Бытие как реальность и понятие

Мир как совокупная реальность. «Бытие» – одно из тех понятий, которое многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Это понятие является исходным в системе философских размышлений. «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса» (Парменид «О природе»). Зададим себе вопрос: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕОБЩИМ – ОБЩИМ ДЛЯ ВСЕГО?

Предметы природы, мысли, идеи, различные индивиды сходны в том, что они есть, имеются, существуют. Благодаря своему существованию, различному по формам, они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Существование всего, что есть, было и будет в мире – предпосылка единства мира.

Мир есть вся совокупная реальность. Он реально предпослан сознанию человека, конкретных поколений людей. Бытие в широком смысле охватывает все объективно заданные условия и предпосылки деятельности отдельных людей и поколений. Сознание есть особое, но тоже бытие.

Совокупная реальность включает в себя:

1. Вещи, процессы природы, еще не освоенные человечеством.

2. Вещи, процессы природы, созданные человеком из материала природы.

3.Общественную жизнь – отношения людей, их учреждения, идеи, принципы, идеалы.

4.Индивидов в процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

Понятие Бытия. Категория бытия означает не сам факт существования, а более сложную связь: предметы, вещи, люди, идеи существуют и, тем самым, объединяются со всем тем, что есть, существует. Понять, что такое бытие – значит отвлечься от конкретных свойств предметов, вещей, перенести мысль на предельный из возможных уровень абстрагирования. Отвлекаясь от общего между предметами, от различий между ними, мы находим всеобъединяющую, предельно общую мировую связь между ними в категории БЫТИЕ.

ОШИБКИ В ФИЛОСОФСКОМ ПОНИМАНИИ БЫТИЯ:

-нельзя отождествлять бытие с существованием конкретных предметов, идей, людей;

-нельзя понимать бытие как чистую мысль, идею.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ:

1) Бытие вещей, процессов:

-бытие вещей, процессов, состояний природы;

-бытие вещей и процессов, произведенных человеком (ВТОРАЯ ПРИРОДА)

2) Бытие человека:

-бытие человека в мире вещей;

-специфически человеческое бытие.

3) Бытие духовного (идеального);

-индивидуализированное духовное.

-объективированное духовное.

4) Бытие социального;

-индивидуальное бытие;

-бытие общества.

Бытие – одна из важнейших философских категорий, обобщающая всё многообразие процессов и явлений мира, а также его единство. Оно является предельно общей категорией философии, представляет собой логическую абстракцию (отвлеченное понятие), которая обозначает реальность существующего мира. Это предельно общие представления о существовании вообще.

2. Онтология – философское учение о бытии.

Многие сложнейшие философские вопросы, так или иначе, приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Но философия не сводится к очевидностям, а более того - постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, более или менее удачные интерпретации. То есть, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos — сущее + logos — учение); а любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует, и каким образом, выясняется на основе теорий.

Из предыдущего следует, что свое обоснование проблема существования получает в науках (в том числе в философии). Обратившись к ним, мы встречаемся с различными видами бытия, число которых в точности соответствует числу наук. В данном случае предполагается, что все виды бытия, так или иначе, попали в сферу внимания современных наук.

Учение о бытии – фундамент философской картины мира. Бытие – это первый и главный вопрос философии, почему есть что-то бытие, а не ничто. Этот вопрос связан с философской картиной мира.

Во-первых, бытие можно понимать как всё, тем или иным образом существующее. Причём в одних концепциях - действительно всё, в других - всё только подлинно существующее. В этом случае, можно сказать: "Всё, что существует - это бытие", "Всё, что подлинно существует - это бытие". В материализме подлинно существуют эмпирические предметы, в большинстве теологических концепций подлинное существование присуще только Богу.

Во-вторых, под бытием можно понимать не само то, что существует, а просто указание на его (этого "самого того") существование. В этом случае, правильно говорить: "Всё, что существует, имеет бытие" (что равнозначно "Всё, что существует - существует"). Эту позицию в чистом виде выражал, и об этом будет сказано далее, Владимир Соловьёв.

Одни философы, начиная с древности, считали, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Они делились на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей (огонь, земля, вода, атомы и т.д.) и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Другие считали, что бытие - пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, позволяющее в лучшем случае увидеть отраженные структуры разума. Они делились на тех, кто замещает "пустые" построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести понятие бытия на язык этики или теории познания.

По определению философского энциклопедического словаря «Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека». Далее сказано, что диалектический материализм не сводит бытие к предметно-вещественному бытию, а выделяет ещё и общественное бытие, и бытие личности. Но, так или иначе, все эти формы бытия характеризуются главным признаком - независимостью от сознания. В этом подходе предлагается первый вариант интерпретации: всё существующее, независимое от сознания. В рамках диалектического материализма всё существующее, независимое от сознания, является материей или сводится к материи, материальным отношениям. (Да и само сознание, если серьёзно, без уловок, принять тезис его вторичности, тоже сводится к материи, материальным отношениям.) О совпадении категорий бытия и материи в диалектическом материализме более определённо говорится в другом философском словаре. В нем выделено два варианта подходов к этой сложной категории. Первая: "Бытие - это философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю... Диалектический материализм рассматривает материальность мира и его бытие как понятия тождественные..." Основную системообразующую функцию несёт в диалектическом материализме категория материи, а отнюдь не бытия.

Концепция бытия — фундамент философской картины мира. «Вселенная» — этим емким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово «Вселенная» может означать бытие или Мироздание. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое, а значит и самое абстрактное понятие.

Аспекты проблемы Бытия. Прежде всего, термин "быть" означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства Мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т. д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие вещных и духовных явлений природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Основа мироздания. Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка)— это то, из чего все сделано. Понятие "субстрат", по сути дела, тождественно понятию "материя", в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. sub-stantia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. СУБСТАНЦИЯ обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, посредством которых и через которые оно существует, ПЕРВОНАЧАЛО.

Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т. д.).

МОНИЗМ (греч. - один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало, исходит из одной субстанции.

-материалистический монизм – в качестве субстанции считает материю;

-идеалистический монизм – за основу берет дух.

ДУАЛИЗМ (от лат. - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. – множественный) – философская позиция, исходящая из существования нескольких, несводимых друг к другу начал.

Таким образом, онтология есть философское учение о бытии, базирующееся на представлениях о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм). Онтологические представления всегда связаны с картиной мира.

3. Понятие картины мира, типы картин мира в истории культуры.

Понятие картины мира. Картина мира – это совокупность теоретических моделей и принципов выражения истории, конкретное понимание и видение мира, а также соответствующий этому пониманию смысл человеческой деятельности.

Актуальность вопроса о бытии связана с тем, что человечество в своем развитии уже перешло в принципиально новую качественную стадию, возникло глобальное человечество, человеческий род начинает впервые существовать как единое целое и это требует рассмотрения предшествующих историй, типов картин мира, среди которых философская занимает свое место.

Типы картин мира. Выделяют картины мира в качестве основных, а также ряд частных: физическую, географическую, экономическую и т.д. картины мира. Картина мира возникает как форма рефлексии, т.е. взгляд со стороны на природу, общество и человека. Эта рефлексия выражается в каком-то одном принципе, который обеспечивает целостность и уникальность исторической конкретной картины мира.

Мифологическая картина мира. Возникает в условиях первобытной культуры, как проекция органических племенных представлений на мир в целом. Главный принцип мифологической картины мира это антропоморфизм.

Религиозная картина мира - продукт более обширного коллективного опыта, главный принцип – религиозный Абсолют в лице Бога.

Философская картина мира возникает 2,5 тысяч лет назад. Главный принцип – взгляд на мир с точки зрения человека облегчающего мышление посредством включенности в культуру. Это взгляд на мир с точки зрения человечества – субъекта.

Научная картина мира возникает в процессе становления конкретных наук (500 лет назад). Научная картина мира – это процесс постепенной конкретизации, т.е. выявление специальной физической, химической, биологической и социокультурной картин мира.

Философская картина мира – это восприятие мира в целом, куда в качестве необходимого элемента включен человек: природа, общество и человек. Человек включен в общество, т.е. в коллективного субъекта. Однако человек обладает мышлением, главным свойством которого является рефлексия – это взгляд со стороны на общество с точки зрения культуры.

Когда рефлексия становится осознанной и систематической, возникает философия. Каждый человек, поскольку он включен в культуру и обладает мышлением, обладает и рефлексией, поэтому каждый человек является философом, но потенциальным. Актуально человек философствует тогда, когда он рассуждает с точки зрения теории, предполагающей знание философии.

Поскольку же наука развивается, и это развитие теоретически выражается в смене теоретических образов философии, полноценное рассуждение о мире и человеке может начинаться только тогда, когда завершено освоение истории философии.

Философия и наука. Философия не наука, хотя она включена в научное мировоззрение. Ибо если науки конкретны, т.е. изучают тот или иной аспект субъекта или объекта, то философия обращена одновременно на объект и на субъект с точки зрения культуры. А философия и конкретные науки изучают мир и его аспекты. Мир пребывает в развитии, развитие – главное его свойство – все течет, все изменяется. Развитие – это нарастание сложнейших, не только количественных, но и качественных характеристик.

Качественное развитие предполагает становление неоднородного мира, т.е. органических в нем уровней, определенных сфер или слоев, которые надстраиваются друг на друга по степени сложности и каждому из них соответствуют свои законы и принципы.

Наука раскрывает специфику и законы каждого из этих уровней, т.е. она конкретизирует знание о мире. В этом стремлении наука совпадает с философией, которая в отличие от религии воспринимает мир в целом, но при этом выявляет его внутреннюю структуру, но способы конкретизации у науки и философии различны. Наука по своей специфике должна не только познавать законы, но и уметь по этим законам воспроизводить исключительные аналоги природных явлений. Наука – это теория, направленная на практику. Философия тоже направлена на практику, но в качестве более отдаленных эффектов: она удерживает образ человека в научной картине мира и не позволяет ей распределяться на отдаленные изолированные фрагменты.

Научная картина мира еще не завершена, поскольку в научном мировоззрении преимущественное развитие получили естественные науки и построенная на их основе техника. Техника орудийная начинает двигаться по линии частного развития. Это ведет к распаду и научного мировоззрения и всей современной культуры. Начиная с конца прошлого века в мировой научной традиции присутствует концепция конца науки (Дж. Хорган), которая предстает как одна из общих тенденций мировой цивилизации, описываемых как конец истории, пост-истории (Ф. Фукуяма, Ж. Бодрийяр). Этот глубокий и разрушительный процесс А.Г. Дугин обозначает как парадигмальный кризис. По его мнению, эта «постмодернистская мутация», разворачивается стремительно, опережая осмысление, и ставит саму науку, научность и, тем более - образование под вопрос. Логика парадигмального кризиса предполагает с одной стороны, замену фундаментальной науки технологией, постепенное изменение качественного, социологического, гносеологического, парадигматического значения науки. С другой – глобализацию мира как его вестернизацию. Этот же объективный процесс предполагает одновременное и независимое сосуществование и влияние на общественное сознание совершенно различных мировоззренческих форм (миф, религия, наука).

Только конкретные науки в союзе с философией могут вернуть целостность культуре.

4. Категория бытия в истории философии.

Бытие – это мир в целом, который складывался из трех групп явлений: природа, общество и человек.

В процессе исторического развития бытие познается человеком, т.е. конкретизируется, открываясь в виде уровней, сфер, областей со своими специализированными законами и принципами. Эти сферы описываются своими категориями. Первая исходящая категория – это собственно бытие. Далее возникает вопрос, что именно содержится в этом бытии. Этот вопрос впервые стал противопоставлять человека природе, наблюдать человека со стороны, т.е. рефлексировать, мыслить.

Вспомним из пройденного материала, что ввёл понятие «бытие» др.-гр. философ КСЕНОФАН, он выделил единство мира как философскую идею и считал, что мир един, потому что мир есть бог. ПАРМЕНИД развил понятие единого миробога Ксенофона в понятие единого бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Парменид, который утвердил, что бытие есть, небытия нет. Бытие – это то, что скрывается за внешними явлениями, связывая их воедино. Бытие вечно, устойчиво, неподвижно и не от чего не зависит. Человеческое мышление и бытие - не одно и то же. Вместе с тем Парменид был метафизиком: он учил о неизменности, неподвижности бытия.

Другие мыслители, такие как ГЕРАКЛИТ, открывают в бытии принцип развития, как результат борьбы бытия с небытием.

Кризис полиса стимулировал философское мышление, позволило открыть в бытии новые свойства. ПЛАТОН впервые стал утверждать о неоднородности бытия, разделив его на мир идей и вещей. АРИСТОТЕЛЬ утвердил, что совокупность вещей может быть представлена в виде неоднородных уровней материи, в результате весь мир разделяется у Аристотеля на 4 царства: не живая материя, растения и грибы, животные и мир людей. Кроме того, Аристотель выделяет в перводвигатель в виде мирового ума фактически Бога, который объединяет уровни в единое целое. Концепция Аристотеля – предел античных представлений о бытии, христианское средневековье наследовало идею Аристотеля о неоднородности устройства мира, но если Аристотель структурирует мир снизу – вверх (от материи к перводвигателю), то христианство сверху – вниз (от Бога к материи).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ религиозная философия противопоставляла божественное бытие и сотворённое бытие, действительное бытие и возможное бытие.

Целостность бытия воплощает в себе Бог, который создает каждый предмет и предписывает ему свое место в структуре мира. Поэтому предметы в средневековых представлениях связаны не друг с другом, а предчастны к Богу. В таком мировоззрении не могло возникнуть понятие научного мировоззрения, ибо на то воля Божья.

Коренное изменение происходит в эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ, когда начинает господствовать представление о материальности бытия, культ природы.

В НОВОЕ ВРЕМЯ с началом процесса автономизации отдельные личности из традиционных структур изменяли представления о бытии. Человек это мыслящий разум cogito, который наблюдает и преобразовывает природу. В результате все бытие разделяется на природное и социальное. Французские просветители наряду с природой и человеком впервые начинают выделять 3-ю группу явлений – общество, открывая его законы в виде понятий «философия истории» (Вольтер), «прогресс» (Руссо). Гегель впервые начинает анализировать бытие не с точки зрения разума отдельного индивида, а с точки зрения разума общечеловеческого всей мировой культуры, которая выступает у него в перевернутом виде.

В учении МАРКСИЗМА идеалистическая концепция Гегеля была, наконец поставлена с головы на ноги, вследствие чего общечеловеческая культура стала выражаться, не видя абсолютной идеи, а в виде общечеловеческой орудийной практики. Фактически концепция марксизма завершает представление о мире в целом. Все последующие теоретики лишь вносят новые оттенки в эту картину.

Сейчас философы видят несколько уровней бытия и несводимость их друг к другу, а во взаимосвязи общественного бытия и природного исходят из первичности природы.

Завершенность, целостность и «всеобъемлемость» системы Гегеля практически не оставили шансов последующим исследователям внести существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и Энгельс выделившие из системы Гегеля законы развития и приземлившие это на социально-экономическую реальность совершили материалистический проры в, но собственно категорий от этого не прибавилось. Рассмотрим категориальные системы, изложенные в работах наших современников.

5. Категориальная структура бытия.

Категории (греч. кategoria – высказывание, свидетельство) – наиболее общие философские понятия, формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

В рамках диалектического материализма А. П. Шептулин выделяет принципы построения категорий. Категории рассматриваются как ступени познания. Он разводит материю и сознание и последовательно перечисляет всеобщие формы бытия как ступени развития познания. Рассмотрим некоторые из них.

Категория отношения (= связь +изолированность) – человеческое познание начинается с отделения себя от среды и установления связей.

Движение и покой. Субъект замечает, что среда изменяется.

Категория явления - сущности. Эта категория характеризует процесс познания мира человеком. Понятие сущность происходит от глагола существовать. Существовать, это значит не просто быть, а проявлять себя через изменения, развлечения, деятельность. Действовать можно только через взаимодействие с разными другими вещами. Поскольку эти вещи тоже различаются, то взаимодействие указывает на неоднородность мира. Познание такого мира неприметно продвигается от постижения его внешних поверхностных качеств, к более глубоким сущностным свойствам, т.е. познание происходит от явления к сущности.

Явление – это свойства или процессы, которые вызывают внешние стороны действительности.

Сущность – это совокупность внутренних глубинных сторон и связей и в действительности в целом каждого предмета.

Сущность – это то, что устойчиво, явление – то, что является подвижным и преходящим. Существование = явление + сущность.

На уровне сущности человеком формируются понятия закона. Закон – это выражение устойчивой связи и отношений между явлениями, которое обеспечивает упорядоченное изменение. На основе закона возникает возможность предсказать тенденцию, т.е. дальнейшее направление развития процесса. Совокупность законов выражается понятием закономерность. С точки зрения познания, закономерность выступает, как опытное эмпирическое обобщение. Выводят разные способы классификации закона:

Эмпирические, т.е. основанные на наблюдениях и опыте.

Теоретические, т.е. моделирующие процесс в целом.

Универсальные, т.е. действующие в мире в целом. Например, диалектические законы развития.

Специфические, характеризующие отдельные уровни или области бытия. Например, законы экономики, законы развития законы структуры и т.д.

Категория развития. Мир открылся человеком как совокупность явлений, пребываемых в состоянии взаимодействия, это процессы которые разворачиваются во времени, т.е. имеют определенную направленность. Направленность характеризуется категорией развития. Развитие не идентично категорическим изменениям и движениям. Изменение – наиболее общая абстрактная категория, которая указывает на неоднородность мира. Движени е – более конкретная категория, которая выражает тенденцию процесса, но не указывает в, каком направлении развивается этот процесс, усложнению либо деградации. Категория развития указывает направленность процесса в сторону нарастания сложности, как в количественном, так и в качественном отношении. Развитие есть выражение нарастания уровня философии. Представление о развитии изменялись в ходе человеческой истории. В традиционной культуре, понятие развития отсутствовало. Доминировало представление о циклическом кругообороте.

У древних греков впервые возникло понятие об изменении мира, когда Гераклит сказал, что все течет, все изменяется.

В дальнейшем данное понятие уточнялось конкретными науками, обобщив опыт которых, а также опыт человеческой истории, Гегель открыл 3 принципа развития:

Развитие происходит от абстрактного к конкретному.

Развитие идет по спирали, т.е. повторяется на более высоком уровне с усложнением своего характера и структуры.

Развитие происходит согласно 3-м законам диалектики.

Во второй половине XXв. представление о развитии конкретизируется через принцип самоорганизации (Илья Пригожин) качества ведущего закона новой дисциплины синергетики.

Самоорганизация – это выражение принципа эволюции, т.е. постепенного нарастания сложности как главного свойства бытия.

В ходе эволюции отдельные явления включаются в целостности ее высокого уровня, на котором снимаются противостояния предшествующего уровня. Этот уровень гармонизирует взаимодействие явления нижележащих уровней, включая их в состав целого, например, органы клетки сначала существовали в качестве отдельных элементов рассеянных в природе и только потом были сконцентрированы в пределах клетки.

По мнению глобалистов, аналогично этому, из отдельных людей и народов идет формирование единого организма – глобального человечества. Образование целостности более высшего порядка происходит через периоды неустойчивости.

Категория пространства – времени. Это двойственная, т.е. дуальная категория, которая означает качественную протяженность и количественную деятельность процесса. Пространство характеризует охват взаимодействующих явлений, который складывался в процессе времени, характеризует последовательность этих явлений результирующих в процессе. Представление во времени и пространстве также развивалось в ходе истории. Впервые в качестве определения, характеризующего бытие, время было выделено в концепции христианства, где человеческая жизнь стала не просто пребывать, но стала устремленной к цели к страшному суду, т.е. фактически растянутой во времени. Время и пространство как взаимосвязанные и разделяющие категории были выделены Ньютоном, который создал субстанциальную концепцию временного пространства. Время и пространство это две разнородные качественно отличающиеся субстанции, т.е. пространство не зависит от времени. Пространство это как бы сундук без стенок, в котором пребывают предметы. Последовательность изменений этих предметов характеризуется понятием время. Согласно этой концепции, вещи пребывают в пространстве и во времени, т.е. бытие складывается из трех начал: предметы, время и пространство.

В начале XX в. создается реляционная концепция пространства и времени, основанная на теории относительности Эйнштейна «Время и пространство, производные от степени воздействия предмета». Время и пространство имеют свою специфику на разных уровнях развития бытия, т.е. проектируют с разной степенью эффективности. Физическое время, которое измеряется в механических или электронных часах, лишь один из показателей интенсивности событий происходящих с предметами – это похоже на истину, т.к. разные компоненты не измеряются в разных темпах.

В культуре, где присутствует человек, время и пространство переживается особенно остро, человек может переживать всю полноту мира. Время у человека разделяется на 3 периода:

Настоящее.

Прошлое.

Будущее.

Этого нет у животных, т.к. у них нет культуры, животное существует только здесь и сейчас. В тоже время человек, недостаточно усвоив культуру, утрачивает ориентацию вместе с тем понимание настоящего, которое превращается в короткий миг, исчезает между прошлым и будущим.

В результате вся реальность для такого человека исчезает. Однако если человек усваивает полноту культуры, то мгновение его жизни может наполняться смыслом, превратившись в необходимые этапы движения к цели.

Поэтому истина времени и пространства человека – культура.

Категория природа. В отличие от категории бытия в целом, которая фиксирует единство человека и мира, категория природы выделяется через противопоставление человеку и миру. Трактовка природы всегда была двойственной. С одной стороны выступала идеалом гармонии, порядка, организованности, с другой стороны, как предмет воздействия человека.

Выделяется несколько способов понимания природы:

Окружающий человека мир во всем его многообразии.

Та часть мира, с которой взаимодействуют человек и природа, среда его существования. Природа выступает как объект.

Отношение природы в масштабах мира.

Отношение природы в рамках живого на человека и органическую природу, т.е. на ноосферу и биосферу. Понятие биосфера подчеркивает подчинение человека природе, в плане бессмысленного управления ее процессами.

Современная степень преобразования природы человеком ставит вопрос о необходимости их согласованного развития, т.к. человек зависит от природы и природа зависит от человека.

Взаимодействие человека и природы носит исторический конкретный характер, т.е. зависит от уровней развития культуры, которая определяет степень осмысленности вмешательства человека в природу. В современных условиях такая осмысленность требует максимального учета всех возможных последствий заботы о будущем. Этот общественный характер воздействия человека на природу, и согласование этого воздействия как результат новых общечеловеческих потребностей, сложились группы научных дисциплин, где традиционные науки о живом в виде биологии объединяются с дисциплинами социокультурного плана.

Выводы по лекции в целом:

Бытие – это одна из важнейших философских категорий, обобщающая всё многообразие процессов и явлений мира, а также его единство.

Бытие как основополагающее понятие философии имеет категориальную структуру, в которой важное место занимает категория «ПРИРОДА».

Следующая лекция будет посвящена ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ,

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: