Последняя трагедия, написанная Озеровым в добровольном изгнании, не имела такого успеха, как прочие его шедевры. Возможно, потому что история Поликсены, принесенной в жертву убитого Ахиллеса, не затрагивала проблемы общества, не была столь актуальной, как прежние трагедии Озерова. В этой трагедии Озеров все ближе подходит к смерти, чувствуя и свои последние дни творчества.
Трагедия после двух представлений до самой смерти автора в 1816 году допущена на сцену больше не была.Между тем успех она имела немалый. Яковлев высоко ценил психологически усложненную роль нерешительного Агамемнона. У постаревшего Яковлева эта роль стала звучать глубже, проинзося слова Агамемнона о скоротечности жизни, он говорил и про свою жизнь и про скорую близость ее окончания.
За несколько месяцев до смерти в один из июльских вечеров в Петербурге он в последний раз появился на сцене в шекспировской трагедии «Отелло». Спектакль остался недоигранным. После второго акта Яковлева увезли домой без сознания. Агония его длилась несколько месяцев.
|
|
В те дни, когда умирал Яковлев, в сентябре 1817 года, на московской сцене впервые выступил семнадцатилетний Мочалов, который как будто подхватил из рук умирающего Яковлева знамя трагического искусства.[38]
Соединяя жизнь и творчество трагического драматурга Озерова и трагического актера Алексея Яковлева, следует сказать и о плодах их творчества,озарившего первую половину XIX века.
Озеров сделал в своей жизни все, чтобы обновить трагедию, приблизить ее к романтизму, оживить трагедию классицистких форм, Яковлев же стремился оживить амплуа трагического героя, раскрепостить его, вдохнуть в него душу.
Предвестник “актера нутра” Мочалова, Яковлев раскрыл свое трагическое мироощущение именно в трагедиях Озерова.
Озеров и Яковлев были одиноки, как наверное, все воистину великие люди.
Ни у того ни у другого не было полноценной школы, но их учителем была сама жизнь. Они были странными людьми, которых общество нередко отталкивало от себя. Озеров бежал от общества на свою родину, сошел с ума, Яковлев последние дни находился в беспамятстве.
Яковлев прожил 44 года, Озеров 47. И у того и у другого была слава,почет.
Но трагическим личностям был отведен краткий срок страстной и молниеносной жизни.
Они отдали театру весь свой творческий жар и свое сердце. Но,сжигая себя во имя искусства, они стали предвестниками тех перемен, которые ожидало сценическое искусство во второй половине XIX века.
Список пьес Владислава Озерова:
«Ярополк и Олег» (1798)
«Эдип в Афинах» (1804)
«Фингал» (1805)
«Дмитрий Донской» (1806)
«Поликсена» (1809)
Роли Алексея Яковлева:
Ярополк («Ярополк и Олег»)
Тезей («Эдип в Афинах»)