1. Соотношение понятий «возрастная психология»и «психологиявозрастного развития».
2. Эволюционные, революционные и ситуационныевозрастныеизменения психики и поведения ребенка.
3. Возрастные особенности человека как предмет психологии развития.
4. Движущие силы, условия и законы психического развития как предмет возрастной
психологии.
Тема 2. Проблемы психологии возрастного развития
1. Проблема органической и средовой обусловленностипсихологии иразвитияребенка.
2. Проблема стихийного и организованного социального влиянияна развитие.
3. Проблема взаимосвязи задатков и способностей ребенка в его психическом развитии.
4. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений психики и поведения.
5. Проблема соотношения интеллекта и личности в общемпсихическом развитииребенка.
Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии
1. Источники методов, используемых в возрастной психологии.
2. Применение метода наблюдения в возрастной психологии.
|
|
3. Опрос в психолого-педагогических исследованиях детей.
4. Эксперимент и особенности его применения в детской психологии.
5. Использование психологических тестов при изучении детей.
Темы для рефератов
1. История исследований в возрастной психологии.
2. Методы исследования в возрастной психологии.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Основные направления исследований в возрастной психологии в нашей стране и за рубежом.
2. Организации и проведение психолого-педагогического эксперимента с детьми.
3. Тесты и их использование в возрастной психологии.
Литература
I
Асеев В. Г. Возрастная психология. Учебное пособие.— Иркутск, 1989.
(Предмет возрастной психологии: 4—9.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984.
(Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии: 10—13. Методы изучения психики ребенка: 14—26. История возрастной и педагогической психологии:
Л— 46.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.—М., 1979.
(Из истории возрастной и педагогической психологии: 5—20.)
Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991.
(U педологическом анализе педагогического процесса: 430—449.)
Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.—М., 1978. (Введение в возрастную психологию: 4—10.)
Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.— М., 1984. (Что изучает детская психология: б—9.)
Лешли Д. Работа с маленькими детьми.—М., 1991.
(Наблюдение за детьми: 11—67.)
Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.—М., 1985.
(Детская психология как наука: 10—15. Методы детской психологии: 15—28.)
Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).—М., 1960. (Методы исследования психического развития детей: 23—30.)/
Р а з д е л 2.