Тренинг мозга и биологическая обратная связь

Не приходится сомневаться, что все сказанное о тренинге мозга,
или брейнинге, нуждается в более глубоком изучении в научных и
медицинских учреждениях разного профиля. Однако тысячелетний
опыт использования психофизических методов тренинга мозга в
различных условиях и разными людьми, свидетельствует об отсут-
ствии к его применению противопоказаний. Ограничения к занятиям
тренировкой внимания могут касаться лишь людей с выраженными
психозами и склонных к эпилепсии. Кроме того, людям, занимаю-
щимся психофизическим тренингом, следует резко ограничить, а еще
лучше совсем отказаться от употребления каких бы то ни было
спиртных напитков и, конечно же, ни в коем случае не употреблять
наркотические вещества. Вполне возможно, что употребление
алкоголя или наркотиков параллельно с тренировкой внимания
может усилить абстинентный, то есть похмельный, синдром.

Разностороннее положительное воздействие на человека
тренинга мозга подтверждается, например, широким распростра-
нением в последнее десятилетие терапевтических методов лечения
различных заболеваний с использованием биологической обратной
связи. Мы уже говорили о том, что в основе большинства таких
методов также лежит тренинг мозга посредством концентрации
внимания. Несомненно, метод биологической обратной связи и
аппаратуру для его реализации можно с успехом использовать не
только для лечения, но и с целью тренировки внимания. Наверное,
одним из первых к такому заключению пришел еще в середине 70-х


Глава 5 Это действительно работает! 320

годов прошлого столетия индийский йог Сатьянанда Сарасвати,
заявивший, что «обратная биологическая связь может обеспечить
осмысленное, направленное применение медитации».

Наиболее показательным примером является метод лечения так
называемого «синдрома дефицита внимания» (СДВ), с различными
сопутствующими осложнениями: гиперактивностью, невниматель-
ностью или импульсивностью.

Этот синдром находится как бы на другом полюсе представлений
о внимании, которые мы развивали в этой книге. Мы исходили из
того, что тренинг мозга, обсуждаемый в книге, будут использовать
люди с нормально развитой функцией внимания, с целью ее даль-
нейшего развития. В действительности, треть, а может быть и
половина взрослых людей во всем мире, страдают этим недугом,
часто не зная об этом. Самая общая психологическая особенность
таких людей — неудовлетворенность собственной жизнью.

По статистике около 15%, а по некоторым данным по России, до
30% детей школьного возраста страдают расстройством внимания.
Среди взрослого населения некоторых социальных слоев нарушения
внимания может встречаться чаще. Например, в американских
тюрьмах более 80% отбывающих сроки наказания за совершенные
преступления — это люди с СДВ.

Дети и подростки с СДВ отличаются невнимательностью,
раздражительностью, импульсивностью. Как правило, они плохо
учатся, многие из них не могут окончить среднюю школу. Их пове-
дение отличается от поведения их здоровых сверстников в худшую
сторону. Они легко отвлекаются от решаемых задач, не доводят до
конца начатое дело, легко вовлекаются в буйные и опасные игры в
школе и дома, склонны к правонарушениям. Например, они в семь
раз чаще становятся причиной или участниками дорожно-транс-


321 Часть вторая Тренинг мозга

портных происшествий с тяжелыми последствиями. Вероятность
того, что они в будущем станут наркоманами или алкоголиками у них
в десять раз выше. Это дети, которых обычно называют трудными.

Половина детей с СДВ становятся наркоманами, алкоголиками и
правонарушителями. Часто именно они начинают употреблять
наркотики и алкоголь в школьном возрасте. Они составляют особую
группу риска, являются основным источником пополнения рядов
наркоманов, алкоголиков, проституток и преступников.

Причины появления СДВ связаны с наследственными
факторами, с родовыми травмами головного мозга, осложнениями
после инфекционных заболеваний и т. д. Потребление наркотиков и
алкоголя у таких людей является своеобразной защитной реакцией
от сбоев в функционировании мозговых механизмов, в частности,
нормальной работы функции внимания. Это — неосознаваемая
попытка самолечения. Попытка, безусловно, безрезультатная и чрез-
вычайно опасная как для самого человека, так и для общества в
целом.

Однако мозг каждого человека, в том числе и ребенка, обладает
потенциальной способностью ликвидировать нарушения внимания
и восстанавливать нормальную работу своих функций.

Но происходит это только в том случае, если человек занимается
специальными психофизическими упражнениями, тренингом мозга.

Это могут быть простые упражнения по тренировке внимания,
известные тысячи лет и описанные в этой книге. Однако могут
использоваться и методы, разработанные физиологами и медиками в
последние годы с использованием компьютерного оборудования.

В процессе такого тренинга человек с помощью специальной
аппаратуры, использующей принцип биологической обратной связи,
самостоятельно корректирует, «подправляет» мозговые функции,
добиваясь не только нормализации их работы, но и запоминания
мозгом оптимальных режимов функционирования.


Глава 5 Это действительно работает! 322

Таким образом, происходит излечение человека любого возраста
от СДВ и ликвидация или снижение патофизиологической потреб-
ности в наркотиках, алкоголе или противоправных действиях.

В зарубежной психофизиологии этот метод в настоящее время
считается наиболее эффективным и перспективным для «коррекции
поведения» детей, в том числе с точки зрения профилактики нарко-
мании и алкоголизма. Кроме того, его использование положительно
сказывается на многих других сторонах личности ребенка. У
прошедших курс психокоррекции улучшается успеваемость и пове-
дение, они становятся более уравновешенными и спокойными, повы-
шается их способность к общению со сверстниками и взрослыми. В
западных государствах функционируют тысячи специализированных
кабинетов по психокоррекции. Разрабатываются, принимаются к
исполнению и финансируются крупные государственные
программы. Так, например, мэрия Нью-Йорка приняла решение
оборудовать школы города кабинетами психокоррекции поведения
детей с нарушениями внимания. Методики, оборудование и
программное обеспечение к нему было в свое время разработано
Национальным агентством по исследованию космического
пространства (НАСА), где оно используется для повышения эффек-
тивности функционирования сознания астронавтов.

Эти, частные на первый взгляд, факты, приводят, при их внима-
тельном рассмотрении, к многозначительным выводам. Создается
впечатление, что западная цивилизация, в частности, США, начинает
не только осознавать свою деградацию, но и предпринимать
конкретные меры к исправлению ситуации. То, что сейчас проис-
ходит на западе под названием «кампания по психокоррекции»,
является, по сути дела, первым шагом к созданию или воспитанию
«нового человека».


323 Часть вторая Тренинг мозга

Следует между тем заметить, что разработчики методов лечения
СДВ, как в России, так и за рубежом, не вполне четко представляют
себе, что нужно делать человеку со своим мозгом на сеансах
тренинга с использованием аппаратуры биологической обратной
связи. Это очевидно хотя бы с учетом того факта, что в научной
литературе, посвященной СДВ, осмысленно не используются устой-
чивые словосочетания «тренировка внимания» или «концентрация
внимания», отражающие сущность метода. Мое замечание спра-
ведливо также потому, что в методических пособиях по лечению
СДВ пациентам вместо конкретной инструкции, например, «концен-
трируй внимание на таком-то объекте», предлагается выполнить
неясные и расплывчатые указания типа: «…постараться осознать
свое внутреннее состояние, ощущения в некоторые моменты…,
запомнить это состояние, научиться воспроизводить его и удер-
живать…»
. Однако подобные недостатки современного и весьма
эффективного метода тренировки внимания, являются «болезнью
роста», они, несомненно, преходящи.

Раньше или позже, но физиологи осмыслят глубокие нейрофи-
зиологические корни разработанного ими метода. И тогда с удив-
лением обнаружат, что они в современной форме воплотили метод,
который известен человечеству и используется в различных
культурах тысячи лет. Они изумятся, когда узнают, что та тема, по
которой они сегодня пишут научные статьи и монографии,
защищают диссертации, испокон веков называлась «методом приоб-
ретения духовности», «стяжанием Духовных даров», «самопо-
знанием», и так далее и тому подобное.

Еще больше их поразит то, что они, как оказалось, занимаются
научными исследованиями в фантастической до сего времени
области сверхвозможностей человека. А это — всего лишь в шаге от
новой физики, нового, более глубокого понимания основ миро-
здания, новой цивилизации, от будущего Сверхчеловека.


Заключение 324


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: