Источники угроз информационной безопасности Российская Федерация подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:
деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российская Федерация в информационной сфере;
стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
деятельность международных террористических организаций;
увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
К внутренним источникам относятся:
& критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
& неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
& недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российская Федерация по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российская Федерация;
& недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
& неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
& недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российская Федерация;
& недостаточная экономическая мощь государства;
& снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
& недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российская Федерация в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
& отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российская Федерация и органов местного самоуправления, кредитно - финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.
4. Состояние информационной безопасности Российская Федерация и основные задачи по ее обеспечению
За последние годы в Российская Федерация реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.
Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российская Федерация "О государственной тайне"[1], Основы законодательства Российская Федерация об Архивном фонде Российская Федерация и архивах[2], Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации"[3], "Об участии в международном информационном обмене"[4], ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.