолестниц, автоподъемников и автомобиля ГДЗС и т. п
Корректировка количества сил \ средств, предусмотренных на тот илу иной объект, расписанием выездоЕ проводится при составлении плэное пожаротушения, а также при решеник пожарно-тактических задач.
На некоторые объекты повышен ный номер может и не подаваться пс первому сообщению о пожаре, а \ вызову № 1 дополнительно могу1
быть высланы два-три отделения из пожарных частей на основных или специальных автомобилях. К расписанию выездов составляются приложения, в которых перечислены: объекты, ' на которые высылаются силы по повышенным номерам вызова; безводные участки города, на которые дополнительно высылаются автоцистерны и рукавные автомобили; многоэтажные здания, на которые при первом сообщении о пожаре дополнительно высылаются автолестницы, автоподъемники, автомобили ГДЗС, дымососные станции. В приложении должен быть определен порядок и состав подразделений, выезжающих за пределы обслуживаемого района; порядок передислокации подразделений для охраны города, при возникновении нескольких пожаров в городе (районе, области).
При составлении расписания выездов необходимо принимать во внимание, что в практике работы пожарной охраны принято считать безводными районами и участками такие, где водоисточники удалены от зданий и сооружений более чем на 500 м, а с недостаточным водоснабжением (территорию города или объектов)— водопровод, способный обеспечить расход воды 10—15 л/с, или удаление водоисточников на 300—500 м.
Кроме дополнительного вызова в эти районы автоцистерн большой емкости, для обеспечения водой на крупных пожарах заранее разрабатываются планы привлечения сил и средств пожарной охраны и техники народного хозяйства: автоводовозок, поливочных автомобилей и других автоцистерн, имеющихся в городском хозяйстве или на объекте. Выезд пожарных поездов обычно предусматривается расписанием на объекты, расположенные на расстоянии до 500 м от железной дороги. При тушении пожаров на плавучих сооружениях и береговых объектах предусматривается выезд пожарных судов. При совместной работе пожарных судов с насосными станциями и основными пожарными автомобилями воду мож-
но подавать для тушения пожаров на значительные расстояния. В практике тушения пожаров широко используется воздушно-механическая пена для тушения пожаров в подвалах, кабельных туннелях, резервуарах с ЛВЖ и ГЖ и на других объектах. В отдельных гарнизонах пожарной охраны в боевом расчете находятся автомобили пенного тушения, а также автоцистерны, полностью заправленные пенообразователем, которые предусматриваются в расписании выездов и могут быть направлены по первому сообщению о пожаре на указанных объектах.
Для более рационального использования пожарной техники можно содержать в боевом расчете основные и специальные автомобили с возможностью пересадки боевых расчетов. При составлении расписания выезда пожарных частей на пожары необходимо предусматривать резерв сил и средств.
Для сбора свободных от дежурства работников пожарной охраны, а также членов ДПД объекта заранее разрабатывают документы их оповещения. Лица, прибывающие по тревоге, заполняют боевые расчеты резервных пожарных автомобилей и выезжают на тушение пожаров. Расписание выезда на пожары вводится в действие приказом начальника УВД, УПО, ОПО или начальника гарнизона пожарной охраны. В приказе предусматривается порядок выезда на пожары начальствующего состава гарнизона, а также порядок выезда за пределы охраняемого города (населенного пункта).
В связи с широким развитием строительства крупных объектов народного хозяйства, добычи и хранения горючих жидкостей и газов, а также учитывая, какие крупные пожары могут произойт:. на данных объектах, требующих привлечения большого количества сил и средств, разрабатываются планы совместных действий нескольких соседних гарнизонов пожарной охраны.
Расписание выезда на пожары на-"
ходится на ЦППС гарнизона, а в каждой пожарной части имеется выписка из расписания. Ответственность за своевременную высылку на пожар всех сил в соответствии с расписанием выезда возлагается на диспетчера ЦППС.
На объекты, где для успешного тушения крупных пожаров потребуется большое количество сил и средств или пожар может нанести большой материальный ущерб, составляются планы пожаротушения.
План пожаротушения — оперативный документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара.
Основное назначение плана — помочь руководителю тушения правильно определить решающее направление, использовать прибывающие силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара. Общий перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона пожарной охраны.
Планы пожаротушения, как правило, составляются на нефтебазы, склады лесоматериалов и лесозаводы, театры, дворцы и дома культуры, кинотеатры, больницы, школы-интернаты, базы продовольственных и промышленных товаров, универмаги, предприятия с пожаровзрывоопасной технологией производства, мелькомбинаты и крупные элеваторы; производственные корпуса промышленных предприятий с большой площадью сгораемых покрытий, бесфонарные производственные здания, морские порты и аэропорты, электростанции, музеи, картинные галереи, уникальные высотные и важнейшие общественные здания. Разработке плана предшествует большая подготовительная работа. Тщательно изучаются оперативно-тактические особенности объекта, описания крупных пожаров на аналогичных объектах, оценка возможного времени сосредоточения
сил и средств, необходимых для успешного тушения пожара. Затем устанавливают наиболее сложный по обстановке вариант возможного пожара и производят расчет сил и средств, необходимых для его тушения. При обосновании оптимального варианта устанавливаются: место возможного возникновения пожара; максимально возможная площадь с учетом наиболее сложного варианта обстановки; требуемая интенсивность подачи и удельный расход огнетушащих средств, способы и приемы тушения. Например, для нефтебазы расчет следует вести на такой случай пожара, для ликвидации которого потребуется наибольшее количество сил и средств (случаи разлива ЛВЖ и ГЖ в обваловании, охвата пламенем нескольких резервуаров или всей группы и т. п.). На многих объектах с учетом линейной скорости распространения огня могут быть определены скорость роста площади пожара; площадь пожара; зона задымления и концентрация продуктов сгорания; зона теплового излучения; пределы огнестойкости конструкций; возможная продолжительность свободного горения и т. д. При обосновании возможного места возникновения пожара на объектах с массовым пребыванием людей учитывается максимальная опасность для людей и сложность обеспечения их безопасности.
В театре наиболее сложная обстановка, как правило, возникает при пожаре на сцене. Однако целесообразно прорабатывать и вариант при возникновении пожара в зрительном зале.
Для пожаро- и взрывоопасных цехов, установок химических и нефтехимических производств и нефтезаводов максимальным размером пожара можно считать пожар на технологической установке, размещающейся в отдельном здании или в изолированном противопожарными стенами помещении. Одновременно прорабатывают также вариант пожара на наружной части установки с учетом разрыва
аппаратов и коммуникаций с ЛВЖ и ГЖ и растекания их по аппаратному двору и в сторону помещений.
Для оценки развития пожара на лесоскладах в зданиях со сгораемыми покрытиями большой площади и других объектах необходимо учитывать максимальную площадь (периметр) пожара с учетом линейной скорости распространения огня и возможной продолжительности развития пожара до сосредоточения необходимых сил и средств. Время свободного развития пожара для данного объекта зависит от наличия и состояния средств связи, времени следования подразделений к месту пожара, скорости боевого развертывания и т. д.
При расчете сил и средств тушения нельзя ограничиваться только определением требуемого количества средств тушения, исходя из возможной площади пожара. Необходимо рассматривать различные варианты решений по обстановке пожара, немедленно оказывать помощь людям, находящимся в задымленных и горящих помещениях, рационально использовать имеющиеся в распоряжении РТП силы и средства. Если возникает необходимость в подвозе воды или подаче ее вперекачку, то разрабатываются мероприятия, обеспечивающие беперебойную подачу воды на тушение пожара (вызов дополнительного количества автоцистерн, рукавных автомобилей, насосных станций, организация и определение места заправки автоцистерн водой и т. п.).
План пожаротушения состоит из текстовой и графической частей, которые на пожаре остаются в штабе или у РТП, и из специальных вкладышей для НТ, НБУ, представителя администрации, служб города, ответственного за пенную атаку и т. п. План выполняется на бумаге единого формата для всех частей гарнизона (20x30 сантиметров).
Текстовая часть плана отражает важные особенности объекта и возможной обстановки пожара, связанные с технологией производства, краткую оперативно-тактическую ха-
рактеристику здания или сооружения и противопожарного водоснабжения. В текстовой части приводятся сводные данные расчета сил и средств для тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения. Здесь же даются конкретные рекомендации руководителю тушения по использованию первых и последующих прибывающих на пожар подразделений, организации и проведению спасательных работ, эвакуации и защите материальных ценностей, а также излагаются задачи штаба пожаротушения по частичной или полной аварийной остановке процесса производства, отключению и опорожнению отдельных технологических аппаратов, обесточиванию электросети и отключению системы вентиляции, эвакуации имущества, предупреждению взрывов, аварии и т. п.
В планах на объекты химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности предусматривают привлечение на пожар газоспасательной службы, автотранспортных средств, бульдозеров и других механизмов для борьбы с возможными растеканиями горючих жидкостей и т. п. Взаимодействие этих служб организует оперативный штаб на пожаре. В текстовой части плана указывают характерные особенности работы тыла: подвоз воды или подачу ее вперекачку, создание запаса кислородных баллончиков и регенеративных патронов, создание контрольно-пропускных пунктов, если ожидается длительная работа в кислородных изолирующих противогазах. В необходимых случаях к плану прикладываются расчетные и справочные материалы для начальника штаба, начальника тыла и других должностных лиц. Например, схема организации связи на сложном объекте; схема для начальника тыла с указанием всех водоисточников, направлений прибытия подразделений, количества стволов, которое можно ввести от автомобилей, установленных на водоисточники, с учетом работы от одного авто-'
мобиля нескольких отделений. Здесь же могут быть даны схемы подачи воды вперекачку, организации заправочного пункта у водоема и питания водой автомобилей, работающих на подвозной воде у места пожара. В плане тушения пожара на нефтебазе целесообразно иметь вкладыш для лица, ответственного за подготовку пенной атаки. В нем в виде таблицы даются расчеты средств тушения в каждом резервуаре или группе их, а также в обваловании, рекомендации по распределению личного состава, техники для проведения пенной атаки.
В плане необходимо иметь также вкладыш для лица, ответственного за соблюдение правил техники безопасности, где должны быть даны рекомендации по подготовке и осуществлению мер безопасности при возможном вскипании и выбросе горящей нефти, различные справочные данные о скорости прогрева и выгорания ЛВЖ и ГЖ- В текстовой части плана в специальном разделе «Расстановка сил и средств» целесообразно четко сформулировать задачу каждому подразделению, участвующему в тушении пожара. На крупные объекты, имеющие несколько пожароопасных и сложных в оперативно-тактическом отношении цехов, установок, складов и т. п., по решению начальника гарнизона могут составляться планы на отдельные цеха, установки, участки и т. п.
В графической части плана представляется план-схема объекта с указанием разрывов до соседних строений, нанесением дорог, водоисточников и других данных, характерных для развития пожара и организации его тушения. К плану прикладывают поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы зданий, сооружений объкта. Графическая часть плана должна быть возможно полнее и включать максимум необходимых сведений. В ней должны найти отражение основные конструктивные и планировочные решения, возможные пути распространения пожара через перекрытия,
стены и противопожарные преграды, расположение пусковых устройств систем пожаротушения, дымовых люков, задвижек трубопроводов, по которым транспортируются огнеопасные продукты, аварийной вентиляции, взрывоопасные места.
На плане-схеме объекта наносятся водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, расстояние от этих водоисточников до основных зданий, рекомендуемое направление прокладки магистральных рукавных линий.
Графическая часть плана должна быть строго сориентирована на местности, оставаться наглядной и не перегружаться второстепенными данными.
Разработанный план утверждает начальник гарнизона пожарной охраны, после чего он должен быть согласован с дирекцией объекта и заинтересованными службами. В случае когда планом предусматривается привлечение к тушению сил и средств других объектов или служб города или района, не предусмотренных расписанием выезда, план представляется на согласование в горрайис-полком.
С содержанием плана должны быть ознакомлены начальствующий состав пожарной охраны и работники заинтересованных служб. Практически план отрабатывается на пожарно-тактическом учении с привлечением предусмотренных сил и средств, по результатам учений план корректируется, о чем делают отметки в специальном разделе плана.
Карточка пожаротушения представляет собой оперативный документ, содержащий данные об объекте и путях эвакуации. Составляются карточки на детские учреждения (если нет необходимости в составлении планов пожаротушения), пришкольные интернаты и школы III—V степени огнестойкости зданий.
Для удобства пользования карточки пожаротушения должны быть одинакового формата (15X20 см). В текстовой части карточки указываются адрес объекта, маршрут следо-
вания, номер телефона, количество детей в дневное и ночное время, конструктивные особенности и планировочные решения, которые не удается отразить в графической части.
Графическая часть карточки состоит из схемы расположения учреждения на местности и поэтажных планов, показаны разрывы до ближайших домов и степень их огнестойкости, ближайшие улицы, водоисточники, расстояние от них до учреждений.
В поэтажных планах показывают все входы в здание и другие эвакуационные пути, стационарные лестницы, все помещения и их наименования, количество мест для размещения людей в каждом помещении, место нахождения обслуживающего персонала.
Ночные спальные помещения выделяют другим цветом.
Карточки рассматривает и утверждает начальник пожарной части. Хранят их на пункте связи части в специальной картотеке. Боевые действия личного состава дежурных караулов отрабатываются на каждое детское учреждение согласно разработанной карточке во время пожарно-тактических занятий с караулом.