Иван IV Васильевич (Грозный) (1530-1584 гг.)

Великий князь «Всея Руси» (с 1533 года), первый русский царь (с 1547 г.), представитель династии Рюриковичей. Взойдя на престол, немедленно приступил к завоеванию Казанского ханства. С третьей попытки Казань была взята, что отдало под власть русского царя все Поволжье.

В 1556 г. московское войско овладело Астраханью. Волжские степи до самого Каспия были включены в состав России.

В 1549 г. собрал первый в русской истории Земский собор — сословно-представительный орган, которому доверялось принятие всех важнейших государственных решений.

В1557 г. началась Ливонская война, в которой на первом этапе Грозному сопутствовал успех. Русскими войсками была взята Нарва, Нейгаузен, Дерпт и еще более 20 городов. Однако позже России предстояла война с Данией, Польшей, Швецией.

После смерти любимой жены Анастасии Романовой царь пережил надлом психики, который, в конце концов, привел его к маниакальной болезни, выражавшейся в диких и безумных поступках. Самый разнузданный разврат вскоре сделался при дворе обыкновенным делом.

В1564 г. Грозный внезапно уехал из Москвы и обосновался в Александровской слободе. Бояре и духовенство молили его о том, чтобы он опять взял управление государством в свои руки. Царь согласился, вытребовав себе право утвердить опричнину. Так началось тяжкое для всей России время. В опричнине служили 6 тысяч дворян и бояр, которым раздавались поместья, отнимаемые у прежних владельцев —представителей земщины. Опричники доносили царю обо всем, что происходило в его окружении, им вменялось в обязанность предавать смерти земских людей, грабить их дома. Враги Грозного — подлинные и мнимые — подвергались гонениям и казням. Жертвами зверских репрессий становились целые города.

В 1572 г. опричнина была официально отменена, хотя казни так и не прекратились.

В1578 г. русские потерпели серьезное поражение под Венденом. Поляки захватили целый ряд русских городов. Почти все ливонские города были потеряны. Затем начались мирные переговоры. Грозный отказался от всяких претензий на Ливонию.

Царь имел от своих пяти жен восемь детей, но умирая, оставил после себя лишь двух сыновей: слабоумного Федора и малолетнего Димитрия, больного эпилепсией После их смерти династия Рюриковичей на русском престоле пресеклась.

66.ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ (1666, Москва- 1696, там же) - рус. царь с 1682. Сын царя Алексея Михайловичи от первого брака с М.И. Милославской. И. V плохо видел, заикался и "к слабости физической присоединял и неразвитость умственную" (С.М. Соловьев). После смерти царя Федора Алексеевичи, в результате сложной игры дворцовых партий Нарышкиных и Милославских, царями стали одновременно И. V в качестве "первого" и Петр I, названный "вторым". Реальной властью И. V не обладал. До 1689 правила Софья Алексеевна, а потом - Петр I.

67.Иван VI Антонович (12.8.1740-5.7.1764), император Всероссийский (17.10.1740—25.11.1741). Сын генералиссимуса герцога Антона-Ульриха Брауншвейгского и мекленбургской принцессы Анны Леопольдовны, племянницы российской императрицы Анны Ивановны. Манифестом Анны Ивановны от 16.10.1740 назначен наследником престола. После ее смерти и возведения на престол Ивана VI регентом до его совершеннолетия назначен по ее завещанию герцог Э.И. Бирон. В результате произведенного гвардией во главе с фельдмаршалом графом Б.Х. Минихом дворцового переворота 9.11.1740 Бирон был свергнут и арестован, регентшей при Иване VI манифестом от его имени назначена Анна Леопольдовна. В борьбе за власть различных придворных группировок Миних в марте 1741 уволен в отставку. Фактически управление государством оставалось в руках Кабинета министров (граф А И Остерман, канцлер князь A.M. Черкасский, вице-канцлер граф М.Г. Головкин, до марта 1741 также Миних). Борьба в придворных кругах и недовольство гвардии и части дворянства немецким засильем при дворе привели к дворцовому перевороту 25.11.1741, возглавленному дочерью Петра I Елизаветой Петровной с помощью гвардии Иван VI был свергнут с престола Манифест о воцарении Елизаветы Петровны оправдывал акт переворота восстановлением династических прав, порядка в государстве и «желанием подданных». Последовал указ о высылке. Ивана VI с семьей за границу, но в пути они были задержаны в Риге, откуда перевезены в крепость Динамюнде, в 1744 - в Раненбург Воронежской губернии, затем в село Холмогоры Архангельской губернии В Холмогорах Иван VI был отлучен от родителей и содержался в одиночестве. В 1756 тайно перевезен в Шлиссельбургскую крепость, где его имя держалось в секрете даже от коменданта, в официальных рапортах он назывался «безымянным колодником», не мог знать свое местонахождение. Охрана Ивана VI подчинялась непосредственно Канцелярии тайных розыскных дел, после ее упразднения в 1762 - лично графу Н.И Панину; охране запрещались любые сношения с внешним миром. При Елизавете переплавлялись монеты с изображением Ивана VI, переделывались печати на документах периода его царствования, сжигались манифесты и присяжные листы с его именем. При императоре Петре III, посетившим Ивана VI в марте 1762, его положение еще более ухудшилось; секретная инструкция от 1.1 1762 разрешала караульным офицерам применять к нему силу и сажать на цепь, а также предписывала в случае попытки его освобождения не выдавать его живым; последнее подтверждалось и инструкцией Панина охране Ивана VI от 3.8.1762 (по восшествии на престол Екатерины II, также посетившей узника в августе 1762). Донесения охранявших Ивана VI в Шлиссельбурге офицеров свидетельствуют о знании им тайны своего происхождения, владении грамотой, о чтении церковных книг, об его исключительной памяти, хотя и отмечают при этом психическую неуравновешенность и агрессивное поведение. Убит в ночь на 5.7.1764 охранявшими его капитаном Я. Власьевым и поручиком Л. Чекиным при попытке освобождения, предпринятой В.Я. Мировичем. Похоронен в Шлиссельбургской крепости. В 1780 остававшиеся в живых его братья и сестры (отец умер в 1774) высланы в Данию на попечение тетки, датской королевы; со смертью последней из них, Екатерины, в 1807 эта ветвь Брауншвейгской династии пресеклась. Было несколько самозванцев, выдававших себя за Ивана VI (последний - в 1788). Доступ к документам об Иване VI был открыт лишь в 1860-х гг.

68.ИГОРЬ (Ингорь) РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ (ск. ок. 944/ 945), великий русский князь. Сын новгородского князя Рюрика. Иоакимовская летопись сообщает, что его матерью была дочь “князя урманского” Ефанда, которой после рождения сына Рюрик дал в “вено” город при море “с Ижарою” (Ижорой). Летописи по-разному датируют рождение Игоря: 861, 864, 865, 875. В “Повести временных лет” сказано, что в 879, когда умирал Рюрик, Игорь был маленьким ребенком, которого отец передал на руки своему родственнику Олегу. А в Новгородской первой летописи младшего извода Игорь при захвате Киева в 882 выступает в роли взрослого зрелого правителя. По “Повести временных лет” в 903 Игорь является “подручным” вел. русского кн. Олега. Там же сообщается о женитьбе Игоря на Ольге, а под 907 говорится, что, когда Олег ходил в поход на Царьград, Игорь был его наместником в Киеве. А новгородский летописец заявляет, что поход на Византию был организован не Олегом, а Игорем.

Этот спор, по-видимому, следует решать в пользу киевского, а не новгородского летописца, так как до нас дошли договоры Руси с Византией и. X в., а в них вел. русским князем назван Олег, а не Игорь.

Согласно “Повести временных лет”, Игорь занял великокняжеский стол в 913 после смерти Олега Вещего. В 914 он подавил восстание древлян, не пожелавших ему подчиняться. В 915 заключил мир с печенегами. В 920 вновь воевал с печенегами. Результаты этой войны не известны. В его правление (в 913 и 943) были совершены два русских военных похода на прикаспийские страны. В 940 Киеву покорились уличи, на которых была наложена дань “по черной куне от дыма”. В 941 Игорь нанес удар по причерноморским владениям Византии, но русский флот подвергся воздействию “греческого жидкого огня” и понес большие потери. Впоследствии византийский имп. Иоанн Цимисхий, вспоминая это морское сражение, со злорадством писал сыну Игоря Святославу: “Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судах, а к Киммерийскому Босфору (Керченскому проливу. — О. Р.) прибыл едва ли с десятком судов, став сам вестником своей беды”.

По сведениям В. Н. Татищева, этот поход был предпринят Игорем потому, что византийцы перестали выплачивать Руси дань, наложенную на них Олегом.

Около 942/943 (по летописи — в 944) Игорь с огромным войском совершил новый морской и сухопутный поход против Византии. Его войско не дошло до пределов империи, так как испугавшиеся греки запросили мира. Был подписан русско-византийский договор (944), выгодный Киевскому государству. Византийцы вновь начали платить дань Руси.

Около 944 (по летописи — в 945) Игорь был убит под городом Искоростенем восставшими древлянами во время сбора дани в полюдье. По словам Иоанна Цимисхия, “он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое”. Близ Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом.

“Повесть временных лет” отмечает жадность и алчность кн. Игоря, а автор сер. XI в. Иларион — его мужество и храбрость.

69.ИГОРЬ ( в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (Николаевич) (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын вел. черниговского кн. Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве ”.

В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью вел. киевского кн. Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.

Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.

Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”.

70.ИОВ (?, г. Старица - 1607, там же) - первый рус. патриарх. Род. в семье посадских людей. Обучался в Успенском монастыре в Старице и около 1553 постригся в монахи. В 1566 Старица стала опричной резиденцией Ивана IV, который после "перебора людишек" содействовал получению И. места настоятеля монастыря. В 1571 И. был переведен в Москву и назначен настоятелем Симонова монастыря. В 1575 И. стал настоятелем Новоспасского монастыря. Участвовал в деятельности Собора 1580 в Москве, где решался вопрос о монастырских вотчинах. В 1581 И. был поставлен епископом Коломенским. Человек средних способностей. И., лично преданный Борису Годунову, обращал на себя внимание тем, что мог выразительно наизусть читать длиннейшие молитвы "аки труба дивна, всех веселяя и услаждая слухи сердца слышателей". При царе Федоре Ивановиче, когда фактическим правителем был Борис Годунов, И. в 1586 стал архиепископом Ростовским и в том же году - всеросс. митрополитом в Москве. Понимая необходимость упрочения авторитета сильной церкви, Борис Годунов добился согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России. В 1589 И. "учинен святейшим патриархом всея Руси". И. использовал все свое влияние и сыграл Главную роль в утверждении Бориса Годунова на престоле. И. не дал согласия Годунову на открытие в Москве ун-та с чужеземными преподавателями, т.к. считал, что влияние иностранцев и иноверцев может принести "разность в мыслях", опасную для церкви, и, в свою очередь, предлагал недостаток в просвещении восполнить распространением "святоотеческого учения и церковного предания". Под руководством И. проходили исправление и подготовка к печати богослужебных книг. Содействовал И. прославлению некоторых рус. святых: с 1588 определил праздновать память Василия Блаженного, установил церковный праздник в честь Иосифа Волоцкого и др. И. способствовал строительству новых храмов и монастырей и миссионерской христианской деятельности в новоприобретенных Астраханском ханстве и Сибири. В 1591, после загадочной гибели царевича. Дмитрия, И. принял некриминальную версию, во всем поддерживая Бориса Годунова. При нашествии Лжедмитрия 1 и внезапной смерти Бориса Годунова 1 июня 1605 в Москве произошло восстание. Тщетно умолял москвичей И. сохранить верность присяге. Ворвавшаяся в Успенский собор толпа с оружием и дрекольем "внидоша во святый олтарь и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша и во церкви и по площади таская, позориша многими позоры". Боярин П.Ф. Басманов проклял И. перед всем народом, назвав предателем по отношению к настоящему государю. И. был отправлен в Старицкий монастырь, где и умер. Был причислен к лику святых в 1989.

71.Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439 - 1515, Иосифо-Волоколамский монастырь) - церковный деятель, писатель, глава иосифлян. Род. в семье владельца богатого села в Волоцком удельном княжестве. Восьмилетним был отдан учиться в волоцкий Кресто-воздвиженский монастырь. В 20 лет решил принять монашество и 18 лет в трудах и строгом послушании готовился к нему в обители Пафнутия Боровского. В 1477 Пафнутий Боровский, назначив своим преемником И., умер. Фанатично стремившийся, чтобы "вси быша в повиновении и в послушании без рассуждения", И. поссорился с монахами и, покинув обитель, два года странствовал по сев. монастырям. Стремясь возродить древнее благочестие и не надеясь на исправление нравов в старых монастырях, И. в 1479 основал Волоколамский монастырь, получивший впоследствии его имя и прославившийся строгим уставом, роспасяма Дионисия, богатейшей библиотекой и наиболее жестокими и рьяными преследователями всякого религиозного разномыслия. В это время Иван III, стремившийся к секуляризации (т.е. передаче светской власти церковных земель), был поддержан нестяжателями во главе с Нилом Сорским, считавшим, что восстановить авторитет церкви возможно проповедью аскетизма и отказа от имущества. Против Ивана III выступил И. Проводя идею превосходства духовной власти над светской, И. говорил, что повиноваться следует лишь самодержцу, к-рый сам выполняет повеления, "данные Богом". И. и его последователи - иосифляне - выступили против ликвидации монастырского землевладения, полагая, что иноки наилучшим образом могут распоряжаться им и что богатые, процветающие монастыри будут способствовать реформированию монашества. В 1504, поссорившись с удельным князем Федором, запустившим руку в монастырскую казну. И, обратился за поддержкой к Василию III. Отстояв на соборе 1503 монастырское землевладение и заручившись поддержкой Василия III для борьбы с ересями, И. изменил полит. ориентацию, поддержав великокняжескую власть: "От вышнея Божия десница поставлен еси самодержец и государь всея Руси". Своей деятельностью И. оказал немало услуг Василию III. И. был сострадателен к слабым, помогал окрестным крестьянам, но эта человечность была только для своих. К тем, кого справедливо или ложно обвиняли в ереси, он относился с крайней жестокостью. И. полагал, что благая цель оправдывает любые средства. Он считал возможным с помощью "преухищрения" и "коварства" расправиться с еретиками, отправив их на костер, чего и добился на соборе 1504. И. оставил обширное лит. наследие, наибольшей известностью пользовался труд "Просветитель". В 1591 И. был причислен к лику святых.

72.Исидор — митрополит всея Руси, кардинал католической церкви, политик и писатель. Родился между 1385-1390 гг. в Монемвасии на Пелопоннесе, умер 27 апреля 1463 г. в Риме. Образование получил в Константинополе. После 1409 г. стал иеромонахом в монастыре Архистратига Михаила и прочих Ангелов в Монемвасии. С 1433 по 1436 г. был игуменом монастыря Святого Димитрия в Константинополе. В 1434 г. в составе греческой делегации участвовал в работе Базельского собора, где впервые высказал мысли в пользу унии между церквями. В 1437 г. константинопольский патриарх Иосиф рукоположил Исидора в митрополиты Русской Церкви, рассчитывая на то, что Исидор будет активно добиваться унии католической и православной церквей и тем самым способствовать борьбе Византии и Рима против турецкой агрессии. На Ферраро-Флорентийском соборе он вместе с митрополитом Виссарионом Никейским сыграл важную роль в заключении унии, но встретил сопротивление со стороны единственного светского представителя Московской Руси — тверского посла Фомы. В 1439 г. папа Евгений IV даровал Исидору титул кардинала и легата от ребра апостольского. Однако русские князья отвергли унию. Исидора заточили в Чудов монастырь, но 15 сентября 1443 г. он бежал в Италию. С 1444 по 1448 г. пропагандировал унию в Греции. В 1453 г. участвовал в обороне Константинополя от турок, после падения города попал в плен, но вскоре был выкуплен. На венецианском корабле перебрался на о. Крит, откуда отправился к кардиналу Виссариону Никейскому в Болонью. Совместно с Виссарионом начал активную деятельность по созыву крестового похода против турок. 20 апреля 1459 г. Исидор был назначен римским папой константинопольским патриархом латинской юрисдикции. Перу Исидора принадлежат более 20 риторически оформленных писем на греческом языке, три энкомия в честь византийских императоров, два аколуфия в честь архистратига Михаила и святого великомученика Димитрия Солунско- го, похвальная речь императору Сигизмунду Люксембургскому, два выступления на Базельском соборе, ряд речей на Флорентийском соборе, с десяток писем богатым итальянцам и власть имущим, извещающих об обстоятельствах падения Константинополя и призывающих к организации крестового похода против турок.

73.Каледин Алексей Максимович (1861, хутор Каледина, станица Усть-Хоперская Области Войска Донского - 1918, Новочеркасск) - военный деятель. Род. в семье казака-полковника. Образование получил в Воронежской военной гимназии, Михайловском артиллерийском уч-ще в Петербурге и в Академии Генштаба, откуда был выпущен по первому разряду в 1889. Дослужившись до звания генерал-майора в 1907, Каледин командовал эскадроном, был адъютантом, начальником Новочеркасского казачьего юнкерского уч-ща, помощником начальника штаба Войска Донского. В 1912 - 1915 командовал 12-й кавалерийской дивизией. Во время первой мировой войны получил боевое крещение 9 авг. 1914 под г. Тарнополем, показав храбрость и хладнокровие. В февр. 1915 Каледин был тяжело ранен, но в авг. уже вернулся в строй и командовал 12-м армейским корпусом. В 1916 был произведена генералы от кавалерии. С апр. 1916 по май 1917 командовал 8-й армией, сыгравшей решающую роль в Брусиловском прорыве 1916. Не раз отличался в боях и был награжден Георгиевским оружием и орденами Георгия 4-й и 3-й степени. А.И. Деникин писал о Каледине, что он никогда не посылал войска в бой, а сам водил их. В мае 1917 Каледин был отстранен Временным правительством от командования армией за невыполнение распоряжений о демократизации в войсках. Уехав на Дон, в июне 1917 Каледин был выбран Войсковым кругом войсковым атаманом. В авг. 1917 на Моск. гос. совещании Каледин выступил с требованием продолжения войны до победы, для чего, по его мнению, армия должна стать вне политики, а права всех Советов должны быть упразднены. В сент. Каледин выступил с поддержкой Л.Г. Корнилова. После Октябрьского переворота Каледин объявил, что до восстановления законной власти Войсковое правительство берет на себя всю власть на Дону. Здесь собрались значительные военные силы и под руководством М.В. Алексеева, Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина началось формирование Добровольческой армии. В Новочеркасск были направлены представители стран Антанты. Но белое движение не получило поддержки рядового казачества. Казаки-фронтовики под влиянием большевистской агитации образовали Донской казачий ВРК, объявивший Войсковое правительство низложенным. Когда Каледин понял, что Дон его не поддержал и поэтому у него нет возможности сопротивляться натиску большевиков, он застрелился. Могила Каледина в Новочеркасске была уничтожена.

74.КАЛИНИН Михаил Иванович (1875, д. Верхняя Троица Тверской губ. - 1946, Москва) - сов. гос. и парт. деятель. Род. в крестьянской семье. Закончил начальное земское уч-ще и поступил в услужение к соседке-помещице. В 1889 был увезен в Петербург, работал у нее лакеем и смог прочитать много книг из хозяйской библиотеки. В 1893 Калинин поступил учеником токаря на завод, а вечером посещал заводскую школу. В 1895 стал работать токарем на Путиловском заводе; участвовал в нелегальных кружках. В 1899 Калинин был арестован за принадлежность к Петербург. "Союзу борьбы за освобождение рабочего класса" и после 10-месячного заключения выслан в Тифлис. Там он устроился в ж.-д. мастерские, но был уволен через 3 мес. за организацию забастовки. В 1901 Калинин выслан в Ревель; организовал нелегальный кружок, был активным агентом "Искры", за что подвергался кратковременным арестам и высылкам. Будучи в Петербурге, участвовал в рев. 1905 - 1907, был членом Нарвского районного комитета РСДРП. Являлся делегатом IV съезда РСДРП (1906). В 1911 вошел в состав Петербург, комитета РСДРП. На VI (Пражской) конференции РСДРП в 1912 был избран кандидатом в члены ЦК; принимал участие в создании газ. "Правда"; неоднократно арестовывался. Калинин был участником Февральской рев. 1917 и членом первого легального Петроградского комитета большевиков; вошел в редакцию газ. "Правда".

Избранный гласным петроградской гор. Думы, Калинин был одним из организаторов и участников расширенного заседания ЦК РСДРП(б) 16 окт., принявшего резолюцию о вооруженном восстании. После Октябрьского переворота стал кандидатом в Учредительное собрание. Возглавив гор. Думу, Калинин боролся с саботажем чиновников, обеспечивал продовольственное и топливное снабжение, являлся инициатором переселения рабочих в квартиры "буржуазии" и т.д. В 1919, после смерти Я.М. Свердлова, Калинин, олицетворявший, по мысли В.И. Ленина, союз крестьян (по происхождению) и рабочих (по специальности), был избран председателем ВЦИК, с 1922 - ЦИК СССР, с 1938 - Президиума Верховного Совета СССР. Калинин, являясь декоративным президентом, не имея реальной власти, всегда выполнял волю Сталина, хотя и считался "либералом" среди его ближайшего окружения. С упрочением тоталитарного гос-ва Калинин, следуя логике его развития, постепенно менял свое понимание происходящего. Так, в 1925 Калинин высказался резко против того, чтобы один из уездов назвали его именем, полагая, что оценка полит, деятелей по праву принадлежит потомкам, а в 1931 сам подписал постановление о переименовании г. Твери в г. Калинин. "Всесоюзный староста", как именовали Калинина, так отвечал крестьянам на их вопрос о добровольности вступления в колхоз вовремя коллективизации: "Конечно добровольно... Но, товарищи, большевистское понимание добровольности исключает пассивность и равнение на самотек... Принцип добровольности, понятый по-настоящему, не исключает общественного нажима". В 1934 он подписал решение о создании ОСО (особых совещаний - "двойки", "тройки", без суда выносившие приговор). Когда в 1938 по вздорным обвинениям была арестована жена Калинина, он остался у власти, однако добиться ее освобождения не смог. Похоронен у Кремлевской стены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: