Типы стрессовых оценок

станет ли жизненная ситуация причиной стресса, зависит от ее когнитивной оценки человеком. Одна и та же ситуация может стать для одного человека стрессогенной, а для другого вовсе не угрожающей. И даже для одного и того же человека в разное время одна и та же ситуация в одном случае может быть стрессовой, а в другом – нет. Значит, когнитивная оценка ситуации обусловлена как личностными особенностями самого человека, так и социальным контекстом (семейной атмосферой, ситуацией на работе), в котором человек находится в данный момент.

Когнитивная теория стресса, разработанная Р. Лазарусом и его коллегами, основной акцент делает на психологической оценке угрозы и ее неблагоприятного воздействия. Угроза рассматривается как психологический фактор и отражает состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида.

По мнению Лазаруса, между воздействующим стрессором и ответной реакцией организма включаются промежуточные переменные, имеющие психологическую природу. Основное значение он придает фактору оценки угрозы, т.е. предвосхищению человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации.

Психические процессы, связанные с оценкой угрозы, происходят за счет анализа человеком определенной ситуации и отношением к ней. Они имеют сложный характер, состоящий не только из перцептивных функций, но также из процессов памяти, способности к абстрактному мышлению, элементов прошлого опыта, результатов обучения и т.д.

Особое внимание в своих исследованиях Лазарус отводит процессам оценки и преодоления (coping) стресса, являющихся, важными при взаимодействии человека с окружающей средой. По мнению Р. Лазаруса, психологический стресс отличается от всех других видов стресса наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной — угрозы некоторого будущего столкновения человека с какой-то опасной для него ситуацией. Символы травмирующего будущего воздействия оцениваются совокупностью когнитивных процессов.

Стресс начинается тогда, когда человек почувствует, что ситуация (реальная или воображаемая) представляет собой для него определенную физическую или психическую опасность (первичная оценка) и когда он поймет, что не сможет эффективно отреагировать на эту ситуацию (вторичная оценка). Стресс может прекратиться, если человек изменит значимость события до уровня, когда оно уже не будет представлять для него опасности, а также если человек использует какой-либо метод преодоления (купирования) для устранения чувства опасности.

Р. Лазарус предложил различать три типа стрессовых оценок. Первый тип — травмирующая потеря, утрата кого-либо или чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть, длительная разлука, потеря работы, утрата здоровья и т.п.). Второй тип — оценка угрозы, когда ситуация требует от человека больших купирующих способностей, чем он имеет. Третий тип — оценка сложности задачи (проблемы), се ответственности и потенциальной рискованности ситуации.

Каждая стрессовая ситуация вызывает комплексную оценку, в которую входят процессы согласования и адаптации человека со стрессорами, которые продолжаются до тех пор, пока не наладится контроль за ними с помощью купирующих воздействий или пока стресс самопроизвольно не прекратит своего действия. По принципам обратной связи устанавливается взаимосвязь между купирующим воздействием и субъектом, который получает информацию об эффекте этих воздействий и о значимости самого события. Пока действует обратная связь, человек постоянно переоценивает ситуацию, по возможности регулируя купирующие стратегии и значимость события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: