double arrow

Толкование норм права.(ТНП)

Это- это деятельность, направленная на установление содержания юр. норм. В процессе ТНП уясняются смысл нормативного предписания, его социальнаянаправленность, место в системе правового регулирования и т.д. ТНП необходимо в связи со специальной терминологией юр. норм, неясностью правотворческого процесса. Цель ТНП - правильно и единообразно понимать и применять предписания. ТНП состоит из двух сторон: 1)уяснение 2) разъяснение В зависимости от субъектов ТНП делят: 1) официальное (дается уполномоченными на то субъектами, выражается в актах);2) неофициальное(не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное бывает: 1) нормативным, распространяется на большой круг лиц и случаев; 2)казуальным, обязательным только для конкретного случая. Неофициальное бывает: 1)обыденным(не требует специальных познаний); 2)профессиональным(дают юристы);

3)доктринальным (научное разъяснение юр.норм).Способы ТНП- совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм грамматический (язык,грамматика); логический (с помощью законов);

систематический(анализ связей юр. нормы с другими нормами); историко-политический; идеологический (установление целей издания акта); специально–юридический (раскрытие юр. терминов).Есть 3 вида ТНП: 1) буквальное(смысл и

текст совпадают); 2) ограничительное(действительный смысл права уже еётекста); распространительное(смысл шире текста).Акт ТНП- правовой акт, кот.содержит разъяснение смысла юр. норм(не имеют самостоятельного значения).

Виды актов:1) в зависимости от типов ТНП-нормативного и казуального токования; 2) в зависимости от органов-акты гос.власти,судебные, прокурорские...,3) в зависимости от предмета- акты толкования уголовного, административно

права;4) от характера - материальные и процессуальные; 5) от формы- указы, постановления, инструкции.

Правовые отношения.(ПО). ПО- это общественное отношение урегулированное нормами права, участники кот.имеют соответствующие субъективные права и юр.обязанности. ПО- динамическое состояние правового регулирования, позволяет уяснить какимобразом право воздействует на поведение людей. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр.нормы на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов. Признаки правоотношений: 1)это общественное отношение, двухсторонняя связь между субъектами; 2)возникает на основе норм права; 3)это связь между лицами посредством субъективных прав и юр.бязанностей; 4)это волевое отношение, для возникновения необходима воля хотя бы одного из участников; 5)это отношение возникает по поводу реального блага, ценности; 6)это отношения охраняемые и обеспечиваемые гос-вом. ПО имеют сложную структуру: 1) субъект;(участники ПО;2) объект (то, на что направлены правоотношения); 3) субъективное право и юр.обязанность. Виды: 1) в зависимости от предмета правового регулирования (конституционные, административные, уголовные); 2)от характера- материальные(финансовые,трудовые) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);3)от функциональной роли -регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные(связаны с госуд. принуждением иреализацией юр.обязанностей;4)от природы- пассивные(правоотношения собственности), активные(займа); 5)от состава участников- простые(2 субъекта) сложные (много);6)от продолжительности действия- кратковременные(мены)долговременные (гражданства). Понятие,принципы законности(ЗАК). Гарантии законност и(ЗАК).ЗАК. -это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов. Для ЗАК. необходимо: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обоснованныхзаконов(содержательная сторона);2)их выполнение(формальная сторона).Принципы: 1) единство(понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны);2)верховенство Конституции и закона;3) гарантированность прав и свобод; 4) связь законности с культурой(от культурного уровня должностных лиц зависит состояние законности 5) недопустимость подмены законности целесообразностью;;6) принцип презумпции невиновности,закреплен в Конституции. Гарантии ЗАК.- это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав гражданина интересов общества и гос-ва. Виды гарантии:1)социально- экономические (уровень благосостояния об-ва, степень экономического развития, экономическая свобода и т.д.)2)политические(степень демократизма, многопартийность, разделение властей и т.д.) 3)организационные (деятельность органов, контролирующих законы- прокуратура, суд, милиция и т.д.) 4)общественные(комплекс мер применяемых общественность в целях борьбы с нарушениями законодательства); 5)идеологические (степень правосознания); 6)специально-юридические (презумция невиновности, институты возбуждения уголовного дела,процедуры рассмотрения дел и т.д.) 24.Источники права. Под источником права следует понимать 3 фактора:1) источник в материальном смысле(условия жизни об-ва,форма собственности и т.д.);2) источник в идеологическом смысле(правовые учения,доктрины,правосознание);3)источник вформально-юридическом смысле_ это есть форма права, т.е. способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения. Существует 4 основные формы права: 1) нормативный акт-это правовой акт, содерж. нормы права и направленный на урегулирование определённых обществен.отношений (Констит., законы и др.); 2) правовой обычай- это исторически сложившееся правило поведения, содерж. в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); 3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по конкретному делу,кот придается сила нормы права и кот. руководствуются при решении сходных дел(распространено в Англии,США.Канаде и др.) 4)нормативный договор_ соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. Гос аппарат

Аппарат государственной власти обычно определяют как систему органов, посредством которых осуществляется государственная власть, реализуются функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи. В широком смысле понятие государственный аппарат как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. 1. Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. 2. Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность. 3. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия. 4. Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Орган государства - это составная часть аппарата государства, имеющая в соответствия с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие: а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной структ...

Право понятие сущность м соц назначение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: