double arrow

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОСТОВЛЯЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ


ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Очень часто в выступлениях, на семинарах или просто в беседах на профессиональные темы звучит мысль о том, что любому преподавателю необходимо развивать педагогическое мастерство. Однако, что же имеют в виду под педагогическим мастерством? Одни считают, что педагогическое мастерство – это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогика, это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Другие в мастерстве видят огромный труд, постоянный поиск, непрекращающееся самообразование, применение старого опыта в сочетании с новыми технологиями.

Мастерство в широком понимании характеризуется как исключительное умение специалиста в определенной деятельности достигать наилучших показателей при наименьших затратах труда, времени и материалов. Педагогическое мастерствоправомерно рассматривать как важнейшее качество личности преподавателя, которое обусловливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи.

Размышляя над проблемами формирования педагогического мастерства. Составляющие пед. мастерства:

1. Духовность преподавателя. Мастер должен иметь огромное желание преподавать и общаться со студентами и это должно быть главной радостью его существования.

2. Глубинное знание своего предмета. Преподаватель обязан уметь интегрировать знания как в самом предмете, так и владеть обширными знаниями родственных предметов. Он должен знать разнообразные исторические сведения, занимательные факты, примеры современного этапа развития науки, которой обучает студентов.

3.Знание целей и задач обучения. Не зная их, преподаватели только передают знания по теме, и часто студенты не понимают, зачем учат данный предмет, какой вклад он вносит в миропонимание.

4. Умение владеть технологией отбора материала к занятию, к теме. 5.Знание, понимание и владение методами обучения. Есть определенная закономерность, определенная динамика видоизменений методов обучения в зависимости от цели занятия, отобранного материала занятия и результата, который мы хотим получить на данном занятии. Преподаватель-Мастер знает эту динамику, как и многообразие существующих методов обучения.

6. Понимание выбора форм обучения. Не следует придерживаться только одной формы обучения. 7.Средства обучения. Грамотный подбор средств обучения, рациональный подход к их отбору – мастерство преподавателя.

8.Умение четко представить себе, каким должен быть результат обучения. Результат и цели обучения должны совпадать.каждое занятие приносит свой результат. Каждый должен стремиться из суммы результатов всех занятий, получить результат обучения.

9. Мотивация учения. Создание обстановки, в которой студенты будут учиться на каждом занятии – это одна из основных составляющих мастерства преподавателя.

10.Артистизм. Артистизм преподавателя заключается в неподдельной искренности общения со студентами, это глубинная человечность во всех ее проявлениях, постоянное состояние понимания необходимости выполнения определенной цели.

11.Режиссура. Каждый преподаватель – режиссер своего занятия. Он должен стремиться планировать свою деятельность на протяжении всего периода обучения и конкретно на каждом занятии, подчиняя всю свою деятельность со студентами конкретной цели.

12. Импровизация. Это одно из основных качеств мастерства преподавателя. Если преподаватель не сумеет импровизировать, интерпретировать задуманное, то не будет занятия.

13.Знание реальных возможностей студентов и умение развивать их способности. Очень важно верить в способности каждого студента.

14.Умение ждать результаты обучения от любого студента. Мастер должен обладать терпением и верить в студента 15.Терпение. Терпение Мастера должно быть безграничным.

Каждый хочет стать Мастером своего дела. Преподаватель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других, вызывать у студентов интерес к своему предмету, заниматься исследовательской работой, изучать и применять новые методики и технологии, уметь работать с методической литературой. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя Профессионала и Мастера.Для того что бы стать хорошим педагогом прежде всего знать предмет. Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приемами преподавания: методами объяснения, спрашивания, организации самостоятельной работы учащихся. Но и этого мало. Учитель воспитывает. И хотя каждый человек от природы – воспитатель, учителю необходимо овладеть методами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учащимися, отлично знать психологию.

Специфика работы учителя такова, что основное зависит не только от знаний предмета и методов работы, но и от личности учителя. Практика показывает, что чаще всего руководители школ и органов образования составляют на основе личного опыта и прочитанной педагогической литературы критерии мастерства, к которым и хотели бы подвести своих подопечных.

Составляющие педагогического мастерства, определенные в современной педагогической литературе, можно разделить на четыре относительно самостоятельных элемента:

· мастерство организатора коллективной и индивидуальной учебной деятельности;

· мастерство передачи знаний;

· мастерство формирования опыта деятельности;

· мастерство владения педагогической техникой технологией

Все эти четыре составляющих тесно переплетаются и взаимно усиливают друг друга. Доминирующей составляющей является мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности. Эта составляющая наиболее важна для обучаемого и наиболее сложно реализуема педагогом. Возможность объединить и наполнить конкретным содержанием все цели, подобрать методы, средства и формы и есть, на наш взгляд, показатель мастерства педагога в организации коллективной и индивидуальной деятельности обучаемых.Не менее важны как мастерство передачи знаний, так и мастерство формирования опыта деятельности. Обе эти составляющие наиболее тесно связаны с организационными и методическими целями педагогического процесса, а также с особенностями стиля индивидуальной педагогической деятельности педагога. Педагогическое мастерство, выражает высокий уровень развития педагогической деятельности, особенного, основывающегося на взаимосвязи и взаимозависимости теоретических и практических знаний, умений, навыков, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его творческий опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Для совершенствования педагогического мастерства крайне важно иметь представление о присущем педагогу индивидуальном стиле педагогической деятельности и возможных путях его развития и совершенствования. Последняя составляющая педагогического мастерства, это мастерство владения педагогической техникой которая обеспечивает совокупность умений и навыков и необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных обучаемых. Педагогическое мастерство педагога здесь востребовано при подготовке материальных объектов передачи знаний и при наставнической деятельности, закладывающей основы самообразовательного процесса получения знаний обучаемым. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне Какими же качествами обладает учитель-мастер?Ученый Ф.Н. Гоноблин в своей книге «Психологический анализ педагогических способностей» перечисляет следующие собственно педагогические качества: - способность делать учебный материал доступным пониманию, - творческое применение методов обучения, -волевое влияние на учеников, -способность организовать детский коллектив, -интерес к детям, -яркость речи, такт, связь с жизнью, педагогическую требовательность, способность к внеклассной работе. К этому можно добавить и так называемые сопутствующие качества личности: организованность, любознательность, трудолюбие, самообладание, активность, настойчивость, эмоциональность, высокую нравственность. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях(слабый состав учащихся, плохая оснащенность школы) добиться нужного уровня воспитанности, развитие и знание учащихся.Качества учителя мастера:

-Прежде всего это многознающий учитель. Главное – это глубокая эрудиция, начитанность, культура, многогранность. Настоящий учитель обладает постоянной «возбужденностью мысли» (выражение Герцена). Он всегда найдет нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь его мысли, взволновать его.

-Учитель-мастер четко определяет задачи обучения, содержание урока, четко вычленяя самое главное, существенное, структуру урока и методы обучения, отвечающим целям урока и особенностям темы, выбирает наиболее рациональные сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения, создает в школе благоприятные условия работы.

-Учитель мастер- это учитель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания. Учитель мастер обладает особым даром заставить учащихся учиться, думать на уроке, любой метод использовать для активации процесса обучения. Еще .

-Учитель-мастер не дает ни минуты отдыхать мысли, для каждого ученика должно быть занятие с учетом его способностей и возможностей.

Важное качество мастерства – это умение эффективно проводить разнообразную воспитательную работу в процессе обучения, умение убеждать учащихся, вырабатывать у них научное мировоззрение, высокую нравственность, патриотизм, трудолюбие, самостоятельность.

Учитель обладающим педагогическим мастерством ведет занятия интересно, увлекательно.

Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. Компоненты профессиональной компетентности педагога:мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

1) Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

2) Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

3) Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию,устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

4) Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

6.ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА.Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующимикомпетенциями: Общекультурные (ОК):

· способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

· способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

· умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

· стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

· умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

· способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

· способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

· способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

· владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

· владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

· владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

· владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17). Профессиональные(ПК):в научно-исследовательской деятельности:

· способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

· способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

· способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3); в производственно-прикладной деятельности:

· способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

· умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

· способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей(ПК); в проектной деятельности:

· способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

· умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

· способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

· в организационно-управленческой деятельности:

· способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

· способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11); в педагогической деятельности:

· способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).