Функции и основные формы

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией

образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением

развить лучшие его качества.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного

развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков,

наклонностей – нет воспитания»1. Как никто лучше о ребенке смогут

рассказать его родители.

В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову

«родители».

Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям)2.

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления

личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У

обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.

Так основными задачами классного руководителя являются:

- формирование классного коллектива как воспитывающей среды,

обеспечивающей развитие каждого ребенка;

- организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной

деятельности классного коллектива;

- обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

А к основным функциям классного руководителя относятся:

а) аналитическая:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся;

- изучение и анализ развития классного коллектива;

- анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

- анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно - педагогическая:

- организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

- установление связи и семей учащихся;

- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами

служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативная:

- регулирование межличностных отношений между учащимися;

- установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;

- создание общего благоприятного психологического климата в

коллективе.1

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает

формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация,

обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание

индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или

коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли,

концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться

следующим:

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период

работы;

определять содержание и основные виды деятельности на основе

воспитательных задач;

учитывать принципы организации воспитательного процесса,

возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности

педагогов и родителей;

осуществлять поиск форм работы на основе коллективного

целеполагания;

обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной

деятельности.

Традиционные формы работы с родителями:

• родительские собрания

• общеклассные и общешкольные конференции

• индивидуальные консультации педагога

• посещения на дому

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является

родительское собрание.

Рекомендации по проведению родительских собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не

констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический

характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением

личностей учащихся.

5. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи

является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о

предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение

возможно только после получения разрешения родителей. Посещение

педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для

этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы,

расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении

в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

6. С первого дня работы с детским коллективом и коллективом

родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети и родители

понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к

семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы

является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к

родителям и ребенку.

7. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если

педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей

во всех делах в классе и в школе.

8. Главными формами взаимодействия школы с семьей являются

индивидуальные формы работы и групповые.

9. К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как

родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов,

родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с

родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации,

беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с

родителями учащихся.

10. Групповые формы работы уместны для организации

психологического просвещения родителей, для встреч с

администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам

школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

11. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были

эффективными родители должны иметь возможность принимать

участие в планировании содержания занятий родительских

университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

12. Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании

родители получают примерное тематическое планирование групповой

работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не

только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет

заранее определить степень заинтересованности родителей в той или

иной теме или совместном деле и организовать будущие встречи

максимально эффективно. Родители отмечают те формы

взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они

смогли бы принять участие, проявить себя. Затем заместитель директора

школы по воспитательной работе анализирует ответы родителей и на их

основании планирует участие родителей в жизни школы на новый

учебный год.

13. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и

школы дает возможность осознать родителям необходимость

приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной

личности, а также формирует потребность в непосредственном общении

с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.1

14. Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе

помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными

специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

15. Педагогический коллектив школы сегодня ищет любые возможности

и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолога -

педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Формы работы с

родителями могут быть разными, но самой распространенной формой

групповой работы с родителями на протяжении многих лет остается

родительское собрание.

16. Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного

с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного

или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей

помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу

родительского собрания мы видим в просвещении родителей,

повышении их компетентности и активности в формировании личности

ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы

добра, взаимопонимания и доверия.

17. Текущие родительские собрания это собрания с традиционной

повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых

мероприятий и праздников, походов.

18. Тематические родительские собрания это собрания, посвященные

актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное

большинство родителей. Тематические родительские собрания, как

правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение

знаний родителей в области воспитания детей.

19. Итоговые родительские собрания это собрания, в задачу которых

входит подведение результатов развития детского коллектива за

определенное время. В ходе такого собрания родители имеют

возможность оценить достижения учащихся класса, собственного

ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

20. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной

форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть

праздники, костры, походы, торжественные собрания.

21. Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно

требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское

собрание будет эффективным тогда, когда его планируют, пишут

своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться

педагогами или с помощью родительского комитета, с помощью

учащихся.

22. Обязательным элементом моего плана классного руководителя

является работа с родителями.

23. Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы

требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной

деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия.

24. Стратегия - термин, в большей степени военный, но в переносном

значение связан с искусством организации и руководства. Именно в этом

смысле стратегия как организация взаимодействия классного руководителя и

родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые

необходимо (и можно) решить в современной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: