А. Инстинкт материнства. Материнский инстинкт является основополагающим в жизни и направлен на вынашивание потомства, заботу о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ориентирован главным образом на защиту матери и потомства. Как материнский, так и родительский инстинкт — прежде всего преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта продолжения рода. Не подлежит сомнению социальная обусловленность инстинкта продолжения рода, поскольку человек может выжить только в сообществе и на него сильное влияние оказывают пример родителей и нормы, принятые в обществе, где он живет. Без инстинкта самосохранения невозможно вынашивание, то есть сохранение беременности. Сама беременность обусловлена инстинктом материнства и имеет своей целью продолжение рода. Следовательно, можно говорить о взаиморазвитии инстинктов самосохранения, материнства (отцовства), продолжения рода.
Выделим ведущие факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним*:
* Захаров Л. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. С. 3-77.
1. Прообраз материнства. Выраженность инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей.
2. Желание иметь детей, установка на них. При нежеланности ребенка ни один из факторов может «не сработать», то есть инстинкт материнства может не включиться.
3. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия или ожидаемая задержка месячных, что получает адекватный эмоциональный отклик.
4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желания быть вместе с ребенком.
5. Чувство жалости и сострадания к ребенку. Первый крик новорожденного вызывает чувство огромной радости, как у творца новой жизни, вместе с чувством облегчения и удовлетворения от завершения родов. С первым криком у матери пробуждается жалость и сочувствие к беззащитному существу, желание ему помочь.
6. Чувство близости с ребенком. Первое прикладывание к груди означает первый опыт соучастия в жизни ребенка, близость чувств и непосредственность ощущений.
7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая улыбка ребенка в ответ на симпатию, доброжелательное, любящее отношение взрослых создаст эмоциональный контакт между матерью и ребенком. Наличие всех перечисленных факторов является условием адекватного формирования как чувства материнства, так и эмоционального контакта с ребенком, привязанности и любви к нему. В настоящей работе рассматривается лишь пренатальный период, период беременности.
Б. Докоммуникативный период. Началом для ребенка является чей-то замысел завести его. Для многих детей старше двух лет это часто становится темой для игр. «Идея» завести ребенка проявляется через сновидения и другие виды деятельности. Однако психология зачатия рассматривает не только замысел, но и случай*.
* Винникотт Д. В. Маленькине дети и их матери. М., 1998. С. 40—46, 53—54.
Признаки субъективного мира матери и предпосылок субъективного мира ребенка обнаруживаются в тех областях, с которыми традиционно имеет дело психоанализ, — в фантазиях., сновидениях, телесных симптомах, чрезмерных, неадекватных реальности чувствах и т. п. Фантазии беременности были обнаружены еще Зигмундом Фрейдом у взрослых пациентов, как у мужчин, так и у женщин*. Они широко распространены и имеют собственную историю. Появляясь еще в раннем детстве, фантазии на тему беременности подвергаются изменениям в ходе развития человека и влияют на его последующее поведение (не только репродуктивное) больше, нежели реальные знания о зачатии, вынашивании и рождении. Анна Фрейд впервые классифицировала эти фантазии, описав условия, при которых происходит замена одних фантазий другими, и связала их символическим рядом «грудь — фекалии — пенис — младенец». Она сделала акцент на том, что каждый из этих символических объектов, проявляющихся в фантазиях беременности, был в свое время частью «Я» и претерпел болезненное отделение от него в результате взаимоотношений с другими людьми. Она также подчеркнула, что Эдипова стадия, являясь подлинно социальной стадией, перерабатывает в фантазиях беременности более ранние стадии, и предмет фантазирования приобретает человеческие черты, черты ребенка. К 9—11 годам у ребенка есть уже все психологические средства для того, чтобы стать матерью или отцом, чтобы психологически принять ребенка, — остается только освободиться от инцестуозных объектов любви**.
* Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
* Шмурак Ю. И. Пренатальная общность.//Человек. 1993. №6. С. 22—37.
Елена Дойч исследовала связь детских переживаний и фантазий беременности у матери с самочувствием, эмоциональной жизнью и практическим поведением беременной. В двухтомном труде «Психология женщины» она подробно описала природу и содержание детского опыта матери в текущей беременности и попыталась увязать «присутствие» матери и «присутствие» плода. С точки зрения психоанализа, такой единицей совместного «присутствия» в докоммуникативном периоде вполне может выступать болезненный симптом. В некоторых из таких симптомов в большей мере заметно присутствие эмбриона, например в телесных симптомах (тошнота, отеки и т. п.), — они отражают переход «присутствия» ребенка в «присутствие» матери, т. е. их появление предшествует ощущению матери. Другие — эмоциональные: страхи, возбуждение, угнетенность и т. п. — отражают обратный переход, возникая вначале как некое общее эмоциональное беспокойство, которое лишь позже находит себе подходящий объект, различный в различных культурах. В этом классе симптомов ребенок вторичен, реактивен. Обращаясь к медицине, мать стремится избавиться от симптома, с которым, как считает Дойч, связан негативный опыт из ее собственного детства. Стремление перепоручить медицине воздействие на собственный субъективный мир означает одновременно отказ от исследования и переживания опыта данной беременности; откладывается превращение «больной» в мать. По мнению В. Лосевой и А. Лунькова, ставка на медицинскую технологию ослабила способность женщины доверять своей интуиции и опираться на внутренние источники энергии, что, в свою очередь, усилило чувства неуверенности, тревоги и беспомощности и связанной с ними вины*. Это регрессивное решение влияет на поведение плода, который уже начинает двигаться, хотя мать пока не замечает этого: его активность уже угнетается и селектируется при помощи чувств, вынесенных из раннего детства матери**. Елена Дойч высказала догадку о влиянии на беременность собственного эмбрионального опыта женщины и считала, что негативное влияние раннего детского опыта компенсируется «материнскостью», жертвенностью и самоотдачей («материнскость» по Е. Дойч — «окультуренный мазохизм»).
* Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности.//Психологическая консультация, 1998. №1. С. 21—34.
** ШмуракЮ. И. Пренатальная общность.//Человек, 1993. №6. С. 22—37.
У беременных, по данным психоаналитиков, по сравнению с небеременными сновидческая продукция увеличивается в десятки раз, сны становятся ярче, усиливается чувственный компонент, непосредственное переживание соучастия, более 40% сновидений касается ребенка — по сравнению с 1% в контрольной группе небеременных*. М. Маркони в своей книге «Девятимесячный сон» систематизировала сновидения пациентки в течение всей беременности. Яркость и необычное обилие сновидческой продукции соответствуют снижению антирепродуктивных проявлений. С увеличением объема сновидческой продукции уменьшается число жалоб на межличностные отношения, соматические симптомы и снижение настроения. При исследовании явное содержание сновидений в 75% случаев отражало негативные события, дурные предчувствия и тяжелые эмоции, т. е. служило разрядкой стремления к отвержению. Сновидение перерабатывает опыт матери, осуществляет процесс «отвязывания» ребенка, которого она вынашивает, от символического ребенка внутри нее самой.
* Там же.
Женщина, почувствовав себя беременной, сталкивается с новым для себя комплексом переживаний. Эти переживания проистекают из двух источников: с одной стороны, развивающийся плод уже с первых дней беременности оказывает влияние на эмоциональный мир матери, а с другой — мать часто оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлениями о беременности и родах, а также влиянием на нее близких*. В процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений в эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины.
* Лосева В., Луньков Л. Страхи вокруг беременности. //Психологическая консультация, 1998. №1. С. 21—34.
«Плод является ультрачувствительным рецептором материнской психосоматики и окружающей среды»*. Технические приемы, устанавливающие это, многочисленны, их применение способствует развитию эмбрионологии поведения. В рамках микропсихоанализа были разработаны специальные методики оживления, коррекции и интерпретации пренатального опыта. В частности, пациент вместе с аналитиком рассматривает свидетельства жизни до его рождения (планы домов, фотографии родителей, кино- и фотоматериалы) и сообщает при этом о чувствах своих родителей и окружении до того, как он появился на свет.
* Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995. С. 171—194.
Мать передает плоду свое психическое состояние (сознательное и бессознательное), свои страхи и тревоги. Она как бы подчиняет его своим ощущениям и восприятиям и своим биологическим функциям*.
* Там же.
Существует гипотеза, в которой предполагается следующее: мать и плод находятся в неразрывном единстве, и все, что испытывает мать, напрямую передается плоду. Отсюда часто делается вывод, что тревожность и страхи матери всегда передаются плоду, который страдает от этого. Но имеется и контргипотеза, в которой опровергается это мнение.
Итак, докоммуникативный период, по мнению психоаналитиков, ставит перед будущей матерью главную задачу, которая состоит в том, чтобы постепенно выделить в своем субъективном мире место для своего ребенка. Ребенок, который не приобрел до рождения опыта взаимодействия с матерью, не вырабатывает исходного доверия к миру (Э. Эриксон). Психодинамический подход связывает нарушение базисного доверия с нарциссическим развитием личности*.
* Шмурак Ю.И. Пренатальная общность.//Человек, 1993. №6. С. 22—37.
В. Коммуникативный период. Эмбрион глубоко и интимно слит в своих собственных ощущениях с телесностью матери. Тело матери, обретая и удерживая собственный плод, нерасторжимо с ним в своих телесных ощущениях. На этой чувственной основе, по-видимому, и формируются глубокие связи, определяющие чувство привязанности и любви матери к ребенку.
В чреве матери жизнь ребенка делится на два неравных периода, когда появляется новый фактор — граница, предел для движений, и вместе с ней — ограничение свободы. Граница принадлежит не только миру бытия, но и субъективному миру матери. С этого момента начинается «совместная деятельность» матери и ребенка: ребенок двигается, мать ощущает эти движения и дает ему обратную связь — вначале только тем, что замечает или игнорирует эти движения, зачем посредством гуморальной регуляции негативно или позитивно санкционирует те или иные движения, потом появляется возможность прикоснуться, исследовать тело ребенка через свой живот, обратиться к нему с речью.
Первичная адаптивная система ребенка в свою очередь стимулирует развитие сенсорики. Зрелость первичной адаптивной системы зависит от эмоциональной среды матери, от ее образа жизни. Общая для матери и ребенка адаптивная система угнетается чувством беспомощности и бесполезности, утратой любви, чувством покорности и поражения и укрепляется противоположными — ответственностью, руководством, чувством творчества, победы.
Чем разнообразнее воздействие на ребенка на этом этапе, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Т. Верни отмечает также важность регулярно организованной психологической среды, которая позволяет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, «систематизировать» их. Таким образом, возникает целостная программа, в которой в живой нерасчлененности присутствуют и воздействие матери, и поведение ребенка. Этому же автору принадлежит наблюдение, что ребенок, находясь в утробе, предпочтительнее и быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с «другим», соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Каждая волна материнских гормонов выводит внутриутробного младенца из обычного состояния: он начинает «ощущать», что произошло нечто необычное, и пытается «понять», что именно.
Понимание обеспечивается самим совершением движения. Некоторые движения, относящиеся к экспрессии, наблюдались с помощью кинокамеры, вживленной в стенку матки. Выяснилось, что пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери.
С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережающему отражению в своем поведении; он «знает», какие движения вызовут чувство удовольствия, какие — неудовольствия. Как отмечает Ф. Дальто, если его мать заботится о ком-то еще, он может стать заботливым существом: «Он мимикрирует, воспроизводя материнские эмоции».
Мать активно интерпретирует поведение ребенка как своими чувствами, так и поведением. Одна будущая мама интерпретировала чрезмерные движения своего ребенка словами «хулиганит», «безобразничает» и надевала бандаж, а другая трактовала сильные толчки, как «ему не хватает воздуха, он хочет погулять», — и выходила на свежий воздух*. Кроме того, шестимесячный эмбрион, испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, переворачивается вниз головой; он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. Семимесячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них.
* Там же.
Если мать разговаривает с будущим ребенком, у того как правило раньше развивается речь, так как он безотчетно усваивает ряд звуковых сочетаний. Многие беременные женщины говорят со своим плодом, как если бы он находился в одной с ними комнате. После своего рождения он уже умеет воспринимать, а многие даже узнают услышанные прежде слова, которые запечатлелись у них в сознании, словно записанные на магнитофон. Это подтверждали и психоаналитики, когда им удавалось проследить историю своих пациентов начиная с этого времени.
В своей книге «На стороне ребенка» французский психоаналитик Франсуаза Дальто пишет:
«Одни говорят с ребенком, которого носят в животе, другие этого не делают. Результаты бывают удивительными. У меня был опыт со старшим сыном. Он родился в разгар войны, в 1943 году. Тогда я ездила по городу на велосипеде. Теперь-то мы не обращаем внимания, как круто поднимается улица Сен-Жак после бульвара Ссн-Жермен. Я возвращалась домой и с трудом крутила педали. И тут ребенок у меня в животе, которому, вероятно, тоже было не но себе, потому что я устала, начал вертеться, вертеться так, что в конце концов я подумала: "Я не смогу крутить педали до самого дома. Я больше не могу! А идти пешком и толкать велосипед рядом с собой — это будет еще дольше!" Но тут меня осенило, и я обратилась к ребенку: "Послушай, милый, если ты будешь так барахтаться у меня в животе, дорога еще больше затянется, потому что ты мешаешь мне крутить педали. Посиди спокойно, и мы скоро приедем". Ом немедленно затих. А я говорила с ним мысленно. Не вслух, и даже не шевеля губами. Он затих, я продолжила крутить педали, приехала наконец домой и сказала ему: "Ну вот мы и добрались". И он тут же буквально заплясал у меня в животе. Он был тогда восьмимесячным. А вечерами, когда я уставала, рядом был его отец, который тоже с ним говорил. Теперь известно (хотя тогда этого еще не знали), что зародыши лучше воспринимают низкие звуки, чем высокие. Когда говорила я, обращаясь, как правило, к его отцу, он продолжал вертеться. А когда отец ему говорил: "А теперь мы будем спать, и ты тоже будешь спать", — он сразу же успокаивался».
Положительным воздействием на будущее эмоциональное развитие детей, как отмечает А. И. Захаров, обладает также музыка: негромкая, без сильных низких звуковых колебаний (вибраций), ласкающая слух матери, заставляющая «прислушиваться» к ней плод. Главное — положительное влияние на настроение матери, эмоциональный тонус, ее психическое состояние, а через это — на состояние плода*.
* Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. С. 3-77.
Таким образом, коммуникативные средства имеют биологическую природу, но отбор их, несомненно, отражает присутствие в их развитии «культурного» влияния, в частности установок и интерпретаций матери.
Дополнительным аргументом в пользу «рефлексивной» реакции ребенка на внешние стимулы является тот факт, что ребенок отвечает на стимулы, которые нейтральны для матери и не нарушают ее гормонального баланса.
«Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?
Существует гипотеза, что, находясь в материнском лоне, «девять месяцев мы пребываем в ситуации любимых и желанных существ»* и испытываем полное блаженство. Грэхэм говорит так: «Материнская утроба — это мой мир, поэтому я составляю целый мир (космическое сознание). Это подобно тому, как если бы я был галькой на морском берегу и берегом в то же самое время. Это чувство, что все хорошо со мной и с миром тоже все в порядке, — суть того, что составляет ощущение безопасности»**. Существует также представление о симбиотическом единстве матери и плода, «беспроблемном рае» внутриутробного существования, которого часто придерживаются медики и физиологи. Станислав Гроф считает, что, как правило, в материнском лоне плод ощущает безопасность, защищенность, глубокую удовлетворенность, переживание единства с космосом и океанического блаженства***. Это чувство, как утверждает Дж. Грэхэм, мы берем с собой в жизнь из нашего пребывания в материнском лоне****. И только в момент рождения обрушивается первый удар и возникает первая трудность внутриутробного существования. (В данной работе рассматривается только психологический аспект.)
* Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993. С. 15—17, 21-32.
** Там же.
*** Гроф С. Холотропное сознание. М., 1996. С. 44—83.
**** Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993. С. 15—17, 21-32.
Но есть и противоположная гипотеза. Как показали исследования (С. Киссинджер, С. Фанти и др.) и фантастические фотографии, опубликованные Л. Нильссоном в 1965 г., гармонии между матерью и ее плодом не существует, наоборот, для их отношений характерны попытки взаимного разрушения. Микропсихоаналитики утверждают, что с первых часов своего существования эмбрион представляет собой самостоятельное существо, а не часть материнского организма. Он обладает особым составом белков и вызывает со стороны организма матери естественную реакцию отторжения, как и в отношении любого инородного тела. По словам С. Фанти, первой реакцией матери в отношении своего ребенка являются попытки отторжения. Согласно принципам иммунологии при беременности, — речь идет о тех принципах, которые экспериментально представлены в лабораториях Инсерм или группой Рсклина в Бостоне*, — эмбрион должен был бы быть ликвидирован полностью. Если же ему удается выжить, то этим он обязан изощренности собственных защитных механизмов клеточного и ядерного уровня. Фе-ренци внутриутробного младенца называет «эндопаразитом», эксплуатирующим тело матери. Мпкропсихоаналитики признают эмбрионную агрессивность, направленную на мать, и поэтому они заменили понятие «внутриутробного симбиоза» на понятие «внутриутробной войны», в которой периоды перемирия, достижения временного равновесия постоянно нарушаются периодами дисбаланса в силу самого роста плода. В периоды нарушения равновесия, когда плод растет особенно интенсивно, проявляя свою активность и жизнеспособность, мать может испытывать приступы беспричинной тревожности, раздражительности, подавленности, агрессивности, что является отражением в ее бессознательном иммунных и нейрохимических реакций, связанных с «победой» плода. То, что мать и плод выживают в этом внутриутробном конфликте, по мнению Сильвио Фанти, похоже на чудо. Согласно акушерской казуистике, одна беременность из пяти является «в высшей степени опасной» и может закончиться неблагоприятно**.
* Фанти С. Микропсихоанализ. M., 1995. С. 171—194.
** Там же.