Возрастная физиология и гигиена

Учреждение образования «Белорусский государственный

Педагогический университет имени МаксимаТанка»

Я.Ф. Комяк

Возрастная физиология и гигиена

Минск 2014

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени МаксимаТанка»

Рецензенты:

Сытый В.П. доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой основ медицинских знаний БГПУ им.М.Танка.

Твардовский В.И. кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней БГМУ.

Возрастная физиология и гигиена:

Учебное пособие /Я. Ф. Комяк. – Минск: БГПУ., 2014. – 213 с.

Учебное пособие в сжатом и систематизированном виде содержит изложение традиционных разделов и учебных тем курса «Возрастная физиология и гигиена».

Предназначено для студентов педагогических специальностей, практических работников системы образования, родителей.

Предисловие

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна, достаточно сложна и требует соответствующей подготовки будущих педагогов.

Закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза традиционно являются предметом исследования возрастной физиологии (физиологии развития ребенка).

Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для воспитателя, педагога, психолога: от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания.

Человек в своем развитии подчиняется всем основным законам, установленным природой для любого развивающегося многоклеточного организма, и поэтому физиология развития представляет собой один из разделов гораздо более широкой области знания — биологии развития.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды, с которой он взаимодействует. Непрерывное взаимодействие и приспособление к среде обитания — общий закон существования живого. Воздействия факторов окружающей среды на организм человека, причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть различны.

В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные факторы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических, в формировании здорового и приспособленного к жизни человека очень велика. Ребенок должен с раннего детства осознавать ценность своего здоровья, владеть необходимыми навыками его сохранения.

Возрастная физиология и гигиена изучают возрастные особенности развивающегося организма, в его взаимоотношении с окружающей средой, закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья детей. Данные знания необходимы педагогу, воспитателю для того, чтобы на научной основе организовать учебно-воспитательной процесс с детьми разного возраста, активно участвовать в работе по охране здоровья, физическому и трудовому воспитанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: