Вступление. Студенты-медики, знакомящиеся с большим количеством клинических симптомов, часто находят у себя те или иные заболевания

Студенты-медики, знакомящиеся с большим количеством клинических симптомов, часто находят у себя те или иные заболевания, хотя они полностью здоровы. В большинстве случаев такое состояние, когда они считают себя больными уходит само по себе. Некоторые студенты и студентки все же обращаются к врачу с тем, чтобы выяснить, действительно ли они больны. И лишь совсем редко они в результате еще долго боятся заболеть, так что даже можно сказать, что сведения о клинической картине различных заболеваний для них по сути оказались вредными.

Многие студенты и студентки-медики помнят однако о своей “воображаемой”, “надуманной” болезни и опасаются, что когда пациенты начнут читать о различных заболеваниях, они тоже смогут почувствовать себя больными. Поэтому они, например, не рекомендуют им читать научно-популярную медицинскую литературу, где описываются различные заболевания.

С другой стороны проводиться большая работа по санитарному просвещению населения. По телевидению, радио, в иллюстрированных изданиях даются советы, как зритель, слушатель или читатель может сохранить свое здоровье и как нужно правильно лечиться в тех случаях, когда они заболевают. Некоторые люди без всяких на то оснований находят у себя болезни, о которых они слышали или читали. Подобно студентам-медикам они обращаются к врачу с тем, чтобы выяснить больны ли они. И в большинстве случаев успокаиваются, когда узнают, что это не так. Другие же люди и их не так много, склонны к так называемой ипохондрии, воображая у себя различные болезни. Они глубоко убеждены, что больны. Однако и по отношению к этим людям все же нельзя говорить, что определенная информация о заболеваниях оказалась для них вредной. Может быть, они уже давно вообразили у себя какое-то заболевание, о котором они когда-то от кого-то еще слышали. Об ипохондрии говорили уже тогда, когда никакого санитарного просвещения еще не было. На основании того факта, что некоторые люди воображают у себя болезни, о которых они получили информацию, еще вовсе не следует, что санитарное просвещение является вредным и ненужным. Скорее наоборот: можно считать, что санитарное просвещение полезно, поскольку с его помощью облегчается ранняя диагностика заболеваний.

В период своего обучения многие врачи сравнительно мало узнают о психических заболеваниях. Впервые учение о психических и психосоматических заболеваниях было частично включено в систему общего медицинского образования в 1972 году. Еще и сегодня изучение этих заболеваний в некоторых университетах недостаточно. Опрос проведенный в Ганновере, показал, что о функциональных сексуальных нарушениях врачи знают поразительно мало. Некоторые читатели иллюстрированных брошюр и журналов, которые лежат обычно в приемной врача, знают порой об этом больше, чем сам врач, который их там раскладывает.

Многие врачи, которые ориентированы в своем образование в достаточной мере только на соматические заболевания, лечат лишь побочные телесные симптомы, сопровождающие психические заболевания. Например, если у пациентов в состоянии страха усиливается сердцебиение, они видят только симптомы тахикардии и выписывают лекарства для замедления ритма сердечных сокращений. У пациентов часто складывается впечатление, что в вопросах неприятных ощущений, возникающих, например, при болезни страха, врач недостаточно компетентен. Некоторые пациенты даже опасаются, что врач может поднять их на смех, когда они начнут рассказывать о чувстве страха, не имеющем никакой видимой причины. Некоторые к тому же думают, что врач может их принять за сумасшедших. Поэтому они говорят только о телесных проявлениях.

Другие пациенты сталкиваются с тем, что врач фактически недооценивает психические симптомы или трактует их в качестве сопутствующих явлений, сопровождающих телесные нарушения, хотя на самом деле все наоборот - телесные симптомы являются вторичными по отношению к психическим. Пережитые, но подавленные эмоции могут неблагоприятно отразиться на организме. Так как даже длительное лечение только телесных симптомов не помогает, такие пациенты переходя от одного врача к другому, снова говорят только о телесных симптомах, так как убеждены, что со своими психическими симптомами они все равно не найдут у врача понимания.

Правда, в последние десять или двадцать лет у врачей, и у пациентов возросло понимание важности взаимосвязи между психическими и соматическими симптомами. Однако часто этого все же недостаточно.

Как уже говорилось в предисловии, книга призвана в первую очередь помочь таким пациентам увидеть у себя такие признаки, которые указывали бы на психическое или психически обусловленное заболевание. Разумеется, возможности такой книги ограничены. Предположив у себя после знакомства с соответствующей литературой психическое заболевание и обратившись по этому поводу к врачу, пациент может встретить медика, который ориентирован только на телесные симптомы и поэтому говорит больному: “На самом деле у Вас ничего нет”. Телесные явления всегда могут быть обусловлены соматическими причинами. Безусловно каждый раз нужно проверять нет ли все-таки соматического заболевания. Существуют, однако, и телесные симптомы психогенно, психически обусловленные. При некоторых, так называемых, психосоматических заболеваниях психические и телесные причины тесно переплетаются. Такие заболевания должны лечиться комбинированно, соматически и путем психотерапии.

Врачи, обладающие дополнительной квалификацией по специальности психоанализ и психотерапия, обследуют своих пациентов также и на соматические заболевания или направляют их на такое обследование. Больничные кассы, ведающие вопросами больничного страхования требуют проводить вначале каждой длительной психотерапии общий клинический осмотр. Пациент избежит даже малейшего риска попасть к врачу, не знающему или не дооценивающему законы психики, если он обратится к врачу с такой квалификацией. На съезде врачей в 1992 году была принята новая врачебная специальность - врач психотерапевтической медицины.

Многие психологи работают над проблемами лечения психических заболеваний вместе с врачами. Таких пациентов направляют к психологам или они находят их сами. Такие психологи считаются клиническими психологами или психологами с особой специализации по психотерапии. Для подобных наименований должны быть созданы определенные образовательные предпосылки.

В этой книге я меньше затрагиваю вопрос возникновении психических заболеваний, в отличии от другой моей книги “Очерки о психоаналитической характерологии ”. О возникновении болезни говорят прежде всего тогда, когда таким образом можно лучше всего понять связь между симптомами и легче удается распознать заболевание.

Эта небольшая книга, конечно, не может заменить собой солидные учебники для специалистов. Зато описание симптомов, которое в этой книге я попытался сделать, избегая специальной терминологии, облегчит запоминание этих симптомов также и психотерапевтам. Как и книгу “Очерки о психоаналитической характерологии ”, эту книгу, вероятно, будут читать также и психотерапевты.

Как уже говорилось в предисловии, я не рассматриваю крайне редко встречающиеся явления. Мне кажется, что эта тоненькая книжечка будет полезнее, чем солидный том, в котором я действительно постарался бы все рассмотреть и учесть. Такая книга уже своим объемом обескураживала бы читателя. Некоторые вопросы представлены в этой книге проще, чем они есть на самом деле. Ведь многие внутренние связи можно понять только, если подробно заниматься общим учением о неврозах. Зачем все собирать в одной книге, если она все равно предназначена прежде всего для неспециалистов? Если же эта книга попадет к специалисту, не будет ничего страшного в том, если он что-то в ней не найдет. Недостающую информацию он может получить из других источников. Некоторые работы рекомендованы в указателе литературы в конце книги.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: