Гигиенические основы построения режима дня детей

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятель­ности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возраст­ными особенностями включает следующие обязательные эле­менты:

· режим питания (интервалы между приемами пищи и
кратность питания);

· время пребывания на воздухе в течение дня;

· продолжительность и кратность сна;

· продолжительность и место обязательных занятий как в
условиях образовательных учреждений, так и дома;

· свободное время, возможность обеспечить двигательную
активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элемен­тов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных реф­лексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (за­нятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «фи­зиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гиги­енически рациональном режиме дня предусматриваются до­статочное время для всех необходимых элементов жизнеде­ятельности и обеспечение на протяжении всего периода бод­рствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бод­рое настроение, интерес к учебной и творческой деятельнос­ти, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмо­циональное состояние ребенка, его радости и неудачи отра­жаются на процессах роста и развития. Психическая напряжен­ность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребен­ка ситуации, как поступление в детский сад, ясли или шко­лу, могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школь­ных неудач или семейных конфликтов может приводить к зна­чительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндок-ринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста де­тей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая под­вижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и переме­жающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — сти­муляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возника­ющая, например, при переноске тяжестей, дает противополож­ный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны по­стоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии. Физиолого-гиги-енические вопросы биологической потребности в движении и физического воспитания детей представлены в главе 4.

Вторым важным моментом режима дня является достаточ­ность сна. Именно во сне осуществляются все основные мета­болические и клеточные перестройки, определяющие форми­рование скелета ребенка.

В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. Внешние раздражите­ли являются сильными для нервной системы ребенка и вызы­вают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрство­вание ребенка осуществляется незначительное время (5—7 ч) и через каждые 1,5—2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца форми­руется суточный ритм бодрствования и сна. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холод­ное и переходное время года.

С учетом закономерностей развития сна и бодрствования в первые годы жизни ребенка разработаны дифференцированные режимы (табл. 3.3).

В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меня­ется с возрастом и составляет:

· в 7—10 лет — 11—10 ч;

· в 11—14 лет — 10—9 ч;

· в 15—17 лет — 9—8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в первую смену (8.30 и даже в 8.00) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание

обусловлено продолжительным приготовлением уроков и дли­тельным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на выс­шую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмеча­ются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность (рис. 3.2). Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недо­сыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребыва­ния на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна со­ставлять не менее 5—6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воз­духе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5—2 ч.

В первые 3 года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания де­тей предцошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельнос­ти, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи вос­питания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием ос­новных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и пра­вильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознаком­ления детей с доступными их пониманию предметами и явле­ниями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к^ выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовом деятельности, большей самостоятельности в самообслуживанииЦ В средней и старшей группах должна проводиться большая^ работа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3—4 лет, среднюю — 4—5 лет, старшую — 5-6 лет и подготовительную — 6-7 лет (табл. 3.4).

Программами воспитания и обучения в детском саду, одоб­ренными специалистами санитарно-эпидемиологической службы, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10—15 мин, в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей — 15 за­нятий в неделю по 20—25 мин; в подготовительной — 19 заня­тий в неделю по 25—30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10—12 мин, в течение которых целесообраз­но организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отво­дится больше времени для приема пищи, воспитания культур­но-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладе­вать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3—4 ч, а летом — весь день.

В режиме детей средней группы длительность организован­ных занятий увеличивается и характер их несколько усложня­ется. С детьми старшей группы ежедневно проводится 2—3 за­нятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и осо­бенно во второй половине дня после дневного сна — отводит­ся для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологичес­кой природе ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игро­вой деятельности детей. В подготовительной группе обязатель­ные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завт­рака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвиж­ные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактичес­кие. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произ­вольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Откры­тый воздух благотворно влияет на растущий организм: он ак­тивизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от кли­матических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязанности. Их трудовое воспитание складывается из самооб­служивания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.)- Дети с интересом и удоволь­ствием занимаются такой деятельностью, но она все же утом­ляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание гря­док, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться у детей средней группы не более 7—10 мин в день, у детей старшей группы — 15 мин. Продолжительность более легкой деятельности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25—30 мин. В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течение более короткого времени.

При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечер­ние игры и прогулка продолжаются до 19ч. В 19ч дети ужина­ют и в 20 ч (в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложат­ся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круг­лосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняет­ся утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным профилак­тическим осмотром.

При построении режима для учащихся учитываются особен­ности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъе­ма, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8—12 ч и в 16—18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и про­должительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсив­ности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня явля­ются учебные занятия в школе и дома, отдых с максималь­ным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и доста­точное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по соб­ственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные разв­лечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируются учебным пла­ном. Домашние учебные занятия — важное звено самостоятель­ной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводить­ся после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообраз­нее готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5—2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений сред­ней интенсивности, а вторую — провести в спокойных про­гулках.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м классе — до 1,5 ч, в 3—4-х классах — до 2 ч, в 5— 6-х классах — до 2,5 ч, в 7-м классе — до 3 ч, в 8—11-х клас­сах — до 4 ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и си­стем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсут­ствием у школьников устойчивого навыка рациональной орга­низации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35—45 мин занятий не­обходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровитель­ным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3—3,5 ч, в среднем — 2,5—3 ч, в старшем — 2—2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигатель­ная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста — 1—1,5 ч, среднего и стар­шего — 1,5—2,5 ч в день. В это время дети читают художествен­ную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свобод­ное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических фун­кций. Занятия по собственному выбору, как правило, прохо­дят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивно­сти, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр теле­передач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках, общественная работа долж­ны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуаль­ными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья де­тей. Не рекомендуется участие школьников более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут уха­живать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходе за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслужива­нию и общественно полезному труду. Дети 7—9-летнего возра­ста должны производить уборку постели, содержать в чистоте обувь и платье, несложные работы по уходу за помещением (проветривание, вытирание пыли, подметание влажным спо­собом, поливка цветов), уход за участком школы (сбор листь­ев, шишек, посадка и поливка цветов, растений, уход за угол­ком живой природы).

У детей 10—11-летнего возраста по сравнению с 7—9-лет­ними детьми степень самообслуживания расширяется за счет следующих видов деятельности: мелкий ремонт одежды и стир­ка своих вещей (трусы, майки, носки, платки), поддержание чистоты и порядка на участке школы (подметание дорожек, сгребание листьев), собирание вредителей растений, уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблю­дении педагога, знающего правила сбора растений, ягод и грибов.

Дети 14—15 лет могут в дополнение к указанным видам деятельности привлекаться к дежурству на кухне, чистке ово­щей, мытью столовой и чайной посуды, работам по благоус­тройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязы­вание растений, устройство изгороди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.

Категорически запрещается привлекать учащихся к работам, связанным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а так­же небезопасным в эпидемиологическом отношении (уборка туалетных помещений, уборка и вывоз мусора и др.) и пре­вышающим их физические возможности (мытье полов в на­чальных классах, стирка крупных предметов вручную вплоть до 15-летнего возраста).

Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 1—4-х классов 30 мин, 5—8(9)-х классов — 40 мин, 9—11-х классов — 1,5 ч. Такая интенсивность труда не способствует перегрузке детей. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом состояния их здоровья и физических возможностей.

В режиме дня детей всех возрастов следует также предусмат­ривать достаточное время для самообслуживания, гигиеничес­ких процедур.

В табл. 3.5 и 3.6 представлено примерное распределение вре­мени школьников в течение учебной недели и режима дня учащихся общеобразовательных учреждений.

В этом разделе уместно вспомнить российскую историю и прежде всего организацию обучения детей. Самым ярким при­мером в этой области является Царскосельский лицей, кото­рый вызывал и вызывает интерес за рубежом как одно из центральных устройств русской жизни. Заслуживают признания не только организация педагогического процесса в лицее и ее результаты, но и режим дня лицеистов.

В учебной жизни детей есть периоды наибольшего напря­жения умственной деятельности, всплеска эмоций, связанных со сдачей экзаменов. Нарушения режима дня в это время в сочетании со сниженной работоспособностью в конце учебного года особенно неблагоприятно сказываются на функциональ­ном состоянии детского организма. При этом учащаются жа­лобы на усталость, головную боль, плохой сон и аппетит; у части детей отмечаются неблагоприятные сдвиги показателей сердечно-сосудистой системы.

Во время подготовки к экзаменам в режиме дня должно предусматриваться обычное время пробуждения и отхода ко сну, питания, пребывания на воздухе. Занятия по подготовке к экзаменам должны проводиться в период наибольшей функ­циональной активности организма — в утренние часы. Через каждые 45 мин занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5—3 ч — второй завтрак и более длительный отдых на воздухе. После отдыха занятия продолжаются в течение 3 ч. Затем следуют обед и 2,5—3-часовой отдых со сном и пребы­ванием на воздухе. В 16 ч занятия возобновляются на 2—3 ч. Во время подготовки к экзаменам школьников освобождают от других занятий. Общая продолжительность занятий не должна превышать 8—9 ч.

В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следует предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскур­сиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посе­щения театров и кинотеатров должно быть распределено рав­номерно. Ежедневно выделяется время для помощи семье или общественно полезного труда. При этом у детей должно оста­ваться достаточно времени для творческой деятельности. Про­должительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям детей. Во время ка­никул целесообразно оздоровление детей в различных лагерях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: