double arrow

Итоговый контроль. 1. Почти все наши восприятия – результат предшествующего

I. Заполнить пробелы:

1. Почти все наши восприятия – результат предшествующего .

2. Объединение элементов осуществляется по принципам , , и .

3. Все то, что для человека имеет смысл, воспринимается как .

4. Вся картина восприятия может перестраиваться, как только другой элемент становится значимым.

5. Границы чувствительности определяется .

6. Сенсибилизацией называется чувствительности под влиянием воздействия слабого раздражителя.

II. Верно или неверно?

1. Восприятие – это отражение отдельного раздражителя.

2. У человека и животных способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.

4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.

5. В мире нет ничего, что не было бы нам дано в наших ощущениях.

6. Восприятие, также как и ощущение, связано с отдельным анализатором.

Тема: Психический процесс: память

Цель: сформировать понятие о памяти как познавательном процессе.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- понятие о процессах и видах памяти;

уметь:

- пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности памяти

- различать виды памяти, логические операции

- работать с методиками по развитию и совершенствованию памяти

Информационный материал:

Память – сохранение и последующие воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.

Основные процессы памяти:

- запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;

- сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;

- воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;

- забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.

Виды памяти выделяются:

1) по характеру психической активности

- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

- эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;

- образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);

- словестно - логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.

2) по характеру целей деятельности

- непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;

- произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.

3) по продолжительности сохранения

- кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.

Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.

- долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.

 
 


Повторение

       
 
   
 


Долго-

Кратко- времен-

Входящая времен- перевод ная

информация ная память

память

Забыва-

ние

Воспроизведение возможно в виде:

1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;

2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)

Забывание зависит от следующих факторов:

- неиспользования информации;

- характера информации;

- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);

- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).

Кривая забывания механически (без осмысления) запомненного материала (по Г. Эббингаузу).

20 – 60%

1 час – 45%

24 часа – 30%­

%

 
 


100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

1 5 9 24 144

Продуктивность смысловой памяти выше ≈ в 25 раз.

Основная литература:

1. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. – М., 1996.

2. Р.С. Немов, Психология (в 2-х томах), – М., 2004

3. Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2000.

4. Н.К. Платонов. Занимательная психология. – М., 1999

5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007

6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: