План:
1. Развитие философского знания;
2. Основные философские категории;
Развитие философского знания
Слово "философия" встречается впервые у Пифагора, а термин "философия", как особая сфера знания употребляется Платоном. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением потребности общества в целостном воззрении на мир и человека.
Первые философы античного времени стремились главным образом открыть единый источник многообразным природных явлений. Поэтому природа стала первым всеобщим объектом к которому обратилась философия, и в связи с этим сформировалось первое философское учение - натурфилософия (философия природы), которая являлась первой исторической формой философского мышления.
По мере накопления научно-философских знаний начался процесс специализации знания, выделение математики, астрономии, медицины. Но постепенно начинается ограничение круга проблем, которыми занимается философия, происходит развитие, углубление, обогащение философских категорий. Начинают формироваться философские категории.
|
|
Основные философские категории
Онтология - раздел философии, изучающий всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности. Онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных доя данной эпохи. Каждая философская теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления.
Термин "онтология" был впервые употреблен в философской лексике в 1613 году Рудольфом Гоклениусом (немецкий философ), как синоним метафизики. Получила широкое распространение в школе у Христиана фон Вольфа, где онтология стала пониматься, как первая основополагающая часть метафизики, занимающаяся определением сущего.
Основной вопрос онтологии: Что существует?
Проблемы онтологии - древнейшая тема, она восходит еще к Пармениду. Важнейший вклад в развитие этой проблемы внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии важнейшей онтологической проблемой было существование универсалей.
Этика - философская дисциплина, которая предметом своего исследования ставит мораль и нравственность. По мере развития общества в эту категорию вошли также понятия добра и зла, сострадания, дружбы, смысла жизни и т.д.
Впервые термин "этика" был использован Аристотелем. По его учению этика пыталась ответить на вопрос: "Что мы должны делать?". Цель нравственного поведения - счастье - деятельность души, стремящейся к добродетели. Цель этики - не получение знаний, а поступки. Не ставился вопрос о том, что есть благо, ставился вопрос о том, как его достичь. Поэтому можно сказать, что этика - практическая философия.
|
|
Исходным пунктом этики является не принципы, а общественный опыт, поэтому в ней недостижима точность.
Аристотель говорит, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности своя цель. И есть высшая, конечная цель, которая должна быть желанна ради нее самой, а не являться средством для какой-то другой цели.
Существует "золотое правило этики" - "не делай другим того, чего не желаешь себе". Это правило присутствует во всех культурах, в различных вариациях.
Религиозная этика считает, что Бог есть объект морали, и базовыми становятся нормы, объявленные религией, как божественные.
Эстетика - раздел философии, изучающий эстетические ценности и искусство. Изучает такие категории: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, героическое, комическое - трагическое.
В античные времена уже пифагорейцы интересовались красотой. Они отождествляли ее с гармонией и числовой пропорцией. В диалоге Платона "Пир" красота ассоциируется с вожделением, объектом Эроса.
Аристотель, автор трактата Поэтика отмечает существенность чувства в постижении прекрасного и катарсиса как результата этого постижения. Катарсис - возвышение человеческого разума, облагораживание чувств.
В средневековые времена красота и благо имеют одно основание, которым является Бог.
В период ренессанса искусство - наслаждение. Для понимания красоты необходимо присутствие безобразного. Николай Кузанский понимал красоту, как творчество, то чему нет аналогов в природе.
Во время Нового времени Дэвид Юм начинает задумываться о эстетическом вкусе человека. Вольтер видел прекрасное с одной стороны, как нечто относительное, а с другой стороны, как результат воспитания. Гегель ставит эстетику на один ряд с религией и философией.
Аксиология - раздел философии, изучающий теорию ценностей, их место в реальной жизни и связь ценностей между собой.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность.
В дальнейшем аксиология получает распространение в философии буржуазной в конце 19 - начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Буржуазная философия исходит из того, что эти вопросы (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношение личности и об-ва и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены.
Эпистемология или гносеология - раздел философии, изучающий теорию познания, взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания и действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Основные проблемы эпистемологии:
• Проблема истины
• Формы познания
• Уровни познания (эмпирический и теоретический)
• Вера и знание
• Критерии научного знания
В Античности Сократ выработал метод познания - майевтику - опирающаяся на предшествующую истину, которая сокрыта от субъекта. Платон трактовал подлинное знание, как воспоминание из-за причастности души к миру идей. Аристотель вводит радикальную идею, закладывает основы рационализма.
|
|
В европейской средневековой философии - знание - благодать, исходящая от Бога. Поэтому эпистемология становится герменевтикой - искусством истолкования Библии.
В эпоху Нового времени вопросы познания становятся центральными в философии, возникают такие течения, как рационализм (Декарт, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк, Юм).
Кант отрицает возможность познания мира.
Логика - раздел философии, учение о законах и формах человеческого мышления.
Одна из главных задачи логики - определить, как приюти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.
Основателем логики считается Аристотель. Он систематизировал все известные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления.
Средневековая логика была по преимуществу схоластической, она приобрела популярность, а расцвет ее пришелся на XIV век (Оккам, Альберт Саксонский).
В эпоху Нового времени Френсис Бэкон в 1620 году публикует "Новый Органон", содержащий основы индуктивных методов познания. Также Рене Декарт вносит вклад в развитие логики, привнося в нее дедуктивные методы познания.
В конце XIX начале XX века закладываются основы математической или символической логики.
Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).