Боевые участки и тыл на пожаре

Боевой участок (БУ) на пожаре — это участок, на котором сосредоточе­ны силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руко­водством. Управление силами и сред­ствами на боевом участке осущест­вляет начальник боевого участка (НБУ) и выполняет часть общего ре­шения, принятого РТП.


Обязанности начальника боевого участка на пожаре определены БУПО. НБУ подчиняется РТП и несет ответственность за выполнение боевой задачи и безопасность лич­ного Лстава на боевом участке. Он ведет непрерывную разведку и докла­дывает РТП об обстановке, обеспе­чивает взаимодействие между под­разделениями, принимает решения по перестановке сил и средств с по­следующим докладом РТП.

Количество боевых участков на по­жаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальни­ков БУ и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может на­чальник оперативного штаба с после­дующим докладом РТП о принятом решении.

Нумерация боевых участков начи­нается, как правило, от решающего направления на пожаре, а начальни­ком боевого участка назначаются ли­ца начальствующего состава.

Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы разме­щения боевых участков, они могут быть распределены по:

территории объекта пожара; этажам здания; лестничным клеткам; противопожарным преградам или зонам;

видам работ на пожаре (тушение, защита, спасание, борьба с дымом и т. п.) (рис. 7.2).

БУ создают на открытых пожа­рах складов лесоматериалов, леса, торфопредприятий, большом по пло­щади пожаре здания, если все оно охвачено пламенем. При этом РТП должен строго определить ориентиры для БУ, его границы, средства взаимо­действия с соседними БУ по всей тер­ритории объекта.

Если пожар в многоэтажных зда­ниях, РТП организует боевые участки По этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, гра­ницами БУ в этих случаях служат перекрытия здания.


При пожарах в здании боевые участки можно создавать и по сек­циям, органиченным лестничными клетками.

В производственных зданиях наи­более целесообразно создавать боевые участки по противопожарным прег­радам или зонам.

На пожарах в резервуарных пар­ках боевые участки создают по видам работ: охлаждение горящих и сосед­них резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются боевые участки по спаса­нию и эвакуации людей.

Боевые участки организуются та­ким образом, чтобы начальник боево­го участка мог попасть на боевые позиции ствольщиков.

Размеры боевого участка зависят



эт особенностей объекта, возможнос-гей маневра сил и средств. Каждый ЗУ должен иметь несколько подступов с зоне горения через оконные и двер-1ые проемы, вскрытые отверстия в пе->егородках, покрытиях, стенах и т. д. Руководитель тушения пожара гправляет боевыми участками через вязных или с помощью средств связи телефон или радиостанция).

На крупных пожарах могут созда-аться секторы, объединяющие не-колько боевых участков.

Тыл — это сосредоточенные на по-саре силы и средства, обеспечиваю-1ие боевые действия. Тыл на пожаре озглавляет начальник тыла (НТ), бязанности которого определены УПО.

В задачи тыла входит:

организация разведки водоисточ-иков;

встреча и расстановка на водоис-)чники пожарных автомобилей;

обеспечение бесперебойной подачи ^нетушащих средств и работы пожар-)й техники;

охрана магистральных рукавных 1ний;

обеспечение топливно-смазочными этериалами и огнетушащими сред-вами.

В практике пожаротушения на-1льником тыла часто назначают ру-'водителя подразделения, в районе шзда которого тушат пожар, так к именно он может выполнить эти 'язанности, зная хорошо оператив--тактическую характеристику райо-, объекта.

Бывают случаи, когда первый при-

[вший РТП, определив решающее

правление на пожаре, назначает на

эм направлении начальника боево-

участка, а сам руководит работой

ла, встречает подразделения и нап-

вляет их на боевые участки. Это

равдано, когда обстановка на пожа-

достаточно ясна, а скорость раз-

гия пожара требует в минималь-

е сроки ввести в действие мобиль-

е средства тушения.

Когда на пожаре нет оперативно-

штаба, значительно возрастает роль

104
начальника тыла: ему приходится ор ганизовывать связь и освещение нг пожаре, а также взаимодействия < другими службами города или объек та. Начальник тыла должен имет! планшет или справочник водоисточни ков и регистрировать время прибытия подразделений, а также содержание боевой задачи. Начальник тыла ис­пользует в своей работе план или карточку пожаротушения на объектах, где должны быть предусмотрены все возможности, обеспечивающие наибо­лее рациональное использование бли­жайших водоисточников, указаны основные направления для прокладки рукавных линий, вид и диаметр водо­проводной сети, водоотдача, наличие пожарных вводов и т. п., сообщены условия обеспечения эффективной ра­боты насосно-рукавной системы в за­висимости от подачи насоса и напора. Если по условиям прокладки ма­гистральной линии и количеству не­обходимых стволов требуется пере­качка воды, то следует указать коли­чество ступеней перекачки, расстоя­ние между ними и место установки головного насоса. При наличии во­доема необходимо указать его объем, на какое количество автомобилей рас­считан пирс или подъезд к водоисточ­нику, высоту забора воды, способ по­полнения водоема.

Разработка вопросов тыла в плане пожаротушения предполагает глубо­кое понимание и умение применить на практике основные положения, изложенные в Рекомендациях ГУПО МВД СССР. Необходимо иметь в ви­ду, что все заложенные в план пози­ции по расстановке автомобилей и прокладке магистральных рукавных линий должны быть рассчитаны во времени, т. е. первый автомобиль и магистральная линия от него должны быть использованы на решающем нап­равлении, последующие автомобили и рукавные линии в направлении наибо­лее вероятной подачи дополнительных стволов и т. д.

Когда силы и средства прибывают с различных улиц и переулков и прокладывают линии с нескольких


направлений, необходимо заранее рас­считать рациональные схемы и длину магистральных линий, время их прок­ладки и параметры работы, указав это на схеме графической части пла­на.

Вопросы работы тыла на пожаре должны быть четко отработаны на по-жарно-тактических занятиях каждого караула в соответствии с планом по­жаротушения, что дает возможность постоянно корректировать план и от­рабатывать боевые действия караула или нескольких караулов при прове­дении пожарно-тактических учений.

На рис. 7.3 приведена схема управ­ления боевыми участками и тылом в случаях, когда на пожаре нет опера­тивного штаба.

Когда на пожаре работает опе­ративный штаб, начальник тыла вхо­дит в состав штаба и подчиняется начальнику штаба и РТП. Организо­ванность в работе тыла зависит от четкости и ясности определения его боевой задачи, следовательно, высо­кий уровень организации работы тыла во многом зависит от умелого управ­ления силами и средствами со стороны РТП. Часто на пожарах создаются условия, которые вызывают необходи­мость в усилении тыла. Такими усло­виями могут быть:


возможность сосредоточения сил и средств на пожаре с различных направлений;

обеспечение водой от удаленных водоисточников путем перекачки или подвоза;

использование различных видов огнетушащих средств.

Руководитель тушения пожара в указанных случаях должен выделять в помощь начальнику тыла одного— трех человек начальствующего соста­ва, а также необходимый транспорт и средства связи.

РТП управляет тылом через опе­ративный штаб и связных, выделен­ных из боевых расчетов, имеющих радиостанции и телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла сос­тавляет схему расстановки пожар­ных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения на­чальнику штаба для заполнения опе­ративной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих средств и т. п.).

Одним из важнейших условий успешного тушения пожара явля­ется бесперебойная подача воды на боевые позиции подразделений. Име­ется несколько способов подачи воды к месту пожара, некоторые из них рассмотрены ниже.

 
 






Подача воды вперекачку. Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуется подво­зом воды пожарными и хозяйствен­ными автоцистернами или подачей воды к месту пожара вперекачку. В этом случае успех в боевом раз­вертывании, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во мно­гом зависит не только от четких опе­ративных действий пожарных подраз­делений, но и от организаторских и тактических способностей команди­ров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организо­вать работу тыла.

Как показывают практика и прове­денные эксперименты, перекачивать воду можно на любые расстояния по любой пересеченной местности. Все за­висит от технических и тактических возможностей подразделений. Однако не любое расстояние может быть целесообразным для организации подачи воды вперекачку.

Исходя из основной задачи под­разделений на пожаре, предельное расстояние, км (такое, на котором боевое развертывание с подачей воды вперекачку обеспечивается в ми­нимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средст­ва пожар не достигает стадии интен­сивного развития), для различных гарнизонов различно.

Для крупных гарнизонов — 5.

Для гарнизонов с одним рукавным

автомобилем — 2.

Для гарнизонов с двумя рукавными

автомобилями — 3.

Естественно, что по двум рукавным линиям предельное расстояние подачи воды вперекачку сокращается. Пере­качку рекомендуется организовывать, если расстояние от водоисточника до пожара составляет не более 2 км, если же более, то воду подвозят автоцис­тернами.

Перекачка воды может осущест­вляться различными способами. Одна­ко во всех случаях выбирается тот, ко­торый в конкретных условиях является наиболее выгодным.


Перекачка воды из насоса в насос. При этом перекачка осуществляется параллельно (по двум рукавным ли­ниям, рис. 7.4, а) или последователь­но (по одной рукавной линии, рис. 7.4,6).

Условиями перекачки являются: установка на водоисточник наи­большего по подаче и мощности на­соса;

поддержание напора не менее 10 м у всасывающего патрубка последую­щего насоса для предотвращения сплющивания рукавов;

четкая синхронность в работе всех насосов и взаимодействие между води­телями пожарных автомобилей;

наличие связи между автомобиля­ми и постами контроля за состоя­нием и работой рукавных систем;

поддержание напора на насосах в пределах 90 м, обеспечивающего наиболее длительный и устойчивый ре­жим работы насосов.

Перекачка воды с использованием автоцистерны как промежуточной ем­кости. При этом осуществляется пос­ледовательная или параллельная по­дача воды от основного насоса на излив в емкость пожарной автоцистер­ны (рис. 7.5, а).

Условия перекачки те же, что и для способа из насоса в насос, но при этом исключается необходимость остаточного напора у всасывающего патрубка последующего насоса, так как вода поступает на излив в емкость цистерны. Однако для контроля за поступлением воды в цистерну и ее уровня необходимо назначать пожар­ных и в расчетах предельного рас­стояния между машинами следует учи­тывать высоту цистерн, равную 2,5 м. Перекачка воды от насоса через промежуточную емкость осуществля­ется подачей воды по одной или двум магистральным линиям от насоса в промежуточную емкость. Этот способ перекачки является разновидностью предыдущего, и условия перекачки остаются теми же (рис. 7.5, б). Однако при определении расстояния между автомобилями не требуется учитывать ни подпор, ни высоту цистерны, не


нужно назначать бойцов для контроля за поступлением воды, так как этот контроль осуществляет сам водитель пожарного автомобиля.

Перекачка воды комбинированны­ми способами может быть применена при наличии на месте пожара разных автомобилей (авто:асосы, автоцис­терны, мотопомпы). В этом случае расчет сил и средств аналогичен расчету основных способов перекачки.

При организации перекачки глав­ным является определение расстояния от основного пожарного автомобиля до пожара и между насосами или автоцистернами перекачки (табл. 7.2). В табл. 7.3 приводятся ориенти­ровочные данные по величине потерь напора в одном напорном рукаве дли­ной 20 м.


Как напор у головного насоса, так и количество рукавов между насосами при перекачке можно определить по таблицам или экспонометру.

Некоторые рекомендации по пере­качке воды:




выдерживание расстояния между 1втомобилями с учетом превышений ■еодезических отметок. Отсутствие >асчета может привести к перегруз-сам отдельных машин и срыву работы 1сей системы перекачки;

бесперебойная связь РТП или НТ: подразделениями и пожарными 1втомобилями, что обеспечивает опе-отивное руководство их работой и [адежность перекачки;

прокладка рукавных линий при по-ющи рукавных автомобилей и других пособов, способствующих ускорению юевого развертывания;

осуществление перекачки по двум [агистральным линиям при больших асходах воды и ограниченном коли-естве пожарных машин. По участкам [агистральной линии выставлять кон-рольные посты с резервом рукавов один рукав на 100 м) для быстрой амены вышедших из строя рукавов;

зависимость успешного тушения ожаров с перекачкой воды от коли-ества основных пожарных автомоби-ей, надежной связи и высокой боевой этовности подразделений пожарной храны.

Для сокращения ступеней перекач-и необходимо применять передвиж-ые насосные станции.

Организация подвоза воды на по­варе. Кроме перекачки, когда вблизи еста пожара нет запаса воды, часто практике пожаротушения организу-т подвоз ее с удаленных водоисточ-иков пожарными и хозяйственными втоцистернами. Количество автоцис-фн определяется по формуле

Подвоз воды автоцистернами зганизуется таким путем, чтобы ра-эта стволов не нарушалась, т. е. здвоз воды должен быть бесперебой-эш (рис, 7.6). Следует иметь в виду, го у водоисточников необходимо в


обязательном порядке создавать пункт заправки автоцистерн водой.

Заправка может производиться са­мостоятельно (что крайне нежелатель­но, так как затрачивается на это мно­го времени и соответственно увели­чивается потребность в автоцистер­нах), от гидранта через пожарную колонку, от пожарного автомобиля (автонасоса, автоцистерны, мотопом­пы), установленного на водоисточник, и от пожарных кранов.

Подача воды при наличии водо­источников с неудовлетворительными подъездами к ним. Такими водоисточ­никами считаются:

естественные и искусственные во­доисточники с крутыми спусками к ним;

водоисточники (в большинстве естественные) с заболоченными приб­режными полосами;

естественные и искусственные водоисточники при отсутствии подъез­да к ним из-за снежных заносов, препятствий и других причин;

водоисточники с большой высотой забора;

водоисточники с мелким дном у бе­регов и др.

На естественных водохранилищах с крутыми берегами, если уровень воды отвечает высоте всасывания, с мелким дном у берегов и с неудовлет­ворительными подъездами устраива­ются пирсы.


Для забора воды из мелковод­ных речек, ручьев, канав, прудов и т. п. на дне водоема устраивают углубле­ния для всасывающей сетки. Во избе­жание засорения насоса в углубле­ние опускают кирпичи, камни или корзины. Для того чтобы иметь запас воды, делают временные запруды.

Когда мягкость грунта у берегов водоисточников не позволяет устано­вить пожарные автомобили, то подачу воды производят мотопомпами. Одна­ко на пожаре мотопомпы бывают не всегда, поэтому при плохих подъездах к водоисточникам, а также мелковод­ных и при высоких водозаборах на практике часто подачу воды произ­водят автоцистернами при помощи гидроэлеваторов (рис. 7.7). Гидроэле­ваторные системы могут быть приме­нены для подачи воды с уровня до 15—20 м или на расстоянии до 100 м. Для запуска и нормальной работы систем, особенно многоэлеваторных, с подачей нескольких стволов Б боль­шое значение имеет диаметр трубо­провода, соединяющего насос с цис­терной. Пропускная способность тру­бопроводов на современных автомоби­лях составляет 20 л/с, а ранее выпус­каемых — 10—15 л/с. Поэтому подачу


воды чаще всего производят из емкос­ти цистерны при помощи всасываю­щих рукавов, минуя трубопровод. Пе­ред запуском гидроэлеваторных сис­тем нужно определить количество воды, необходимое для заливки ру­кавов гидроэлеваторного кольца. При этом следует иметь в виду, что вмес­тимость одного выкидного рукава дли­ной 20 м составляет: диаметром 51 мм — 40 л, 66 мм — 70 л, 77 мм — 90 л.

При работе одного Г-600 можно подать один ствол А или два Б, увели­чить число Г-600 более двух от одного автомобиля нецелесообразно.

Зная вместимость рукавов, коли­чество воды, необходимое для запус­ка данной системы, можно определить по формуле:





Расход воды для гидроэлеваторных систем приведен в табл. 7.4.

Вид систем Расход воды, л/с
Одногидроэлеваторная Двухгидроэлеваторная 19.1 38.2

Характеристика работы гидроэле­ваторных систем приведена на графи­ке (рис. 7.8).

Согласно табл. 7.4, расход двух-гидроэлеваторной системы превышает подачу насоса ПН-30, следовательно, работу этой системы могут обеспечить насосы с большей подачей.

Следует иметь в виду, что подни­мая воду на большую высоту (18— 20 м), необходимо создавать на насо­се напор 100—120 м. При этом напоре рабочий расход воды в системах бу­дет повышаться, а расход насоса — понижаться против нормального и мо­жет оказаться, что сумма рабочего и эжектируемого- расходов превысит расход насоса. В этих условиях сис­тема работать не будет.

Часто характер пожара или внеш­ние условия определяют особенности в работе службы тыла; так, при туше­нии пожара на объектах хранения и переработки горючих жидкостей и га­зов, в условиях низких температур и т. п.

На пожарах складов ЛВЖ и ГЖ начальник тыла должен организовать подачу специальных огнетушащих средств (пенообразователя, порошков, смачивателей) согласно расчету на ту­шение пожара, а также работу по подаче воды на защиту (охлаждение).

В зависимости от обстановки на пожаре применяют и схемы подачи огнетушащих средств. При подаче раствора пенообразователя в воде к стволам типа ГПС применяют те же схемы насосно-рукавных систем, что и для воды, но при этом необходи­мо учитывать, что давление у пенных стволов должно быть почти вдвое больше по сравнению с давлением у насадков ручных водяных стволов.


Поэтому при определении длины рукавной линии необходимо выпол­нять эти условия.

Принимая во внимание количество пенообразователя, подаваемого серий­ными пеносмесителями, установленны­ми на пожарных автомобилях, способ­ных обеспечить не более трех ГПС-600, а также наличие дополнительного оборудования, позволяющего обеспе­чить подачу до четырех ГПС-600 от одного автомобиля, начальник тыла должен определить в каждом случае оптимальную схему подачи и доби­ваться ее осуществления.

Подавать раствор пенообразовате­ля в воде к четырем пеногенерато-


рам ГПС-600 можно от пожарных автомобилей, имеющих специальное оборудование, или через переносной смеситель. Дозировка пенообразова­теля может производиться также через специальную вставку, которую уста­навливают между всасывающим рука­вом и приемным патрубком насоса (рис. 7.9). В этом случае пенообра­зователь подают от автоцистерны, заполненной пенообразователем с по­мощью ее насоса. Количество вводи­мого пенообразователя зависит от на­пора на насосе автоцистерны, показа­тели этих зависимостей сведены в

Напор на насосе автоцистерны, по­дающей пенообразователь во вставку, цолжен превышать напор на приемном патрубке насоса на величину, указан­ную в табл. 7.5. Например, насос, подающий раствор, установлен на гид­рант. Напор на приемном патрубке по показанию мановакуумметра — 30 м. Раствор подается в три пено-генератора ГПС-600. В этом случае напор насоса автоцистерны, подающей пенообразователь во вставку, должен быть 60 + 30 = 90 м. Водители пожар­ных автомобилей, работающих по подаче пены, должны строго соблю­дать величину напора по табл. 7.5. Однако водителям не всегда известно


количество стволов, работающих от автомобиля, если учесть, что их число может меняться по обстановке пожа­ра, поэтому начальник тыла должен постоянно следить за режимом работы насосно-рукавной системы и задавать напор водителям пожарных автомо­билей.

Для подачи пенообразователя от емкости цистерны или других систем, особенно на крупных пожарах, можно применять передвижные насосные станции (ПНС-110) и др., от которых можно подать до 16 ГПС-600 или четырех ГПС-2000 (рис. 7.10).

На мйнрр няжной особенностью

работы тыла является обеспечение боевых действий в условиях низких температур. Работа пожарных подраз­делений в условиях низких темпера­тур характерна следующими особен­ностями:

снижением скорости движения по­жарных автомобилей из-за снежных заносов, гололеда, плохой видимости;

заносом снегом водоисточников и подъездов к ним;

замерзанием воды в водоемах и стояках пожарных гидрантов;

снижением работоспособности лич­ного состава подразделений;

трудностью прокладки рукавных линий;



возможностью замерзания воды в пожарных рукавах, разветвлениях и стволах, радиаторах автомобилей;

трудностью работы на высотах и с пожарными лестницами и т. п.

Учитывая эти особенности, началь­ник тыла должен обеспечить ряд ме­роприятий, способствующих успеху выполнения боевой задачи. Он должен организовать прокладку резервных ру­кавных линий, утепление соединитель­ных головок и разветвлений. Не до­пускать перекрытие стволов и прекра­щение работы насосов при подаче во­ды, стремиться меньше устанавливать разветвлений и подавать стволы с насадком большего диаметра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: