Структура и ход урока

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»

Исполнитель:Бычихина Ольга Васильевна,

учитель биологии и химии,

моу «Полдарская СОШ»

Великоустюгского района

Вологодской области


Технологическая карта урока

Предмет – география

Класс - 6

Базовый учебник – Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс- М. Вентана – Граф, 2010.

Тема урока – Вулканы Земли.

Цель урока: обеспечение осмысление и первичное закрепление знаний о происхождении и строении вулканов, видах их

Задачи урока:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения: дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений. Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы. Познакомить учащихся с профессией вулканолога – изучение этого явления – важнейший фактор в познании строения нашей Земли. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения: создание условий для мотивации учения и управления познавательной деятельностью учащихся.

Формы работы:групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Тип урока

Необходимое оборудование: презентация, учебник, контурные карты, видеофрагмент «Вулканы», атлас, картины, физическая карта полушарий; картина К.Брюлова «Последний день Помпеи».



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД  
1. Мотивация к учебной деятельности 2.Проверка домашнего задания 3. Формулировка темы урока Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Вулканы», загадывает загадку: У этой немаленькой горы Характер тихий до поры. Но может так случиться – Взорвется, задымится! (вулкан). Правильно угадали загадку. Я думаю, что после просмотра фильма вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока? Записываем тему урока в тетради. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Предлагает ответить на вопросы, оцененные в баллах. (Приложение №1) - Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока. - Побуждает к актуализации знаний обучающихся о вулканах. - Вводит понятие «вулкан». - Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании. - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым географическим объектам. Готовят рабочее место. Приветствуют учителя. Выбирают вопросы. Готовятся к ответу. Отвечают. - Определяют тему урока - Актуализируют свои знания об изучаемом объекте - В результате групповой работы предлагают свои варианты формулировки темы. Личностные результаты: Продолжить формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. Л.Р.:Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с измерительными материалами. Регулятивные: - целеполагание, - планирование, - прогнозирование - волевая саморегуляция Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью Познавательные общеучебные: - самостоятельное выделение познавательной цели - моделирование - выбор оптимальных способов решения задач - умение строить речевое высказывание  
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели Продолжая беседу, ответим на вопросы перед параграфом (стр. 83 учебника): 1. Что вам известно о вулканах? 2. Опишите, как вы представляете извержение вулкана. 3. О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете? 4. Можете ли вы объяснить причину извержения вулканов? 5. Каких знаний нам не хватает для ответа на последний вопрос? Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? Из чего состоит явление «извержение вулкана»? - Где зарождается процесс извержения? Это означает: что нам надо ответить на вопрос: Как устроен вулкан? Т.е. изучить его …..? Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы … 2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления. Нам надо ответить на вопросы:В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения? Итак, какая вторая задача встает перед нами? 3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения. Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу: Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как? Третья задача, которая позволит нам решить поставленную цель, заключается в следующем. - А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке? Какими способами будем достигать перечисленные вами цели? - Создает учебную ситуацию целеполагания. - Побуждает обучающихся формулировать цели урока. - Структурирует предложенные формулировки. - Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам географии. - Формулируют цели урока - Предлагают пути их достижения Проявляют интерес к изучаемой теме. Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана Формулируют 2 задачу: Определить места размещения вулканов Формулируют 3 задачу: Смоделировать процесс извержения вулканов. Возможные ответы школьников: 1.Что такое вулканизм, как он проявляется на земной поверхности? 2.Почему и как происходят извержения вулканов? 3.Какие вулканы называются действующими, а какие - потухшими? 4.Где в мире и в России располагается большинство вулканов? 5.Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям? 6. В каких районах Земли расположены наиболее известные гейзеры? Рассматривать разные виды вулканов на рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия. - Делать схематические рисунки, обозначать элементы рисунка, используя термины. - Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках. - Изучать новые понятия. - Задавать вопросы учителю. - Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.  
Процессуально - содержательный этап урока  
Изучение нового материала 1. Образование и строение вулканов -Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»? Познакомьтесь с легендой происхождения слова «вулкан» т ответьте на вопрос: - Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»? 2. -Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо выяснить, как он устроен и как действует? По рис. 88 стр. 83 учебника составьте рассказ о строение вулкана. 3. Вставьте пропущенные в тексте слова в рассказе «Образование вулкана» Учащимся выданы рассазы с пропущенными словами. «Перед началом извержения вулкана в земной коре образуются трещины. По трещинам через кратер вулкана вверх по жерлу устремляется огненно-жидкий расплав веществ глубинных слоев, который называется - магма Излившись на поверхность Земли, она превращается в плотную горную породу-лаву. Постепенно слои накапливаются, и конус вулкана наращивается.» 4. (Работа с моделью вулкана). - Назовите основные части вулканов? - Создает учебную ситуацию, связанную с изучением вулканов в процессе работы. - Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании вулкана и введении своих терминов для обозначения его частей. - Знакомит с понятиями. - Создает учебную ситуацию моделирования вулкана. Выслушивают сообщение одноклассника Делают рисунок «Строения вулкана», обозначая части вулкана. (Один учащийся работает у доски, другие - в тетради). вставляют пропущенные слова в рассказ Ученики в группах показывают модель извержения вулкана. (для изготовления модели используют пластилин). Составляет свое определение термину «вулкан». Интеграция знаний с уроков истории и литературы. Познавательные общеучебные: - поиск информации - моделирование - умение строить речевое высказывание - контроль и оценка процесса и результатов деятельности - смысловое чтение логические: - анализ - синтез - сравнение - подведение под понятия - установление причинно-следственных связей - доказательство Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью Регулятивные: - волевая саморегуляция  
Физкультурная пауза: Мы вулканы изучали И немножечко устали И поэтому вот тут Просто надо отдохнуть Встали из-за парт все дружно Нам вулкан представить нужно Мы на кратер посмотрели Всю подошву рассмотрели Левый склон и правый склон До чего вулкан силен Покружили головой Не пора ли нам домой Потянулись вверх друзья Пробежались, но слегка Развернулись все кругом И работать мы начнем. Выполняют упражнения за учителем    
Ответьте на вопрос: -От чего зависит форма вулкана? Используя полученные сведения о формах вулканов, давайте заполним пустые строчки таблицы «Формы вулканов»
Форма вулкана Отличительная черта Местоположение
Конусная Лава густая, вязкая, быстро остывает вместе с пеплом, образует высокую гору Эльбрус, Везувий, Этна
Щитовидная Лава жидкая растекается по склону, медленно остывает -пологие склоны Исландия, Гавайские острова
Создает учебные ситуации для формирования умения определять форму вулканов, объяснению причин их образования. Отвечают на вопрос Форма вулкана зависит от температуры и свойств извергающейся лавы Дополняют таблицу Недостающими признаками, вулканы находят на карте самостоятельно.    
Что вы делали (Какие действия вы выполняли) для того чтобы определить строение вулкана и особенности его образования?   Просмотрели видеофильм, изучили рисунок, провели опыт демонстрирующий образование вулкана    
2.Вулканы мира Вулканы различаются не только по форме, но и по степени активности. Различают:- действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Используя текст, статьи стр.84 (Вулканы мира) и выданную таблицу ответьте на вопрос: -Какие вулканы называют действующими, а какие потухшими? Найдите в таблице ошибки, предложите, как их надо исправить.
Типы вулканов Отличительная черта Название вулкана
Потухшие Действующие в настоящие время Ключевская Сопка Льюльяйльяко Шивелуч
Действующие Вулкан который давно не извергался, но сохранил свою форму Везувий
Спящие Сильно разрушен и не проявляет активности несколько тысяч лет Килиманджаро

2. Иногда потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Брюллова «Последний день Помпеи».

-Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях?

  Изучают таблицу «Типы вулканов по их активности», находят в таблице ошибки Исправляют ошибки в первой колонке 1. Действующие 2. Потухшие 3. Спящие Ужас, страх, желание спастись    
- Откройте карту атласа «Землетрясения и вулканизм». -Обратите внимание, как показаны вулканы на карте? - Найдите на карте и назовите действующие вулканы? Как вы это определили? действующие, а какие потухшие? Возьмите контурную карту с обозначенными вулканами. В условных обозначениях даны цифры и подписаны названия вулканов. - Нам необходимо на контурную карту в место расположения вулкана нанести соответствующую цифру. Будьте внимательны. Я буду называть, и показывать их расположение на настенной карте вовремя рассказа «Разнообразие вулканов». Вулканы на карте обозначаются звездочкой и подписываются печатными буквами, разборчивым почерком 5. Мы обозначали только небольшую (10) часть вулканов, а их (1400 из них 960- действующие). - Давайте попробуем установить, в каких частях планеты находится их наибольшее количество? -В папках есть карточка с названием вулкана. Найдите в атласе место его расположения и прикрепите карточку на настенную карту. - Давайте посмотрим, в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов? Создает учебные ситуации для формирования понятий «действующие», «потухшие» вулканы, определения их на карте. Обозначают на контурной карте с помощью цифр действующие и потухшие вулканы: Килиманджаро(1), Гекла,(2) Камерун(3), Ключевская Сопка(4), Котопахи (5), Кракатау(6), Орисаба(7), Фудзияма(8), Льюльяйльяко(9); Этна(10) Ученики знакомятся с названием, внешним видом вулкана и кратким его описанием. Определяют его местоположение на карте и прикрепляют в соответствующее место (у каждого ребенка есть магнит с названием вулкана).    
. Причины извержения вулканов, переходим к третьей задаче нашего урока. Выполнение практической работы. Работа в парах. -Вы имеете вырезанные контуры литосферных плит. Используя карту литосферных плит, попробуйте собрать поверхность Земли. -Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит в разном направлении? - В каких участках Вы наблюдали «нахлест», «надвиг» плит друг на друга? - Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации? - Появление трещин в земной коре, к каким изменениям твердого вещества земной коры приводит? - Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться? - Какой процесс мы сейчас описали? - Как называется природное явление, сопровождающее этот процесс на поверхности земли? Попробуйте ответить на вопрос. Как образовалось ТО кольцо? Сделайте вывод. В чем причина вулканизма? - Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при объяснении причины вулканизма. - Создает учебную ситуацию моделирования поверхности Земли из вырезанных контуров литосферных плит. (литосферные плиты вырезаны из цветной бумаги). - Формирует понимание связи между строением вулкана и процессом извержения. - Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий. Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения практической работы. Из вырезанных контуров литосферных плит собирают поверхность Земли. Создают упрощенную схему разломов и двигают литосферные плиты Отмечают разрывы в одних местах и заходы друг на друга в других. Объясняют причину вулканизма.    
Закрепление и первичный контроль Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Выдаёт тесты по основным понятиям темы. (Приложение №2) Работают в парах. Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами. Освоение социальных норм и правил поведения в небольших группах.  
Подведение итогов Чему вы научились на этом уроке и что научились делать? Рефлексия Ответить на вопросы: Объяснение домашнего задания - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. - Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. - Обеспечивает понимание практической значимости полученных знаний и умений для объяснения вулканизма, как грозного природного явления. 1.Прочитать параграф 23, составить план статьи «Вулканические проявления», ответить на вопросы стр. 86. 2. Извергаясь, вулканы, производят большие опустошения. Изучите позитивное и негативное действие вулканизма на природу и население Земли и сформулируйте (выскажите) свое отношение к данному природному явлению. Используя дополнительную литературу. Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности. Заполняют предложенные формы с началом предложения и вариантом выбора ответа. Анализируют свою деятельность на уроке. Анализируется урок, достижение целей, общий результат. - Изучают детскую энциклопедию, географические словари и Интернет-ресурсы - выбирают необходимый материал и составляют сообщение Регулятивные: - оценка достижения планируемых результатов - коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой; - волевая саморегуляция Познавательные: - рефлексия способов и условий действий; - контроль и оценка способов и результатов действий Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью  
               


Приложение №1 Тема «Землетрясение»

Вопросы по теме / количество баллов за ответ

1. Какие районы Земли называют «сейсмически активными»? 1

2. Почему сотрясается Земля? 2

3. В каких районах Земли наиболее часты землетрясения? 2

4. Что называется очагом и эпицентром землетрясения? 1

5. Как измеряют силу подземного удара? 2

6. Как землетрясение может изменить рельеф? 3

7. Сейсмограф, сейсмолог, сейсмология… Что общего у этих понятий? 3

8. Могут ли землетрясения произойти в Москве, Саратове? 3

9. Бывают ли землетрясения на Луне? 3

Критерии оценки:

«5» – 15–20 баллов

«4» – 11–14 баллов

«3» – 5–10 баллов

Приложение №2 Контроль по теме «Вулканы»

Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1-Б

1. Кратер А Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана
2. Жерло Б Углубление в верхней части вулкана
3. Очаг магмы В Вулкан с густой лавой и крутыми склонами
4.Лава Г Самый высокий действующий вулкан России
5.Конический вулкан Д Вулкан, извержения которого прекратились
6. Щитовой вулкан Е Канал, по которому поднимается магма
Вулканические бомбы Ж Магма, излившаяся на поверхность
8.Действующий вулкан З Вулкан, извержения которого повторяются
9.Потухший вулкан И Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами
10.Ключевская Сопка К Расплавленная мантия в глубинах Земли

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: