Учебно-методическое пособие для преподавателей

Золотарева А.В.

Гомель,2003

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

Общее время занятий: 3 часа.

Мотивационная характеристика темы

Гигиеническое значение влажности воздуха заключается в ее влиянии на теплообмен. Кроме того, при уменьшении влажности воздуха ниже 30% снижается защитная функция мерцательного эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Влажный воздух, увеличивая влажность одежды, ухудшает ее теплозащитные свойства (увеличивая теплопроводность), т.е. при низкой температуре воздуха приводит к увеличению потери тепла проведением. Кроме того, влажный воздух обладает большей теплоусвояемостью, т.е. отбирает большее количество тепла в единицу времени, чем сухой, и поэтому он ускоряет охлаждение.

Врачу-гигиенисту необходимо знать, как большая и низкая влажность воздуха влияет на теплообмен как при высокой, так и при низкой температурах. Если температура высокая (больше 30° С), то большая влажность, затрудняя испарение пота, ведет к перегреванию. При низкой температуре высокая влажность воздуха способствует более сильному охлаждению за счет потери тепла конвекцией. Поэтому оптимальная влажность воздуха находится в пределах 30-60%.

Цель занятия:

1. Закрепить теоретические знания о сущности влажности, как физического состояния воздуха и овладеть навыками ее определения.

2. Ознакомить с устройством приборов для определения влажности воздуха и правилами пользования ими.

Тип занятия лабораторный

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. С помощью стационарного и аспирационного психрометров определить показатели влажности воздуха в учебной комнате и других помещениях, указанных преподавателем.

2. Полученные результаты оформить в виде протокола с гигиеническим заключением.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Для полного усвоения темы студентам нужно повторить из:

медицинской и биологической физики – физические свойства воздуха, методические подходы в изучении влажности воздушной среды;

биологической химии – источники загрязнения и примеси антропогенного происхождения воздуха.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Роль климатических и погодных факторов в формировании влажности воздух.

2. Превращения химических веществ атмосферного воздуха под действием физических факторов.

3. Медицинские приборы для контроля физического состояния воздушной среды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха.

2. Какие понятия применяются для характеристики влажности воздуха и в каких
единицах они выражаются. I

3. Гигиенические нормативы влажности в помещениях и мероприятия, направ-
ленные на улучшение температурно-влажностного режима помещений.

4. Приборы, используемые для определения влажности воздуха, их устройство,
принцип действия и правила работы.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

1. Постановка целей занятия, мотивация темы – 10 мин.

2. Ознакомление студентов с планом проведения занятия – 5 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний студентов – 15 мин.

4. Разбор темы занятия, методические указания к выполнению лабораторной работы – 25 мин.

5. Выполнение студентами лабораторной работы – 45 мин.

6. Оформление протокола исследований – 20 мин.

7. Подведение итогов занятия – 15 мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: