Воспитание и развитие ребенка в музыкально художественной деятельности

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, д Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.
Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.
"Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека. елает человека богато духовно. Задачи трудового воспитания.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

20 специфика и виды труда детей формы его организации

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость

21…. В теории педагогики ясно обозначались материалистические и идеалистические тенденции в определении сущности воспитания и его целей, в толковании роли общественной, социальной среды и наследственных задатков, в понимании источников и процессов психического развития, характера педагогического руководства им.

В нашей стране придается широкое общественное значение музыкально-эстетическому воспитанию. Это одна из сторон формирования личности ребенка, как будущего члена коммунистического общества.

Эстетическая природа музыки, как и других видов искусства, сказывается в единстве идейно-образного содержания и художественной формы, благодаря чему она и способна разносторонне влиять на ребенка. Советская педагогика отличается гуманной убежденностью в возможности формирования музыкальных способностей у всех детей. В социалистическом обществе созданы благоприятные условия для развития художественно-творческих способностей у всего подрастающего поколения. Но важно также не ограничиваясь совершенствованием отдельных способностей детей, предусматривать комплексное развитие их общей музыкальности, формирование личности в целом.

Цели воспитания всегда выражают политику и интересы правящего класса. Это положение установлено марксисткой теорией Буржуазные теоретики, пытаясь скрыть этот объективный закон, декларировали следующее утверждение - руководство воспитанием ребенка, в том числе художественным, излишне. Эта точка зрения мотивировалась многими соображениями, из которых некоторые приобретают особое значение. Одно из них сводится к следующему - целенаправленное воспитание вступает в конфликт со спонтанным саморазвитием ребенка. Личный опыт его неповторим, художественное развитие независимо от внешнего воздействия и совершается по своим внутренним законам. Существует и другая мотивировка. Руководство педагога лишь нивелирует детей с различными художественными задатками. Если ребенок одарен, то он сам добьется нужных результатов. Так, например, Фостер М. Мюррей в работе «Прагматизм в музыкальном образовании» определяет цель музыкального воспитания как изучение интересов ребенка. Важно помочь ему контролировать свое взаимодействие с музыкальным окружением. Прагматики, по убеждению автора, не стремятся к ясному пониманию далеких перспектив развития, а находятся на границе «неясных чувствований» - это помогает им интуитивно удовлетворять подлинные запросы ребенка. Таким образом, мы видим, что цели воспитания не имеют якобы своих определенных перспектив, и педагог интуитивно руководствуется лишь интересами данного ребенка. Мы же, не отрицая необходимости изучения детских интересов и склонностей, стоим на активных позициях целенаправленного у Советская педагогика в первые же годы своего существования во многом определила свои позиции по отбору видов музыкальной практики детей. Ряд авторов заложили основы музыкального воспитания детей - В. Шацкая, Б. Асафьев, Н. Брюгова, Н. Александрова, М. Румер, Н. Гродзенская. Мастера своего искусства, они сочетали широкий подход к музыкальному воспитанию с известной специализацией в той или иной области методики. Так, В Шацкая, Н. Гродзенская определяли во многом построение такого курса как слушание музыки, его принципы и содержание. Б. Асафьев, как уже говорилось, правильно и своевременно осветил такую проблему как детское музыкальное творчество. Н. Александрова явилась основоположником советской системы ритмики, на основе которой строятся и музыкально-ритмические движения для дошкольников. М. Румер последовательно разрабатывает основы обучения музыкальной лрамоте. Продолжая и развивая многие из этих направлений, методисты на протяжении истории советской дошкольной педагогики, также внесли немало ценного, показывая воспитывающее и развивающее значение различных видов музыкальной деятельности - в области пения (Н. Метлов, В. Колосова, Е. Иова, Е. Дубянская и др.), ритмики (А. Кенеман, С. Товбина, А. Заколпская, Е. Соковнина, Т. Ломова и др.), слушания музыки (Н. Доломанова, Т. Вилькорейская, И. Дзержинская, С. Чешева и др.) правления процессами их музыкального развития. нализ музыкальной деятельности показал, что каждый из ее видов требует помимо общей эмоциональной отзывчивости и других свойств восприятия и исполнения. Так, слушание музыки имеется в любой практике. Однако, выделенное самостоятельно, оно способно содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подхода. Очевидна также особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин - певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту. Ритмика одним названием подчеркивает свою воспитательно-развивающую функцию по отношению к чувству ритма. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре). Введение в практику элементов музыкальной грамоты показало готовность детей 5-7 лет к этим занятиям и особую полезность их в развитии звуковысотного слуха. Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение и поэтому все они применяются в дошкольном детстве. Важно всестороннее музыкальное развитие ребенка, т. к. это период выявления и становления всех музыкальных способностей. В целом, структура музыкальной деятельности состоит из следующего: слушание музыки, детское музыкальное исполнительство (пение, музакально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах), музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты), продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.

22 воспитание творческих способностей в разных видах художественной деятелности

В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности уделялось пристальное внимание (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подцьяков; Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина). Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в музыкальной (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова), изобразительной (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова), литературной (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая), театральной деятельности (Л.С. Фурмина), а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для художественной деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту. Эти исследования показали, что развитие художественных способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: