I. Заполнить пробелы:
1. Почти все наши восприятия – результат предшествующего ….
2. Объединение элементов осуществляется по принципам …, …, … и ….
3. Все то, что для человека имеет смысл, воспринимается как ….
4. Вся картина восприятия может перестраиваться, как только другой элемент … становится значимым.
5. Границы чувствительности определяется ….
6. Сенсибилизацией называется … чувствительности под влиянием воздействия слабого раздражителя.
II. Верно или неверно?
1. Восприятие – это отражение отдельного раздражителя.
2. У человека и животных способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.
3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.
4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.
5. В мире нет ничего, что не было бы нам дано в наших ощущениях.
6. Восприятие, также как и ощущение, связано с отдельным анализатором.
Тема: Психический процесс: память
Цель: сформировать понятие о памяти как познавательном процессе.
|
|
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие о процессах и видах памяти;
уметь:
- пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности памяти
- различать виды памяти, логические операции
- работать с методиками по развитию и совершенствованию памяти
Информационный материал:
Память – сохранение и последующие воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.
Основные процессы памяти:
- запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;
- сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;
- воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;
- забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.
Виды памяти выделяются:
1) по характеру психической активности
- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;
- эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;
- образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);
- словестно - логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.
2) по характеру целей деятельности
- непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;
- произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.
3) по продолжительности сохранения
- кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.
|
|
Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.
- долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.
Повторение
Долго-
Кратко- времен-
Входящая времен- перевод ная
информация ная память
память
Забыва-
ние
Воспроизведение возможно в виде:
1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;
2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)
Забывание зависит от следующих факторов:
- неиспользования информации;
- характера информации;
- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);
- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).
Кривая забывания механически (без осмысления) запомненного материала (по Г. Эббингаузу).
20 – 60%
1 час – 45%
24 часа – 30%
%
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
1 5 9 24 144
Продуктивность смысловой памяти выше ≈ в 25 раз.
Основная литература:
1. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. – М., 1996.
2. Р.С. Немов, Психология (в 2-х томах), – М., 2004
3. Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2000.
4. Н.К. Платонов. Занимательная психология. – М., 1999
5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007
6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006