Обстоятельства – это условия, определенное положение вещей, существование кого/чего-либо.
1. Структура обстоятельств в жизни человека.
1.1. Обстоятельства места, времени, среды, причин, следствий, направленности личности, образа жизни, норм, обычаев, ритуалов, традиций, нравов, а так же побуждений, намерений и мотивов.
1.2. Обстоятельства прошлого.
1.2.1. Как память.
1.2.2. Как причина настоящего существования.
1.3. Обстоятельства настоящего.
1.3.1. Желаемые.
1.3.2. Не желаемые.
1.4. Обстоятельства будущего.
1.4.1. Ожидаемые.
1.4.2. Неожидаемые.
1.4.3. Создаваемые.
1.5. Обстоятельства внутренние – мир мыслей и чувств человека.
1.6. Обстоятельства внешние.
1.6.1. Пространство окружающее и воздействующее на человека.
1.6.2. Время – его избыток и недостаток.
1.7. Обстоятельства объективно существующие.
1.8. Обстоятельства субъективно ощущаемые.
1.8.1. Как кажущаяся реальность.
1.8.2. Как намеренная придуманность (обман и самообман).
1.8.3. Как ненамеренная придуманность (заблуждения).
1.9. Обстоятельства принимаемые.
|
|
1.10. Обстоятельства не принимаемые.
1.11. Обстоятельства, избираемые из ряда существующих одновременно.
2. Предлагаемые обстоятельства в театральном искусстве.
2.1. Три круга обстоятельств (по Товстоногову).
2.1.1. Большой круг обстоятельств – обуславливает творческую идею (это П.О. мира персонажей).
2.1.2. Средний круг обстоятельств – обуславливает сквозное действие спектакля (это П.О. сценической истории, т.е. круг конфликта).
2.1.3. Малый круг обстоятельств – обуславливает действенную линию персонажей (это П.О. побуждений, намерений и мотивов).
2.2. Предлагаемые обстоятельства организуют:
2.2.1. Исполнительскую структуру (линию поведения, логику поступков, способ существования, качество сценической оценки и форму сценических отношений, действия, пристройки и приспособления).
2.2.2. Постановочную структуру (темп, ритм, атмосферу, мизансценический рисунок, построение событийного ряда, интонацию спектакля).
2.3. Режиссер отбирает:
2.3.1. Исходное обстоятельство сценической истории (драматический узел).
2.3.2. Ведущее обстоятельство развития сценической истории (угол рассмотрения).
2.3.3. Определяющее обстоятельство исхода сценической истории (точка зрения).
2.4. Режиссер организует сочетание, актуализацию, столкновение и борьбу обстоятельств.
2.5. Способ режиссерского отбора обстоятельств рождает природу сценических чувств.
2.6. Оценка обстоятельств персонажем рождает сценическую атмосферу.
2.7. Отношение персонажа к обстоятельствам рождает жанровую природу существования.
2.8. Актуальность и не актуальность обстоятельств (через способ оценки).
2.8.1. Актуальные, новые, привнесенные обстоятельства выступают как событие.
2.8.2. Не актуальные – как атмосфера.
Глава №13.