О свободе совести

1 В этой главе Монтень, под видом прославления высоких качеств ЮлианаОтступника, высказывает свои передовые взгляды по вопросу о свободе совестиСамая попытка восхваления Юлиана, ярого врага христианской церкви, была состороны Монтеня, в обстановке кипевших вокруг него "религиозных войн",весьма смелым шагом. - Порицание тех, кто из-за так называемогоотступничества Юлиана не сумел оценить его выдающихся достоинств, явнонаправлено в адрес католической церкви. Именно потому при просмотре "Опытов"- папской цензурой в Риме в 1580 г. Монтеню было предложено внестиисправления в данную главу, но Монтень для следующего издания не изменил вней ничего. Высказанные в этой главе мысли Монтень развил более широко вследующей, XX главе. 2... лучшая... партия... та, что отстаивает... древнее государственноеустройство... - Монтень ясно отдавал себе отчет в том, что причиныгражданских войн, которыми охвачена была Франция его времени, кроются отнюдьне в религиозных разногласиях и что в действительности дело идет оцелостности и единстве страны, существование которой было поставлено подугрозу сепаратистскими устремлениями крупного дворянства и его союзников.Поэтому Монтень был против изменения современного ему политическою строяФранции и отстаивал существование абсолютной монархии. Такая позиция Монтеняв тех конкретных исторических условиях была прогрессивной. 3... эти бесчинства причинили науке гораздо больше вреда... - Здесьсодержится явное осуждение рьяных приверженцев католической ортодоксии,занимавшихся уничтожением языческих книг, о гибели которых Монтень непереставал сокрушаться. 4 Марк Клавдий Тацит - римский император (275-278); сведения о егородстве со знаменитым историком, Корнелием Тацитом (55-120), сомнительны.Приводимое в тексте сообщение о заботах императора Тацита о сочиненияхТацита-историка содержится у римского историка В описка, оставившегожизнеописание императора Тацита (Вописк. Тацит, 10). 5 Флавий Клавдий Юлиан - выдающийся римский император (361-363),прозванный его врагами, христианскими писателями, Отступником за попыткувосстановить язычество как государственную религию. 6... был убит парфянами... - Об этом сообщает Аммиан Марцеллин (XXIV,8 и XXV, 3). 7 Один из них... сетует... - Аммиан Марцеллин, XXII, 10. 8... даже люди нашей веры рассказывают о нем... - Этот эпизодприводится в хронике византийского историка Зонары, которой Монтень частопользовался во французском переводе. 9 Евтропий (ум. 370) - римский историк, написавший около 367 г."Краткую историю Рима" в десяти книгах, носящую компилятивный характер, ноценную содержащимися в ней сведениями по истории III и IV вв. - Приводимое втексте см. Евтропий. История, X, 16. 10 Констанций - имеется в виду Констанций II, римский император с 317по 361 г., который вел ожесточенную борьбу со своим двоюродным братомЮлианом, оспаривая у него престол. 11... он... вел солдатский образ жизни... - Это сообщение, равно как иследующее - о пристрастии Юлиана к литературе, почерпнуто у АммианаМарцеллина (XXV, 4). 12... Александр Великий... приказывал ставить... чашу... - Приводимыйпример содержится у Аммиана Марцеллина (XVI, 5). 13... по большей части в союзе с нами... - Т. е. поддерживая галлов,населявших в древности Францию, против теснивших их германских племен. 14... они... дрались... до того мгновения, когда ночь разъединилапротивников. - При описании смерти Юлиана Монтень опять-таки опирается наАммиана Марцеллина (XXV, 3, 6). 15 Ему явился призрак... как Марку Бруту. - Рассказывали, что передбитвой при Филиппах Марку Юнию Бруту ночью явился страшный призрак, которыйна вопрос Брута, кто он, ответил: "Я - твой злой гений. Мы увидимся приФилиппах". И снова будто бы этот призрак явился Бруту перед вторым сражениемпри Филиппах, завершившимся полным разгромом войск Брута и его смертью отсобственной руки. Подробнее см. Плутарх. Жизнеописание Цезаря, 69. 16... едва ли были бы забыты... свидетелями... - Приписываемое Юлианувосклицание является, возможно, вымыслом враждебных ему христианскихписателей. 17 Как говорит Марцеллин... - XXI, 2. 18... обратился... с... увещанием... свободно служить своей вере. -Это сообщение приводится у Аммиана Марцеллина (XXII, 5). 19... не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желалидостигнутого. - Последние строки главы содержат намек на льготы, полученныегугенотами по условиям религиозного мира 1576 г.; им были предоставленысвобода совести, почти повсеместное свободное исповедание своей веры, правозанимать государственные должности и в качестве гарантии выполнения всегоэтого восемь крепостей. Глава XX


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: