Занятия
Метод «Алфавит» относится к методам организации смыслотворчества, развития мышления и умений творческой деятельности учащихся. Для реализации метода могут быть предложены любые термины, явления, предметы, нравственные понятия и т.п.
План реализации:
1 этап (смыслотворчество): педагог предлагает раскрыть смысл предлагаемого термина, заполнив технологическую карту (на листе ватмана или на доске записан алфавит за исключением букв, с которых не могут начинаться слова). Для этого в каждую строку с соответствующей буквы алфавита вписываются слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл этого понятия. Каждый может записать от одного до нескольких слов, несколько раз подходя к доске. Этап заканчивается, когда все участники побывали у доски хотя бы по одному разу, и на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно слово.
2 этап (аналитический): все участники выделяют из записанных слов несколько (например, три), которые, по их мнению, более всего отражают сущность изучаемого понятия. Этот выбор отмечается на доске точкой или знаком «+» над выбранным словом. Затем называются и подчеркиваются слова, получившие наиболее число выборов. Это и есть мнение группы о сущности изучаемого понятия. (Можно сравнить это мнение с теоретическим определением “обучения”).
3 этап (рефлексивный): педагог предлагает:
- зафиксировать состояние своего знания об изучаемом понятии, подумать, насколько оно изменилось;
- определить причины этого состояния;
- оценить свою деятельность и данную технологию. (Высказывается каждый участник).
Семинарское занятие № 9
СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Требования к компетентности по теме
· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятия «метод обучения», «прием обучения»; уметь давать общую характеристику методов обучения и осуществлять их классификацию по разным основаниям;
· знать и характеризовать методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
· понимать сущность педагогического контроля, требования к нему, уметь характеризовать виды, формы, методы контроля и самоконтроля в обучении;
· знать и уметь обосновывать критерии выбора методов обучения, уметь проектировать их применение и сочетание в различных видах педагогического взаимодействия; анализировать образовательную практику с точки зрения применяемых методов и приемов обучения.
Вопросы для изучения и обсуждения
1.Понятие о методах и приемах обучения. Эволюция методов обучения в истории образования.
2. Классификация методов обучения.
3. Характеристика методов организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.
4. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
5. Критерии выбора методов обучения.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы
1. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г.Тихонова. – Минск, 2002. – С.89-106; С. 124-131.
2. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 234-259.
3. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007.. – С. 287-314.
4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 344-375; С. 471-480; С. 486-510.
5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 90-103.
6. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 216-239.
7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 268-281.
8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С.197-237.