Структура процесса воспитания

1.диаг ностика воспитанников и определение целей и задач воспитания;

2.Проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания – системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами; методов – способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств ;); 3.Организация педагогического взаимодействия (реализация планов); 4.Проверка, оценка, анализ результатов.

30. Формирование мировоззрения школьников.

Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная (восприятия явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека), ориентационно-регулятивная (поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями) и оценочная (все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения).

27. Принципы воспитания.

Принцип воспитания – исходные положения, отражающие закономерности воспитания, соответствующие определенной системе воспитания и служащие реализации ведущей идеи данной системы.

Принципы воспитания:

1) Принцип гуманизма – ученик является главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.

2) Личностный подход – воспитание должно способствовать становлению и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие качества человека.

3) Принцип веры в ребенка – вера в доброе начало каждого ученика, в его самоутверждение в жизни, самовыражение, оказание помощи ребенку

4) Принцип сотрудничества – взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям

5) Принцип включения личности в значимую деятельность – разработка учителя и учащихся таких видов и форм значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.

6) Связь воспитания с жизнью – происходит через систематическое ознакомление школьников с текущими событиями; широкое привлечение на занятия местного краеведческого материала, активное включение учащихся в общественно полезную деятельность в школе и вне ее (экскурсии, походы, массовые кампании).

7) Общественная направленность воспитания – подготовка к активной общественной жизни.

8) Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников – поддержание инициативы, самостоятельности, активности, таланта, развитие школьного самоуправления и т.д.

9) Принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребенка – вытекает из принципа гуманизма. Требовательность в меру = уважение к личности ребенка.

10) Опора на положительное в воспитании – опора на положительные начала учащихся, их старание и своевременное поощрение оного.

11) Принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности – взаимодействие школы, семьи и окружения на благо учашегося

12) Принцип воспитания в коллективе и через коллектив (сочетания прямых и параллельных педагогических действий) – превращение учащегося из объекта в субъект воспитания через воздействие на коллектив в целом, а не на отдельную личность.

28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.

содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Основные направления воспитания — умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, — слитые в целостном педагогическом процессе — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Взят курс на гуманизацию и демократизацию образования, который должен привести к новому качеству воспитания.

Цель воспитания сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — "базовая культура личности". Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений; культура поведения.

29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определены подходы к процессу воспитания, представлены основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Воспитание гражданской культуры личности

Нравственная и эстетическая культура личности

Воспитание экологической культуры,культуры безопасной жизнедеятельности и формирование ЗОЖ личности

Воспитание культуры трудовой и профф.деятельности

Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности

Воспитание семейно-бытовой и досуговой культуры личности

31. Умственное воспитание школьников.

«Умственное воспитание» — это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Умственное воспитание связывается с накоплением прочного фонда знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности.

32. Нравственное воспитание школьников.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

33. Эстетическое воспитание школьников.

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:

· эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, в природе, в быту,, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

· знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

· наличие эстетического идеала и способности на его основе верно оценивать произведения искусства, идейно-эмоциональный отклик на эти произведения;

· овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;

· степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;

· мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;

· потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

34. Физическое воспитание в школе.

В занятия по физической культуре включены элементы таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжная подготовка, а в младшем школьном возрасте — подвижные игры.

Программа по физической культуре в общеобразовательной школе имеет разностороннюю направленность средств и методов физического воспитания. Кроме общей программы по физической культуре имеют оздоровительную, лечебную направленность, что определяет содержание занятий с учащимися специальных медицинских групп. Для учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, разрабатываются программы в соответствии с общей и спортивной направленностью.

В соответствии с программой планируются и организуются уроки по физической культуре, профессионально-прикладной физической подготовке, лечебной физической культуре и учебно-тренировочные уроки.

Планирование — это один из основных компонентов системы физического воспитания учащихся. Важно, чтобы учитель при планировании фиксировал свои основные мысли, поиски, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится, куда входят климатические особенности, наличие спортивного инвентаря и др.

35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.

- любовь к Родине;

- порядочность, честность, справедливость;

- мужественность и женственность;

- патриотизм и гражданственность;

- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;

- забота о благосостоянии общества;

- уважение и терпимость по отношению;

- приверженность идеалам демократии;

- понимание ценности образования...

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Виды труда:

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения.- развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

Профессиональная ориентация — это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

37. Экологическое воспитание школьников.

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

38. Технологии и формы воспитательной работы.

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера Интеллектуаль-ная Мотивационная Эмоциональная Волевая Саморегуляции Предметно-практическая Экзистенциальная

Доминирующий метод воспитания

Убеждение Стимулирование Внушение Требование Коррекция Воспитывающие ситуации Метод дилемм

Метод самовоспитания

Самоубеждение Мотивация Самовнушение Упражнение Самокоррекция Социальные пробы

Рефлексия

39. Школьная среда и ее влияние на развитие личности. Ученический коллектив и методика его формирования.

Признаки коллектива:

1) общая социально-значимая цель.

2) общая совместная деятельность.

3) отношения ответственной зависимости. (моральное единение).

4) общий выборный руководящий орган. Демократические отношения в коллективе, органы управления формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов.

5) характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами: сплочённость, взаимопонимание, защищённость, чувство локтя, причастность, бескорыстие, здоровая критика, самокритика, соревнование.

Ученический коллектив 2 структуры:

1) официальная (складывается под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность);

2) неофициальная (в процессе межличностного общения).

Макаренко

Стадии развития коллектива:

1. Становление коллектива 2. Усиление влияния актива. Актив поддерживает требования педагога + сам предъявляет их к членам коллектива. К – инструмент целенаправленного воспитания определённых качеств личности.

3. Третья и последующие стадии. Расцвет коллектива, более высокие требования, достигнутый уровень воспитанности, устойчивость взглядов, суждений, привычек. Коллектив формирует целостную нравственную личность. Традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания учеников. Перспектива – практическая цель, которая способна увлечь и сплотить. а) близкая перспектива – выдвигается на любой стадии развития, опирается на личную заинтересованность; б) средняя перспектива – проект коллективного события, отодвинутого во времени, выдвигают уже сформировавшемуся работоспособному активу; в) далёка перспектива – отодвинутая по времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цели, сочетаются личные и общественные потребности.

Модели развития отношений Личность-Коллектив:

1) личность подчиняется коллективу, принимает вынужденно, под давлением;

2) гармонизация отношений, двойная система ценностей, добровольный конформизм;

3) личность подчиняет коллектив, неформальное лидерство.

40. Формирование положительной Я-концепции учащихся. Впервые понятие Я-концепции стало обсуждаться в 60-е годы XX в. благодаря ратотам Бернса, Роджерса, Маслоу и др. Я-концепция личности – динамическая система представлений человека о самом себе, выражающихся в осознании человеком своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств и качеств;

В основе Я-концепции лежат три важнейшие составляющие: когнитивная( показателем выступает убеждение); эмоционально-оценочной(составляющей эмоциональное отношение к происходящему); поведенческой составляющей( реакция на происходящее, через определённое поведение)

Структура: самопредставление или образ «Я» (каким я себе кажусь?);с амооценка, связанная с отношением человека к себе, к своим качествам (самоотношение), с принятием себя (самопринятие); поведение потенциально возможное, вызванное самопредставлением и самооценкой. Педагогическое руководство формированием положительной Я-концепции заключается в том, чтобы научить ученика следующим последовательным действиям: определить собственные личностные свойства и качества, при чём выделять как положительные, так и отрицательные; выявить, какие качества преобладают, и тем самым определить тип концепции (положительная/отрицательная); осуществить диагностику, т. е. оценить степень развития собственных свойств и качеств; определить последовательность и способы самосовершенствования жизненно необходимы свойств и качеств.

41. Методы воспитания и их классификации.

Методы воспитания – способы воздействия (влияния) на сознание, чувства, поведение воспитанников в совместной с воспитателем деятельности с целью формирования определенных взглядов, убеждений, отношений, привычек, поведения, личностных качеств.

Классификация (по Г.И.Щукиной):

1. методы формирования сознания личности или методы убеждения (рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа, диспут, пример, внушение) оказывают влияние на сознание личности.

2. методы педагогического стимулирования поведения и деятельности (педагогическое требование (указание, приказание, распоряжение, намек, совет, просьба), перспектива, поощерение, наказание(словесное осуждение, наложение дополнительных обязанностей, снижение оценки за поведение), критика) оказывают влияние на чувства.

3. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (инструктаж, упражнение (поручения, практические занятия по культуре поведения), метод примера (личный пример (воспитателей), обобщенный пример) оказывают влияние на поведение.

Каждый метод может быть реализован с помощью различных действий педагога – приемов воспитания (проявление восхищения, радостное удивление, сопереживание, внушение уверенности, проявление доброты, внимания, доверия, ласковый упрек, намек).

42. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи. Взаимодействие школы и семьи

Типы воспитания в семье:

1. авторитарный (игнорирование индивидуальных способностей, холодность и диктат).

2. либеральный (попустительский) принцип «делай, что хочешь»).

3. демократический (сотрудничество и взаимопомощь, равноправие, гибкость оценок, поведение в зависимости от индивидуальных особенностей).

Тенденции современного семейного воспитания:

1) однодетность, малодетность;

2) снижение влияния старших поколений на воспитание детей в молодых семьях;3) утрата традиций народной педагогики;4) социальная и экологическая проблемы;5)телевизионизация общества.

Формы помощи школы семье:

1) организация педагогической работы с родителями (собрания, конференции);

2) осуществление педагогического просвещения родителей;

3) проведение системной индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся в семье.

Родительский комитет.

43. Личность современного учителя и ступени его профессионального роста.

Профессия учителя предполагает следующие функции:

1) Обучающая;Развивающая;Воспитывающая;Коммуникативная;Исследовательская (умение изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности);Коррекционная;

Конструктивная (создание проектов уроков, внеклассных дел, разработка заданий учащихся);Стимулирующая.

Для осуществления педагогической деятельности, необходимо:

1) Желание работать и взаимодействовать с детьми;

2) Теоретические знания (основы педагогики, психологии, методики, сам предмет);

3) Практическая готовность (компоненты педагогического мастерства).

Психологи включают в профессиональную компетентность педагога индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие достигнуть высоких результатов педагогической деятельности:

1) Гностические (способности к изучению и исследованию педагогических объектов и явлений);

2) Академические (способности к профессиональному росту и самосовершенствованию);

3) Дидактические (способности адаптировать учебный материал с целью его успешного понимания и усвоения учащимися);

4) Коммуникативные (способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей);

5) Речевые (способности, позволяющие найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения предмета);

6) Конструктивные (способности планировать свою работу в соответствии с целями и задачами);

7) Организаторские (способности выдвигать новые идеи, принимать новые решения);

8) Творческие (способности выдвигать новые идеи, принимать новые решения);

9) Педагогическая интуиция (способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения);

10) Способности к саморегуляции (проявление эмоциональной устойчивости, самообладания, владение собой в любой ситуации).

Белорусские учителя могут получить следующие квалификационные категории:

a) Без категории;

b) 2-ая категория (через 2 года);

c) 1-ая категория (через 3 года);

d) Высшая категория (через 3 года);

e) Учитель-методист, учитель-новатор, заслуженный деятель, отличник образования и т.д.

44. Функции и содержание деятельности классного руководителя. Классный руководитель – наиболее опытный учитель, назначенный для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах.

Функции:

1) воспитание совместно с другими учителями основ научного мировоззрения и нравственности учащихся;

2) организация и воспитание учебного коллектива класса и формирование у учащихся общественной активности;

3) развитие у учащихся познавательных интересов и способностей, повышение качества их успеваемости и проведение профориентации;

4) забота об охране здоровья и физразвития школьников;

6) поддержание тесных контактов с родителями учащихся и обеспечение единства воспитательных усилий семьи и школы.

Обязанности:

1) всестороннее изучение учащихся.

2) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся.

3) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой и регулирование домашних заданий.

4) периодическое проведение ученических собраний в классе.

5) вовлечение учащихся в кружковую работу.

6) организация общественно-полезного труда.

7) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.

11) ведение личных дел учащихся.

12) планирование воспитательной работы.

45. Педагогическое мастерство и его структура.

Педагогическое мастерство – высокий уровень организации профессиональной педагогической деятельности, которая дает большие результаты за малы период времени.

Структурные компоненты:

1) профессиональные знания – содержательная основа педагогического мастерства. Педагогу-профессионалу необходимы общеобразовательные, специальные, психолого-педагогические и культурные знания

2) педагогическая техника – способствование гармоническому единству внутреннего содержания деятельности преподавания и ее внешнего выражения. Педагогические умения, отработанные до уровня техники, позволяют с меньшей затратой времени и энергии добиваться большего результата в осуществлении образовательного процесса, во взаимодействии с учениками и организации своей деятельности.

3) профессионально и индивидуально значимые качества К ним относятся терпение, эрудированность, объективность, требовательность, порядочность, работоспособность, отзывчивость, трудолюбие.

4) педагогические способности – врожденные (особенности нервной системы) и приобретенные (на основе задатков).

5) Внешняя культура состоит из внешнего вида, речи, формы невербального общения с учениками и коллегами..

1) Результатом профессионального становления педагога ка субъекта педагогической деятельности

46. Педагогическое общение, его функции и структура. Культура педагогического общения.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Функции: 1) познание личности;2) обмен информацией (условия для развития положительной мотивации УВП);3) обмен ролями (многостороннее проявление личности);4) сопереживание;5) самоутверждение; 6) организация деятельности.

Структура:

1) моделирование педагогом предстоящего общения с классом;

2) коммуникативная атака (техника быстрого включения класса в работу, владение приёмами самопрезентации и динамического воздействия);

3) управление общением в ходе ПП;

4) анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

Стиль общения – это стиль отношения и характер взаимодействия и стиль руководства в процессе взаимодействия с детьми.

Бывают: а) авторитарный (формы: приказ, указание, инструкция, выговор); б) демократический (формы: просьба, совет, информация); в) либеральный.

Модели общения:

1. Монблан (учитель на недосягаемой высоте, отстраняется от класса).

2. Китайская стена (дистанция, которую установил сам учитель, учащиеся управляемы, равнодушие учеников к учителю).

3. Локатор (избирательное отношение, внимание на сильных либо слабых).

4. Робот (действует чётко по плану).

5. Я-сам (учитель делает себя главным и единственным инициатором общения).

6. Гамлет (думает, правильно ли его поймут ученики).

7. Тетерев (поглощён своими мыслями).

Культура педобщения предполагает наличие у учителя педтакта, который проявляется в уравновешенности поведения + умение слушать.

47. Стили педагогической деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагогов.

48. Педагогические конфликты, их преодоление.

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

Выделяют четыре вида конфликтов: внутриличностный, межличностный,межгрупповой,личностно-групповой. В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:позиция авторитарного вмешательства в конфликт; позиция нейтралитета; позиция избежания конфликта; позиция целесообразного вмешательства в конфликт

Типологическое подразделение конфликтов: "подлинный";случайный или условный, неверно приписанный,скрытый"

Выделяют конфликты по степени их реакции: быстротекущие, острые длительные конфликты, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстропротекающие конфликты

49. Основы управления современной школой.

50. Методическая работа в школе и аттестация педагогических кадров.

Управление школой – это научно обоснованные действия администрации и педагогов, например, рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в УВП.

Школа => 2 подсистемы: 1) управляющая (сочетание административно-хозяйственных звеньев и различных органов педагогических и ученических коллективов); 2) управляемая (единство входящих в неё подсистем: учебная, воспитательная, методическая, внешкольная, финансово-хозяйственная).

Основные функции управления:

1)Анализ;2) Планирование

;3)Организация;4)Координация;

5)Контроль;6)Стимулирование.

Методическая работа в школе: педсовет. Задачи: производственно-деловая и научно-педагогическая.

Годовой план УВП:

1. вступительная часть: анализ работы за прошедший год, задачи УВП на текущий.2. работа педсовета школы.

3. работа педколлектива по обеспечению всеобуча.

4. организация и совершенствование УВР и контроль за её качеством.

5. руководство внеклассной и внешкольной работой.6. деятельность ученического самоуправления.7. работа с родителями учащихся.

3 группы управленческих органов:

1. Органы коллективного управления (общешкольная конференция учащихся, работников школы, родителей + совет школы).

2. Должностные лица школы, руководящие всеми подразделениями (дир., замы).

3. Управленческие органы различных общественных организаций (профком, учком, родком, методсекции).

В период между конференциями в роли высшего органа выступает Совет школы – орган коллективного управления школьными делами.

Функции: 1) выполнение решений конференций; 2) утверждение плана развития школы; 3) социальная защита несовершеннолетних; 4) определение содержаний, методов, средств и форм организации УВП; 5) установление режима работы школы; 6) контроль за подбором и расстановкой кадров; 7) контроль за рациональным расходование бюджета; 8) аттестация педработников школы; 9) отчёты о работе отдельных учителей, директора и замов.

Директор: обязанности:1) руководство педколлективом;2) контроль за ходом обучения;3) организация работы по профориентации учащихся;4)активизация деятельности ученического самоуправления;5)организация работы с родителями;6) поддержание связей с ОО, предприятиями;7) установление обязанностей работников школы;9) поддержание санитарно-гигиенического режима и ТБ;10) приём на работу, увольнение, поощрение, награды.

Зам. директора по УВР: обязанности 1) организация УВП;2) выполнение учебных программ;3) качество преподавания и знаний учащихся;4)контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий;5)регулирование учебной нагрузки, составление расписания 6)отчёт об УВР.

Зам. директора по ИиВР: обязанности

1) организация и участие в проведении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся;

2) инструктирование и оказание помощи в воспитательной работе классным руководителям и воспитателям ГПД;

3) поддержание деловых контактов с внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.

Предметные МО. Состав – 4-5 преподавателей одного предмета. Форма работы: а) школа передового опыта; б) практикумы; в) открытые и показательные уроки; г) научно-теоретические конференции и педагогические чтения.

Аттестация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: