Торквемада

Говоря об инквизиции, мы прежде всего вспоминаем не борьбу против альбигойцев, а кровавую испанскую инквизицию, которая заставляет забыть все ужасы, творимые до этого церковниками. Организация, созданная знаменитым Торквемадой, превратила Испанию в тоталитарное государство задолго до того, как появился сам термин «тоталитаризм».

Среди исследователей нет единого мнения по поводу точной даты появления так называемой «новой» инквизиции. Несомненно то, что она возникла в правление Изабеллы и Фердинанда. В 1478 г. папа Сикст IV, предварительно получив соответствующую просьбу королевы Изабеллы, учредил инквизиционный трибунал в Кастилии. Другие историки говорят о том, что Новая инквизиция была учреждена с подачи Фердинанда в 1480 г.

Инквизиция, по всей видимости, была нужна стремящимся к установлению абсолютизма испанским монархам для того, чтобы иметь возможность воздействовать на своих противников без участия непокорных гражданских судов. С другой стороны, король и королева действовали в рамках унификаторской концепции «единый закон, единый король, единая вера». Окончательная победа над маврами требовала и окончательной победы христианства. Кто мог ее обеспечить лучше, чем инквизиторы? Наконец, от инквизиции король получал непосредственную материальную выгоду. В Испании инквизиция достигла своей «высшей» степени развития. Она стала примером для учреждений такого же рода во всем христианском мире. Нигде инквизиция не действовала так жестоко и всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой «совершенной» форме черты церковной и политической (государственной) полиции, как это было в Испании, управляемой католическими монархами.

Первыми «новыми инквизиторами» были Мигель де Морильо и Хуан де Сан Мартин. Когда зашла речь об учреждении инквизиционного трибунала, Изабелла Кастильская, вероятно, советовалась со своим духовником — доминиканским монахом Томасом Торквемадой. В 1482 г. папа утвердил восемь новых инквизиторов, среди которых был и Торквемада, а в 1483-м он стал Генеральным инквизитором Кастилии.

В отличие от раннего Средневековья, эта инквизиция больше зависела от королевской власти, чем от папства. Недаром определенные возражения против ее учреждения высказывал и папа, и местная церковь. Инквизиция в Испании получила от светских властей широчайшие полномочия, позволявшие ей вмешиваться практически во все сферы жизни. Торквемада накрыл сетью своих судилищ всю страну.

В 1484 г. Торквемада составил «Инструкции», согласно которым его организация действовала. Генеральный инквизитор руководил деятельностью всех трибуналов. В распоряжение главного совета поступали все штрафы и конфискованное имущество, треть от которых уходила в казну государства. Все ее служители должны были обладать «чистой кровью». Была также разработана подробнейшая иерархия должностей и ответственных лиц. Постоянно пополнялся состав внештатных работников инквизиции — попросту говоря доносчиков.

Основанием для привлечения к суду служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам. Разумеется, перечень возможных «ересей» был очень велик, доносы поступали тысячами, тем более что донос давал слабую возможность снять подозрения с себя. Многие доносчики рассчитывали также на награду или на устранение недруга. Процессы проводились долго и тайно, обвиняемый не знал имен доносителей, ему не полагалась защита. Наиболее правдивыми считались показания, данные под пытками. Веревка, дыба, «испанский сапог» помогали выбивать из подсудимых самые нелепые самооговоры и показания на мнимых сообщников. Были организованы так называемые «периоды милосердия», во время которых каждый еретик мог прийти и покаяться, а также указать на подозрительных лиц, с которыми был знаком.

Если еретик в конце концов отрекался, ему полагалось церковное наказание — бичевание, позорные знаки, тюремное заключение. Заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой. Обычно от ареста до приговора проходило около трех лет, и подсудимый был психологически подготовлен признать свою вину, если же он «упорствовал», то отправлялся в комнату пыток, а затем (в случае непризнания вины) его формально передавали в руки светских властей, что означало сожжение на костре. Если еретик умирал до суда или успевал скрыться, сжигали его труп или чучело. Говорят, что лично Торквемадой были изобретены специальные эшафоты «квемадеро», на которых сжигали сразу по нескольку еретиков.

В испанском обществе насаждалась атмосфера страха. Казни следовали одна за другой, ни одна страна мира не знала тогда такого религиозного террора. Преследовались враги короля, новообращенные христиане — мараны (бывшие иудеи) и мориски (бывшие мусульмане), авторы художественных произведений или ученые, высказывавшие, по мнению церкви, крамольные мысли. Сжигались и сами книги. В XVI в. по всей Европе прокатились безумные ведовские процессы, погубившие массу ни в чем неповинных женщин, якобы вступивших в связь с дьяволом. На страницах богословских сочинений были отражены самые нелепые народные представления о колдунах и ведьмах.

Ненавидимый всеми Великий инквизитор Торквемада умер в 1498 г. Опасаясь покушений, на старости лет он окружил себя военной охраной из двух сотен человек.

Наибольший размах подобная деятельность испанской инквизиции приняла в первые сто лет своего существования. Например, в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31 912 человек и почти 300 тысяч понесли тяжелые наказания. При этом за первые 18 лет по приговору суда инквизиции были заживо сожжены 10 220 человек. Последний акт сожжения на костре имел место в Испании в 1826 г., а в 1834-м инквизиция была официально упразднена.

Критика деятельности инквизиции стала особенно популярной в эпоху Просвещения. В многочисленных памфлетах изобличалась жестокость церковных следователей. При этом авторы указывали на некий извечный фанатизм испанцев и приверженность их консервативным началам. Конечно, при этом совершенно не учитывалась историческая обстановка, в которой возникло такое явление, как новая инквизиция.


«СТОЯНИЕ НА УГРЕ»

«Стояние на Угре»

Вскоре после покорения Новгорода Ивану III предстояло освободить наконец страну от монголотатарского ига. Впрочем, было бы неверным сказать, что это освобождение было добыто в каком-то конкретном бою. На самом деле, оно было лишь зафиксировано. Причем без всякого боя. Датой окончания ига принято считать так называемое «Стояние на Угре» в 1480 г.

Во второй половине XV в. территория Московии увеличилась в три раза. Земли ее простирались от Печоры и Северного Урала до устьев Невы и Нарвы, от Волги до Днепра. Усилению государства способствовала деятельность Ивана III. Он был готов официально выйти из-под власти татар.

Орда переживала упадок, отделялись ханства: Крымское, Астраханское, Сибирское. Время от времени московские князья прекращали платить «выход». Так поступил и Иван III, ограничивший выплаты хану дарами. Ему удалось воспользоваться междоусобицами в стане вековых врагов. Он привлек на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, противника хана Большой Орды Ахмеда.

После похода московитов на Новгород хан Ахмед решил начать серьезные действия для ослабления Москвы. Он заключил союз с Литвой и Польшей. Хан несколько раз присылал в Москву послов, которых Иван принимал, нарушая установленный этикет. Последнее же посольство, потребовавшее дань, было умерщвлено. Это послужило непосредственным поводом к началу войны. Положение осложнялось мятежом, поднятым удельными князьями — братьями Ивана III, но ему удалось вовремя умиротворить их.

Хан шел с Волги степью к берегам Оки. Иван направил вниз по Волге на судах рать, которая должна была совершить набег на Сарай, оставшийся без защиты. Также он отправил навстречу противнику часть армии во главе со своим сыном Иваном, а сам еще шесть недель оставался в Москве. Жену Софью с казной государь отослал в Белоозеро.

С приближением татар в народе нарастала тревога. Иван III явно не хотел военного столкновения, его поведение вызывало все больше недовольства у населения. В конце концов великий князь оставил столицу и поехал к основному войску в Коломну. В это время его сын стоял в Тарусе.

В лагере не было единого мнения насчет необходимости боя, и князь опять уехал в Москву. К Ивану Васильевичу обратилось патриотически настроенное духовенство во главе с ростовским архиепископом Вассианом Рыло, который стыдил государя за бездействие. Опасаясь народного восстания, Иван перебрался в Красное Село недалеко от Москвы и отозвал из армии сына. Тот отказался. Только тогда князь понял, что «опаснее было бежать, чем отправиться на войну с татарами».

Тем временем Ахмед медленно шел по окраинам литовских земель, мимо Мценска, Любутска, Одоева и стал у Воротынска, ожидая помощи от польского короля Казимира. Но он ее не дождался. В это самое время Менгли-Гирей напал на Подолье и отвлек силы поляков. Это было наглядное достижение дипломатии Ивана III.

Продвигались и русские войска. То, как Иван вел свои части, является примером прекрасной организации снабжения, обеспечения коммуникаций. Вероятно, изначально государь находился с армией в Коломне, поскольку Ахмед мог двинуться на Москву именно через нее. Но Ахмед решил идти через литовские владения, поэтому оборона была перемещена на реку Угру, по которой проходил отрезок границы между Московией и Литвой.

Ахмед двинулся к месту впадения этой реки в Оку около Калуги. Начались стычки с передовыми отрядами русских. Татары подошли к Угре в начале октября 1480 г. Бродов на реке было предостаточно, но они были неудобны для конницы или открывались затем дорогами в лес. Противоположный берег охраняли полки княжича Ивана. Основные русские силы под командованием Ивана III стояли в Кременце, в 60 км от реки. Он намеренно не выводил их к реке, чтобы иметь возможность перехватить ордынцев, где бы они ни решили переправляться. Иван не спешил нападать.

Видя, какие колоссальные силы может собрать теперь Москва, татары тоже не форсировали события. 8 октября они попытались было переправиться в одном из мест, но были встречены плотной стрельбой из луков и пушек. Следующая попытка была столь же неудачна.

Уже 26 октября на Угре стоял лед, реку можно было перейти. Иван отошел к Боровску и объявил, что здесь даст бой. Но сражение так и не состоялось. Измученный долгим стоянием и морозом, не дождавшись помощи, встревоженный известием о разграблении русскими Сарая, Ахмед отвел татар. Они шли по литовской земле, разрушая все на своем пути. На Донце в январе 1481 г. Ахмед был атакован и убит ханом тюменской орды Иваком, который поспешил известить об этом своего союзника Ивана III и получил от него богатые дары. Так закончилось владычество татар на Руси.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: