Темперамент и личность

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые не свойственны данному темпераменту. Психологические исследования показывают, что темперамент может изменяться под влиянием условий жизни и воспитания.

Прикладное значение учения о темпераменте заключается, в первую очередь, в применении этого знания к самому себе, определению тех негативных и позитивных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении. Например, холерику надо все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер; сангвинику необходимо быть немного посерьезнее, особенно в важных вопросах; флегматику – не забывать, что желательно действовать несколько быстрее и более гибко, а меланхолику – уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от бед, частный промах от крушения жизненных планов.

Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо врачу в его лечебной работе. К представителю каждого темперамента, исходя из определенных психологических принципов, учитывая его особенности, нужно найти свой подход.

Таким образом,

темперамент – биологическое, врожденное качество человека.

Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте значение конституции для формирования психических особенностей.

2. Опишите классификаций типов конституции по Кречмеру.

3. Учение И.П.Павлова о темпераменте

4. Опишите компоненты темперамента.

5. Дайте характеристику основным типам темперамента по Павлову.

Тема занятия: Задатки. Способности. Характер.

Цель занятия: Сформировать представление о задатках, способностях, а также об их взаимоотношениях. Сформировать представление о месте характера среди других подсистем личности.

Учебно-целевые вопросы:

1. Задатки и способности, их взаимоотношения

2. Классификации способностей

3. Природа человеческих способностей

4. Развитие способностей

5. Признаки способностей

6. Определение понятия “характер”

7. Соотношение характера и темперамента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: