Информационная справка о методах, реализуемых при подготовке и проведении

Занятия

Метод «Алфавит» относится к методам организации смыслотворчества, развития мышления и умений творческой деятельности учащихся. Для реализации метода могут быть предложены любые термины, явления, предметы, нравственные понятия и т.п.

План реализации:

1 этап (смыслотворчество): педагог предлагает раскрыть смысл предлагаемого термина, заполнив технологическую карту (на листе ватмана или на доске записан алфавит за исключением букв, с которых не могут начинаться слова). Для этого в каждую строку с соответствующей буквы алфавита вписываются слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл этого понятия. Каждый может записать от одного до нескольких слов, несколько раз подходя к доске. Этап заканчивается, когда все участники побывали у доски хотя бы по одному разу, и на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно слово.

2 этап (аналитический): все участники выделяют из записанных слов несколько (например, три), которые, по их мнению, более всего отражают сущность изучаемого понятия. Этот выбор отмечается на доске точкой или знаком «+» над выбранным словом. Затем называются и подчеркиваются слова, получившие наиболее число выборов. Это и есть мнение группы о сущности изучаемого понятия. (Можно сравнить это мнение с теоретическим определением “обучения”).

3 этап (рефлексивный): педагог предлагает:

- зафиксировать состояние своего знания об изучаемом понятии, подумать, насколько оно изменилось;

- определить причины этого состояния;

- оценить свою деятельность и данную технологию. (Высказывается каждый участник).

Семинарское занятие № 9

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Требования к компетентности по теме

· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятия «метод обучения», «прием обучения»; уметь давать общую характеристику методов обучения и осуществлять их классификацию по разным основаниям;

· знать и характеризовать методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

· понимать сущность педагогического контроля, требования к нему, уметь характеризовать виды, формы, методы контроля и самоконтроля в обучении;

· знать и уметь обосновывать критерии выбора методов обучения, уметь проектировать их применение и сочетание в различных видах педагогического взаимодействия; анализировать образовательную практику с точки зрения применяемых методов и приемов обучения.

Вопросы для изучения и обсуждения

1.Понятие о методах и приемах обучения. Эволюция методов обучения в истории образования.

2. Классификация методов обучения.

3. Характеристика методов организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

5. Критерии выбора методов обучения.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г.Тихонова. – Минск, 2002. – С.89-106; С. 124-131.

2. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 234-259.

3. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007.. – С. 287-314.

4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 344-375; С. 471-480; С. 486-510.

5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 90-103.

6. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 216-239.

7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 268-281.

8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С.197-237.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: