Принципы организации психолого-педагогического модуля
· принцип целостности профессиональной деятельности будущего специалиста;
· принцип единства диагностики и коррекционно-формирующей деятельности будущего специалиста;
· принцип интеграции психологического и педагогического знания;
· принцип гуманизации профессиональной педагогической деятельности;
· принцип вариативности педагогической деятельности будущего специалиста
Функции психолого-педагогического модуля
- развитие профессионального сознания будущих специалистов в контексте педагогической деятельности;
- прогнозирование перспектив развития профессионального сознания будущих специалистов в контексте педагогической деятельности;
- конструирование системы направлений, целей, способов, форм и средств профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном учреждении;
- определение качества связей теоретической и практической подготовки будущих специалистов в контексте педагогической деятельности.
Цель: перевести в практическую плоскость исследовательские и профессиональные знания и умения студентов по изучению, преобразованию и анализу объектов современного образовательного процесса
|
|
Перечень отчетных материалов, представляемых практикантами к психолого-педагогическому модулю
1. Отчет о выполнении задания, обязательного для всех студентов;
2. Отчет о выполнении одного из заданий по выбору
Рекомендации к оформлению отчетных материалов
· Сначала укажите свою фамилию, имя, группу
· Затем укажите вид задания: Обязательное задание, Задание по выбору
· В отчете о выполнении задания по выбору укажите номер выбранного задания
· Сохраняйте в отчетах рубрикацию, указанную в заданиях (а, б, в, г …..)
Задание, обязательное для всех студентов
Разработайте и реализуйте проект внеурочного воспитательного мероприятия по истории. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:
а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);
б) дата;
в) класс (например, 7а);
г) тема внеурочного воспитательного мероприятия (например, «История г. Архангельска»);
д) форма (например, экскурсия, лекция, викторина, игра «Что, где, когда» и т. п.);
е) задачи внеурочного воспитательного мероприятия: образовательные, развивающие, воспитательные. Особое внимание в проекте необходимо уделить развивающим и воспитательным задачам. При этом весь комплекс задач должен быть представлен таким образом, чтобы было возможно установить степень реализации задач по завершении мероприятия;
|
|
ж) обоснование актуальности внеурочного воспитательного мероприятия по параметрам актуальности задач, темы и содержания воспитательного мероприятия с точки зрения общего исторического образования; актуальности задач, темы, содержания, формы внеурочного воспитательного мероприятия с точки зрения возрастных особенностей учащихся, а также особенностей данного класса;
з) место проведения внеурочного воспитательного мероприятия (например, краеведческий музей г. Архангельска; МОУ «СОШ №28» и т.п.);
и) подробное описание хода (сценария) внеурочного воспитательного мероприятия;
к) психолого-педагогический анализ эффективности внеурочного воспитательного мероприятия. Предметом психолого-педагогического анализа выступает степень соответствия задач и результатов внеурочного воспитательного мероприятия;
л) рекомендации студента к организации внеурочной воспитательной деятельности по истории в данном классе с точки зрения возрастной психологии и педагогики.
Примечание: внеурочное воспитательное мероприятие означает, что оно проводится НЕ В РАМКАХ УРОКА. ЭТО НЕ УРОК!!!
Задания по выбору (для обязательного выполнения выбирается одно из заданий)
- Посетите родительское собрание. Подготовьте отчет о посещении родительского собрания по следующей схеме:
а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);
б) дата собрания;
в) класс (например, 7а);
г) тема родительского собрания (например, «Профилактика вредных привычек»). Тема родительского собрания определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;
д) содержание подготовки к родительскому собранию. Содержание подготовки определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;
е) ход родительского собрания, его структура с тезисным описанием каждого элемента выделенной структуры. Этот пункт отчета составляется в процессе непосредственного наблюдения за разворачиванием родительского собрания. Очень важно зафиксировать вопросы и выступления родителей, классного руководителя, их реакции в процессе взаимодействия;
ж) собственные выводы, умозаключения, рекомендации студента к подготовке и ходу родительского собрания. Психолого-педагогическое обоснование выводов, умозаключений, рекомендаций. Для подготовки психолого-педагогического обоснования рекомендуется использовать литературу и лекции по психологии и педагогике семьи, работе общеобразовательного учреждения с семьей.
- Посетите классный час. Подготовьте отчет о посещении классного часа по следующей схеме:
а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);
б) дата, время начала классного часа, продолжительность классного часа;
в) класс (например, 7а);
г) тема классного часа (например, «Права и свободы учащихся»). Тема классного часа определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;
д) содержание подготовки к классному часу. Содержание подготовки определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;
е) форма классного часа (например, лекция, беседа, диспут и т.п.);
ж) ход (сценарий) классного часа, его структура с тезисным описанием каждого элемента выделенной структуры. Этот пункт отчета составляется в процессе непосредственного наблюдения за разворачиванием классного часа. Очень важно зафиксировать вопросы и выступления учащихся, классного руководителя, других участников классного часа, их реакции в процессе взаимодействия;
з) степень актуальности темы, содержания, формы, логики (хода) классного часа. Степень актуальности устанавливается в беседе с классным руководителем и собственными аргументированными соображениями студента;
|
|
и) собственные выводы, умозаключения, рекомендации студента к подготовке и ходу классного часа. Психолого-педагогическое обоснование выводов, умозаключений, рекомендаций.
- Разработайте и реализуйте проект изучения состояний одного из познавательных процессов на примере одного учащегося. Выбор одного из познавательных психических процессов осуществляется из следующего перечня: восприятие, воображение, мышление, интеллект, творчество, внимание, память. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:
а) Наименование проекта (например, «Изучение состояния интеллекта»);
б) имя и возраст учащегося (например, Олег, 13 лет);
в) методы и методики (например, наблюдение, тестирование, шкала Станфорд-Бине, шкала Векслера);
г) резюме по результатам наблюдения за состояниями познавательного психического процесса (например, «по результатам наблюдения установлены следующие особенности интеллекта учащегося ……. Эти особенности проявились в следующих ситуациях ….);
д) результаты тестирования (например, «по шкале Станфорд – Бине установлен VIII уровень, свидетельствующий о следующих качествах интеллекта …..)
е) аналитическое сопоставление результатов наблюдения и тестирования;
ж) психолого-педагогические рекомендации студента по развитию выбранного познавательного психического процесса в обучении и воспитании данного ребенка.
- Разработайте и реализуйте проект изучения особенностей педагогического общения учителя истории. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:
а) наименование проекта «Особенности педагогического общения учителя истории»;
б) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28)
в) классы, в которых преподает учитель (например, 5а, 7в, 9б, 11)
г) методы и методики (например, наблюдение, тестирование, методика К.Н. Томаса, методика В.Ф. Ряховского)
д) резюме по результатам наблюдения за особенностями педагогического общения (например, «по результатам наблюдения установлены следующие стиль и уровень педагогического общения учителя ……. Эти особенности проявились в следующих ситуациях ….);
|
|
е) результаты тестирования (например, «по методике К.Н. Томаса установлено преобладание стиля реагирования в конфликтах сотрудничество, свидетельствующего о следующих качествах коммуникативной культуры учителя …..»)
ж) аналитическое сопоставление результатов наблюдения и тестирования с обозначением вариантов педагогического общения с учетом возрастных категорий учащихся, с которыми работает учитель;
з) психолого-педагогические рекомендации студента по организации педагогического общения учителя с разными возрастными категориями учащихся.
- Разработайте и реализуйте проект изучения эффективности групповой формы организации обучения истории в образовательном учреждении. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:
а) наименование проекта «Эффективность групповой формы организации обучения истории в образовательном учреждении»;
б) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28»);
в) количество уроков истории, на которых велось изучение эффективности групповой формы организации обучения с указанием ученического класса (например, «посещено 6 уроков истории с групповой формой организации обучения; из них 2 урока в 5-х классах, 4 урока в 10-х классах»);
г) особенности организации групповой формы обучения: тема урока, класс, задачи урока (задачи урока определяются в беседе с учителем), этап урока, на котором организована групповая форма, содержание инструкции учителя, правила составления групп, предъявленные учителем на уроке, количество групп учащихся, количество учащихся в группах, содержание учебных заданий для групп, способы представления результатов групповой деятельности, оценка деятельности групп учителем, иные параметры;
д) психолого-педагогические критерии эффективности групповой формы обучения истории (3 – 5 критериев, например, учет возрастных особенностей учащихся; представленность в каждой микрогруппе учащихся носителей социальных ролей лидера-организатора, эксперта, оппонента, исполнителя, психологическая совместимость членов микрогруппы и т.д.);
е) анализ эффективности групповой формы организации обучения истории по двум параметрам:
- обоснование соответствия групповой формы организации обучения выделенным в пункте «д» психолого-педагогическим критериям (например, полностью соответствует критерию …, потому что …; соответствует критерию …, потому что …; соответствует критерию … лишь отчасти, потому что …; не соответствует критерию …, потому что …);
- качество знаний учащихся по итогам оценивания результатов работы (например, за групповую работу поставлено «5» - …, «4»- …, «3» - …, «2» - …);
ж) психолого-педагогические рекомендации студента по организации групповой формы обучения с разными возрастными категориями учащихся.
- Разработайте и реализуйте проект изучения межличностных отношений в группе (классе) учащихся на основе социометрической методики. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:
а) наименование проекта «Изучение межличностных отношений в группе»;
б) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28);
в) класс (например, 7а);
г) наименование методики «Социометрия»;
д) описание предпочтений класса в трех сферах социометрии: сфера учебной деятельности, сфера досуга, сфера интимного общения;
е) стимульный материал социометрии к выделенным трем сферам;
ж) социометрические матрицы по выделенным трем сферам;
з) анализ и интерпретация данных;
и) рекомендации студента по использованию полученных данных в обучении и воспитании учащихся.
- Посетите заседание методического объединения учителей истории. Подготовьте отчет о посещении по следующей схеме:
а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);
б) дата и тема заседания МО учителей истории;
в) конспект заседания МО учителей истории;
г) анализ актуальности и эффективности заседания МО учителей истории;
д) предложения студента к организации и проведению МО учителей истории, аргументация предложений.
- Посетите заседание педагогического совета школы. Подготовьте отчет о посещении по следующей схеме:
а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);
б) дата и тема заседания педагогического совета;
в) конспект заседания педагогического совета;
г) анализ актуальности и эффективности заседания педагогического совета;
д) предложения студента к организации и проведению педагогического совета, аргументация предложений.
- Ознакомьтесь с Уставом образовательного учреждения базы практики. Сопоставьте структуру Устава образовательного учреждения со структурой устава, предусмотренной Законом РФ «Об образовании». Представьте отчет о результатах сопоставления, предварительно обозначив структуру отчета.
Примечание: в последние 2 года практиканты, выбравшие это задание, представляют очень неудачные отчеты. Возможно, это связано с тем, что практиканты обращаются к ранним версиям Закона РФ «Об образовании» без учета изменений, которые вносились в Закон РФ «Об образовании».