Психотерапевтическая подготовка

«Отсутствие в системе профессиональной подготовки специали

стов разделов, включающих новую, достоверную информацию,

ценить как проявление свойственной психиатрии гомофобии, кото

рая сохраняется вопреки научным фактам» (Forstein, 1988, р. 34).

Читатель может легко убедиться в том, что гомофобия свой

ственна не только многим психиатрам. В большинстве британ


ских программ подготовки


консультантов-психотерапевтов


вопросы работы с лесбиянками, геями и бисексуалами совер

шенно не рассматриваются. По нашим сведениям, лишь одна из

действующих на сегодняшний день британских программ


включает трехдневный блок,


посвященный этим вопросам.


Следствием игнорирования данной проблемы стал целый ряд

негативных моментов. Одним из них является, к примеру, то,

что от этого страдают студенты-психотерапевты нетрадицион

главы я провел специальное исследование, предложив лесби

янкам, геям и бисексуалам, проходившим обучение психотера-


1 0 2 | Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ


пии, поделиться своими впечатлениями от учебных программ.

Вот несколько примеров их ответов:

«В ходе семинара, посвященного вопросам интимных отношений,

я сказала его участникам: "Вы все знаете о том, что я — лесбиянка,

не так ли?" Одна из женщин ответила: "О, да, мы не придаем это

му никакого значения". В ходе обучения я не хотела себя "обнару


живать", хотя когда другие студенты узнали о моей


сексуальной


ориентации, они старались меня поддержать. Не уверена, что пре

подаватели поступили бы аналогично, и, исходя из своих ощуще

ний в ходе подготовки, думаю, что могу чувствовать себя комфорт

но лишь в том случае, если буду достаточно искренней. Говорить

же о себе полуправду — все равно, что присутствовать в учебном

процессе лишь наполовину».

При оценке образовательных программ многие респонден

ты отмечали, что преподаватели, как правило, не осмысляли

политической природы гомофобии и гетеросексизма. Нередко


среди


студентов есть лишь один


представитель


сексуальных


меньшинств, который чувствует себя очень одиноко. Если он

не поднимет вопрос о дискриминации лесбиянок, геев и бисек

суалов, эта проблема будет совершенно забыта. Однако если все


же студент


наберется духу, его могут


обвинить в том, что он


«поет все ту же старую песню». Как выразился один из респон

дентов: «Я хочу, чтобы при проявлении гетеросексизма препо


даватели обращали бы на это внимание студентов».


Разумеет


ся, чрезвычайно важно, если все


студенты,


независимо от их


собственной сексуальной ориентации, могут прояснить вопро

сы гетеросексизма и гомофобии.

Они могут совершенно не понимать того, что означает быть

«обнаружившимся» и являться лесбиянкой, геем или бисексу

алом.

дала на меня злобную реакцию. Ни студенты, ни преподаватели не

поняли, чего мне стоило сохранить свое достоинство. Этот случай

заставил меня почувствовать себя еще более одинокой, чем рань

ше. Я даже подумала о том, чтобы прекратить обучение».

Целый ряд важных доводов в пользу обсуждения при пси

хотерапевтической подготовке аспектов работы с лесбиянками,


Глава 3. Гомофобия и гетеросексизм|103

геями и бисексуалами содержится в книге Бурке (Buhrke,

1989). Он пишет:

41. Гетеросексизм лежит в основе многих традиционных школ

психологического консультирования и теорий психическо

го развития (например, фрейдовского представления о ста

диях психосексуального развития, ориентированного на ге

теросексуальные отношения (Crain, 1985), или эриксонов-

ской концепции психического развития).

2. Важно, чтобы психотерапевт умел различать, когда сексу

альная ориентация клиента может быть предметом обсуж

дения, а когда — нет (так, скажем, когда клиент обсуждает с

психотерапевтом вопросы своих интимных отношений, его

сексуальная ориентация не должна быть в центре внима

ния).

3. В ходе стажировки обучающихся преподаватели должны

предоставить им достаточно информации по вопросам куль

туры и жизненного стиля лесбиянок, геев и бисексуалов,

чтобы не обременять тех необходимостью рассказывать спе

циалистам об этом, а супервизорам следует обращать вни

мание на проявления в ходе работы специалистов гомофо-

бии и гетеросексизма.

4. При обсуждении вопросов психического развития препода

ватели должны давать студентам информацию об особенно

стях формирования идентичности лесбиянок, геев и бисек

суалов, а также о процессе "обнаружения" и других пробле

мах, с которыми сталкиваются представители сексуальных

меньшинств на протяжении своей жизни.

5. В ходе профессиональной подготовки студентов необходи

мо обсуждать особенности консультирования лиц нетради

ционной сексуальной ориентации, обращающихся по во

просам интимных отношений, психосексуальных дисфунк

ций и сексуальной психотерапии.

6. Необходимо затрагивать вопросы консультирования семей

лесбиянок и геев, а также работы с молодыми лесбиянками,

геями и бисексуалами».

У меня сложилось впечатление, что для большинства бри


танских программ


профессиональной подготовки психотера-


104 |Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

певтов характерна институционализированная гомофобия.

Эти программы не учитывают запросы студентов, представля

ющих этнические меньшинства, не обращают должного внима

ния на потребности и необходимость оказания помощи лицам

с ограниченными возможностями и, конечно же, на потребнос

ти студентов и клиентов, представляющих сексуальные мень

шинства. Преподавателями этих курсов являются исключи

тельно белые гетеросексуалы, а потому большинство студентов

емых в ходе обучения, имеет гетеросексический оттенок. Одна

ко если бы мы стали руководствоваться тезисом Кейлеффа (см.

с. 29) о том, что без соответствующей подготовки работать

с клиентами, представляющими иные культурные группы, не

этично, скольким из нас пришлось бы отказать клиентам в сво

их услугах? Как часто все же мы без угрызений совести взимаем

деньги с клиентов и студентов, представляющих иные культур

ные группы, будучи не готовы с ними работать? Руководите

лям и ведущим программ психотерапевтической подготовки

следует, по-видимому, прибегать к услугам консультантов по

правам человека, чтобы те контролировали порядок и критерии

подбора студентов, а также структуру и «идеологию» про

грамм.

Вопросы супервизорств а и консультирования

Другой сферой, где позиции гомофобии еще достаточно силь

ны, является супервизорство и консультирование. Здесь я хо

тел бы рассмотреть два основных вопроса: первый связан с су

первизированием психотерапевтов-гетеросексуалов консуль-

тантами-гетеросексуалами, в ходе которого обсуждаются

различные проблемы работы с лесбиянками, геями и бисексуа

лами; второй — с супервизированием психотерапевтов нетра

диционной сексуальной ориентации консультантами-гетеро-

сексуалами.

Когда и консультант, и психотерапевт — гетеросексуалы,

консультант должен быть подготовлен в кросс-культуральном

плане. Ему необходимо осознавать, что он и психотерапевт


^


Глава 3. Гомофобия и гетеросексизм 105

пропускают всю информацию через «культурные фильтры».

Это особенно справедливо в отношении тех случаев, когда ни

консультант, ни психотерапевт не имеют какой-либо подготов

ки по аффирмативной гей-психотерапии и отягощены гомофо-

бией. Тиевски (Tievsky, 1988, р. 58) перечисляет определенные

признаки гомофобии, на которые консультант должен обращать

внимание в ходе своего общения с психотерапевтом: «Некото

рыми признаками гомофобии, выявленными в ходе специаль

ных исследований, можно считать шутки по поводу представи

телей сексуальных меньшинств (Grawick, 1983); неудобство,

переживаемое человеком в контакте с представителями сек

суальных меньшинств (Moses and Hawkins, 1982); враждебное

отношение к ним; склонность к стереотипным оценкам или иг

норирование самого факта существования лесбиянок, геев и

бисексуалов (Messing et al., 1984); чрезмерное подчеркивание

значимости сексуальной ориентации клиента (Rabin et al., 1986)

и, естественно, проявление жалости к представителям сексу

альных меньшинств (Woodman and Lenna, 1980). Другим весь

ма часто встречающимся среди психотерапевтов проявлением

гомофобии является их убеждение в том, что сексуальная

ориентация не имеет никакого значения. По сути это означает

игнорирование того, что дискриминация оказывает влияние на

жизнь представителей сексуальных меньшинств» (Messing

et al, 1984).

Психотерапевты и супервизоры должны быть весьма осмот

рительны, чтобы не проецировать на клиента свою (гетеросек

суальную) систему оценок. Оценка происходящего в жизни

клиента будет во многом иной, если наблюдатель имеет пред

ставление о культурных нормах и ценностях гомосексуально

го сообщества. Надеемся, что эта книга поможет специалистам

и супервизорам — гетеросексуалам — получить такое представ

ление.

Одна из проблем, с которой сталкиваются психотерапевты


нетрадиционной сексуальной ориентации,


супервизируемые


консультантами-гетеросексуалами, заключается в том, что им

необходимо подвергать цензуре сообщаемое ими консультан

ту с тем, чтобы защитить себя или клиента от обвинений. Вот

что пишет один из психотерапевтов:


1 0 6 | Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


«Я работал с Майком, 44-летним геем, который встречался с боль

шинством своих сексуальных партнеров в общественных туалетах.

представить ход нашей работы супервизору, поскольку опасался,

что супервизор расценит поведение Майка либо как патологиче

ское, либо как свидетельствующее о его неспособности устанавли


вать


"нормальные"


сексуальные


отношения. Мне не хотелось


объяснять супервизору все нюансы гомосексуальных актов, совер

шающихся в общественных туалетах. Я также не хотел, чтобы су

первизор узнал о том, что я знаком с этим во всех подробностях,


поскольку сам имею опыт таких контактов.

мог обвинить меня в такой же мере, как и Майка.


Супервизор вполне


В конце концов мне пришлось рассказать супервизору о ходе на


пить к


обсуждению клинических


вопросов большую часть кон


сультации я провел, объясняя супервизору, что такое секс в обще

ственных туалетах».


Весьма


полезно, когда супервизор


определенным образом


будет


подготовлен к работе с


представителями


сексуальных


меньшинств, прежде чем начнет


консультировать


психотера


певтов—лесбиянок, геев и бисексуалов. Лучше, если он потра

тит определенное время на самостоятельное изучение вопросов


работы с

того чтобы


представителями

вынуждать


сексуальных

психотерапевта


меньшинств, вместо

объяснять ему эти во


просы. Очевидно, что супервизоры должны осознавать прояв


ления


свойственных им самим


гомофобии и


гетеросексизма.


Приводимый ниже пример показывает особенности супервизи


рования


психотерапевта-гея


консультантом-гетеросексуалом,


который и является автором данного описания:

«Джеймс был "обнаружившимся" геем; я работал с ним в качестве

супервизора в течение нескольких лет. В начале нашего знаком

ства, когда иногда Джеймс выглядел усталым, я думал, это связа

но с тем, что он излишне озабочен своей личной жизнью и что ему


не хватает


"мускулов" — это понятие


сложилось у меня еще со


школьных времен. Образ человека "без мускулов" явно ассоции


ровался у меня с


гомофобическим


представлением о "педике".



никакого


отношения ни к


действительным


характеристикам


Джеймса, ни к его жизненной ситуации».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: