ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АФК»
Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры»
1. Основные виды адаптивной физической культуры и их краткая характеристика. Взаимосвязь понятий «культура”, “физическая культура”, “адаптивная физическая культура”, “реабилитация”, “социализация”, “образ жизни”, “социальная интеграция”.
2. Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
3. Аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья - “инвалидизма”, “социальной полезности инвалидов”, “личностно-ориентированная”.
4. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры. Пути решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в адаптивной физической культуре.
5. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре. Требования к профессиональным и личностным качествам.
6. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом. Государственные и общественные организации.
7. Организация адаптивного спорта в России и в мировом сообществе.
8. Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе специального образования.
9. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.
10. Характеристика функций адаптивной физической культуры.
11. Характеристика принципов адаптивной физической культуры.
12. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением зрения. Выдающиеся российские спортсмены с поражением зрения в мировом спортивном движении инвалидов.
13. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением слуха.
14. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением интеллекта.
15. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Выдающиеся российские спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата в мировом спортивном движении инвалидов.
16. Методы обучения двигательным действиям и особенности их использования в адаптивной физической культуре.
17. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде.
18. Основные теоретические концепции “безошибочного” обучения.
Структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.
19. Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
20. Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
21. Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
22. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных нозологических групп (на примере одной).
23. Цель, задачи и организация адаптивной двигательной рекреации.
24. Цель, задачи и организация физической реабилитации.
25. Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов. Принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-паралимпийцев. Основные виды адаптивного спорта, входящие в программу летних и зимних Паралимпийских игр.
26. Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады. Виды адаптивного спорта, применяемые в Специальных Олимпиадах. Правило формирования “дивизионов” - важнейшее условие реализации философии Специального Олимпийского движения. Процедура награждения участвующих в соревнованиях игр Специальной Олимпиады.
27. Образование детей с нарушениями психического развития в домашних условиях.
28. Роль и значение основных положений теории Л.С. Выготского для адаптивной физической культуры.
29. Требования к личности и профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре.
30. Адаптивное физическое воспитание в системе общеобразовательных школ. Задачи и формы адаптивного физического воспитания. Структура и содержание государственных программ по физической культуре в системе общеобразовательных школ.
31. Медицинская классификация в адаптивном спорте.
32. Спортивно-функциональная классификация в адаптивном спорте.
33. Основные средства и отличительные черты методик креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов адаптивной физической культуры.