Задание, обязательное для всех студентов

Принципы организации психолого-педагогического модуля

· принцип целостности профессиональной деятельности будущего специалиста;

· принцип единства диагностики и коррекционно-формирующей деятельности будущего специалиста;

· принцип интеграции психологического и педагогического знания;

· принцип гуманизации профессиональной педагогической деятельности;

· принцип вариативности педагогической деятельности будущего специалиста

Функции психолого-педагогического модуля

  • развитие профессионального сознания будущих специалистов в контексте педагогической деятельности;
  • прогнозирование перспектив развития профессионального сознания будущих специалистов в контексте педагогической деятельности;
  • конструирование системы направлений, целей, способов, форм и средств профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном учреждении;
  • определение качества связей теоретической и практической подготовки будущих специалистов в контексте педагогической деятельности.

Цель: перевести в практическую плоскость исследовательские и профессиональные знания и умения студентов по изучению, преобразованию и анализу объектов современного образовательного процесса

Перечень отчетных материалов, представляемых практикантами к психолого-педагогическому модулю

1. Отчет о выполнении задания, обязательного для всех студентов;

2. Отчет о выполнении одного из заданий по выбору

Рекомендации к оформлению отчетных материалов

· Сначала укажите свою фамилию, имя, группу

· Затем укажите вид задания: Обязательное задание, Задание по выбору

· В отчете о выполнении задания по выбору укажите номер выбранного задания

· Сохраняйте в отчетах рубрикацию, указанную в заданиях (а, б, в, г …..)

Задание, обязательное для всех студентов

Разработайте и реализуйте проект внеурочного воспитательного мероприятия по истории. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:

а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);

б) дата;

в) класс (например, 7а);

г) тема внеурочного воспитательного мероприятия (например, «История г. Архангельска»);

д) форма (например, экскурсия, лекция, викторина, игра «Что, где, когда» и т. п.);

е) задачи внеурочного воспитательного мероприятия: образовательные, развивающие, воспитательные. Особое внимание в проекте необходимо уделить развивающим и воспитательным задачам. При этом весь комплекс задач должен быть представлен таким образом, чтобы было возможно установить степень реализации задач по завершении мероприятия;

ж) обоснование актуальности внеурочного воспитательного мероприятия по параметрам актуальности задач, темы и содержания воспитательного мероприятия с точки зрения общего исторического образования; актуальности задач, темы, содержания, формы внеурочного воспитательного мероприятия с точки зрения возрастных особенностей учащихся, а также особенностей данного класса;

з) место проведения внеурочного воспитательного мероприятия (например, краеведческий музей г. Архангельска; МОУ «СОШ №28» и т.п.);

и) подробное описание хода (сценария) внеурочного воспитательного мероприятия;

к) психолого-педагогический анализ эффективности внеурочного воспитательного мероприятия. Предметом психолого-педагогического анализа выступает степень соответствия задач и результатов внеурочного воспитательного мероприятия;

л) рекомендации студента к организации внеурочной воспитательной деятельности по истории в данном классе с точки зрения возрастной психологии и педагогики.

Примечание: внеурочное воспитательное мероприятие означает, что оно проводится НЕ В РАМКАХ УРОКА. ЭТО НЕ УРОК!!!

Задания по выбору (для обязательного выполнения выбирается одно из заданий)

  1. Посетите родительское собрание. Подготовьте отчет о посещении родительского собрания по следующей схеме:

а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);

б) дата собрания;

в) класс (например, 7а);

г) тема родительского собрания (например, «Профилактика вредных привычек»). Тема родительского собрания определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;

д) содержание подготовки к родительскому собранию. Содержание подготовки определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;

е) ход родительского собрания, его структура с тезисным описанием каждого элемента выделенной структуры. Этот пункт отчета составляется в процессе непосредственного наблюдения за разворачиванием родительского собрания. Очень важно зафиксировать вопросы и выступления родителей, классного руководителя, их реакции в процессе взаимодействия;

ж) собственные выводы, умозаключения, рекомендации студента к подготовке и ходу родительского собрания. Психолого-педагогическое обоснование выводов, умозаключений, рекомендаций. Для подготовки психолого-педагогического обоснования рекомендуется использовать литературу и лекции по психологии и педагогике семьи, работе общеобразовательного учреждения с семьей.

  1. Посетите классный час. Подготовьте отчет о посещении классного часа по следующей схеме:

а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);

б) дата, время начала классного часа, продолжительность классного часа;

в) класс (например, 7а);

г) тема классного часа (например, «Права и свободы учащихся»). Тема классного часа определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;

д) содержание подготовки к классному часу. Содержание подготовки определяется студентом в предварительной беседе с классным руководителем;

е) форма классного часа (например, лекция, беседа, диспут и т.п.);

ж) ход (сценарий) классного часа, его структура с тезисным описанием каждого элемента выделенной структуры. Этот пункт отчета составляется в процессе непосредственного наблюдения за разворачиванием классного часа. Очень важно зафиксировать вопросы и выступления учащихся, классного руководителя, других участников классного часа, их реакции в процессе взаимодействия;

з) степень актуальности темы, содержания, формы, логики (хода) классного часа. Степень актуальности устанавливается в беседе с классным руководителем и собственными аргументированными соображениями студента;

и) собственные выводы, умозаключения, рекомендации студента к подготовке и ходу классного часа. Психолого-педагогическое обоснование выводов, умозаключений, рекомендаций.

  1. Разработайте и реализуйте проект изучения состояний одного из познавательных процессов на примере одного учащегося. Выбор одного из познавательных психических процессов осуществляется из следующего перечня: восприятие, воображение, мышление, интеллект, творчество, внимание, память. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:

а) Наименование проекта (например, «Изучение состояния интеллекта»);

б) имя и возраст учащегося (например, Олег, 13 лет);

в) методы и методики (например, наблюдение, тестирование, шкала Станфорд-Бине, шкала Векслера);

г) резюме по результатам наблюдения за состояниями познавательного психического процесса (например, «по результатам наблюдения установлены следующие особенности интеллекта учащегося ……. Эти особенности проявились в следующих ситуациях ….);

д) результаты тестирования (например, «по шкале Станфорд – Бине установлен VIII уровень, свидетельствующий о следующих качествах интеллекта …..)

е) аналитическое сопоставление результатов наблюдения и тестирования;

ж) психолого-педагогические рекомендации студента по развитию выбранного познавательного психического процесса в обучении и воспитании данного ребенка.

  1. Разработайте и реализуйте проект изучения особенностей педагогического общения учителя истории. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:

а) наименование проекта «Особенности педагогического общения учителя истории»;

б) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28)

в) классы, в которых преподает учитель (например, 5а, 7в, 9б, 11)

г) методы и методики (например, наблюдение, тестирование, методика К.Н. Томаса, методика В.Ф. Ряховского)

д) резюме по результатам наблюдения за особенностями педагогического общения (например, «по результатам наблюдения установлены следующие стиль и уровень педагогического общения учителя ……. Эти особенности проявились в следующих ситуациях ….);

е) результаты тестирования (например, «по методике К.Н. Томаса установлено преобладание стиля реагирования в конфликтах сотрудничество, свидетельствующего о следующих качествах коммуникативной культуры учителя …..»)

ж) аналитическое сопоставление результатов наблюдения и тестирования с обозначением вариантов педагогического общения с учетом возрастных категорий учащихся, с которыми работает учитель;

з) психолого-педагогические рекомендации студента по организации педагогического общения учителя с разными возрастными категориями учащихся.

  1. Разработайте и реализуйте проект изучения эффективности групповой формы организации обучения истории в образовательном учреждении. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:

а) наименование проекта «Эффективность групповой формы организации обучения истории в образовательном учреждении»;

б) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28»);

в) количество уроков истории, на которых велось изучение эффективности групповой формы организации обучения с указанием ученического класса (например, «посещено 6 уроков истории с групповой формой организации обучения; из них 2 урока в 5-х классах, 4 урока в 10-х классах»);

г) особенности организации групповой формы обучения: тема урока, класс, задачи урока (задачи урока определяются в беседе с учителем), этап урока, на котором организована групповая форма, содержание инструкции учителя, правила составления групп, предъявленные учителем на уроке, количество групп учащихся, количество учащихся в группах, содержание учебных заданий для групп, способы представления результатов групповой деятельности, оценка деятельности групп учителем, иные параметры;

д) психолого-педагогические критерии эффективности групповой формы обучения истории (3 – 5 критериев, например, учет возрастных особенностей учащихся; представленность в каждой микрогруппе учащихся носителей социальных ролей лидера-организатора, эксперта, оппонента, исполнителя, психологическая совместимость членов микрогруппы и т.д.);

е) анализ эффективности групповой формы организации обучения истории по двум параметрам:

    • обоснование соответствия групповой формы организации обучения выделенным в пункте «д» психолого-педагогическим критериям (например, полностью соответствует критерию …, потому что …; соответствует критерию …, потому что …; соответствует критерию … лишь отчасти, потому что …; не соответствует критерию …, потому что …);
    • качество знаний учащихся по итогам оценивания результатов работы (например, за групповую работу поставлено «5» - …, «4»- …, «3» - …, «2» - …);

ж) психолого-педагогические рекомендации студента по организации групповой формы обучения с разными возрастными категориями учащихся.

  1. Разработайте и реализуйте проект изучения межличностных отношений в группе (классе) учащихся на основе социометрической методики. Подготовьте отчет о реализации проекта по следующей схеме:

а) наименование проекта «Изучение межличностных отношений в группе»;

б) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28);

в) класс (например, 7а);

г) наименование методики «Социометрия»;

д) описание предпочтений класса в трех сферах социометрии: сфера учебной деятельности, сфера досуга, сфера интимного общения;

е) стимульный материал социометрии к выделенным трем сферам;

ж) социометрические матрицы по выделенным трем сферам;

з) анализ и интерпретация данных;

и) рекомендации студента по использованию полученных данных в обучении и воспитании учащихся.

  1. Посетите заседание методического объединения учителей истории. Подготовьте отчет о посещении по следующей схеме:

а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);

б) дата и тема заседания МО учителей истории;

в) конспект заседания МО учителей истории;

г) анализ актуальности и эффективности заседания МО учителей истории;

д) предложения студента к организации и проведению МО учителей истории, аргументация предложений.

  1. Посетите заседание педагогического совета школы. Подготовьте отчет о посещении по следующей схеме:

а) наименование образовательного учреждения (например, МОУ «СОШ № 28 г. Архангельска»);

б) дата и тема заседания педагогического совета;

в) конспект заседания педагогического совета;

г) анализ актуальности и эффективности заседания педагогического совета;

д) предложения студента к организации и проведению педагогического совета, аргументация предложений.

  1. Ознакомьтесь с Уставом образовательного учреждения базы практики. Сопоставьте структуру Устава образовательного учреждения со структурой устава, предусмотренной Законом РФ «Об образовании». Представьте отчет о результатах сопоставления, предварительно обозначив структуру отчета.

Примечание: в последние 2 года практиканты, выбравшие это задание, представляют очень неудачные отчеты. Возможно, это связано с тем, что практиканты обращаются к ранним версиям Закона РФ «Об образовании» без учета изменений, которые вносились в Закон РФ «Об образовании».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: