Структура философского знания. 1.Развитие философского знания

План:

1. Развитие философского знания;

2. Основные философские категории;

Развитие философского знания

Слово "философия" встречается впервые у Пифагора, а термин "философия", как особая сфера знания употребляется Платоном. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением потребности общества в целостном воззрении на мир и человека.

Первые философы античного времени стремились главным образом открыть единый источник многообразным природных явлений. Поэтому природа стала первым всеобщим объектом к которому обратилась философия, и в связи с этим сформировалось первое философское учение - натурфилософия (философия природы), которая являлась первой исторической формой философского мышления.

По мере накопления научно-философских знаний начался процесс специализации знания, выделение математики, астрономии, медицины. Но постепенно начинается ограничение круга проблем, которыми занимается философия, происходит развитие, углубление, обогащение философских категорий. Начинают формироваться философские категории.

Основные философские категории

Онтология - раздел философии, изучающий всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности. Онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных доя данной эпохи. Каждая философская теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления.

Термин "онтология" был впервые употреблен в философской лексике в 1613 году Рудольфом Гоклениусом (немецкий философ), как синоним метафизики. Получила широкое распространение в школе у Христиана фон Вольфа, где онтология стала пониматься, как первая основополагающая часть метафизики, занимающаяся определением сущего.

Основной вопрос онтологии: Что существует?

Проблемы онтологии - древнейшая тема, она восходит еще к Пармениду. Важнейший вклад в развитие этой проблемы внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии важнейшей онтологической проблемой было существование универсалей.

Этика - философская дисциплина, которая предметом своего исследования ставит мораль и нравственность. По мере развития общества в эту категорию вошли также понятия добра и зла, сострадания, дружбы, смысла жизни и т.д.

Впервые термин "этика" был использован Аристотелем. По его учению этика пыталась ответить на вопрос: "Что мы должны делать?". Цель нравственного поведения - счастье - деятельность души, стремящейся к добродетели. Цель этики - не получение знаний, а поступки. Не ставился вопрос о том, что есть благо, ставился вопрос о том, как его достичь. Поэтому можно сказать, что этика - практическая философия.

Исходным пунктом этики является не принципы, а общественный опыт, поэтому в ней недостижима точность.

Аристотель говорит, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности своя цель. И есть высшая, конечная цель, которая должна быть желанна ради нее самой, а не являться средством для какой-то другой цели.

Существует "золотое правило этики" - "не делай другим того, чего не желаешь себе". Это правило присутствует во всех культурах, в различных вариациях.

Религиозная этика считает, что Бог есть объект морали, и базовыми становятся нормы, объявленные религией, как божественные.

Эстетика - раздел философии, изучающий эстетические ценности и искусство. Изучает такие категории: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, героическое, комическое - трагическое.

В античные времена уже пифагорейцы интересовались красотой. Они отождествляли ее с гармонией и числовой пропорцией. В диалоге Платона "Пир" красота ассоциируется с вожделением, объектом Эроса.

Аристотель, автор трактата Поэтика отмечает существенность чувства в постижении прекрасного и катарсиса как результата этого постижения. Катарсис - возвышение человеческого разума, облагораживание чувств.

В средневековые времена красота и благо имеют одно основание, которым является Бог.

В период ренессанса искусство - наслаждение. Для понимания красоты необходимо присутствие безобразного. Николай Кузанский понимал красоту, как творчество, то чему нет аналогов в природе.

Во время Нового времени Дэвид Юм начинает задумываться о эстетическом вкусе человека. Вольтер видел прекрасное с одной стороны, как нечто относительное, а с другой стороны, как результат воспитания. Гегель ставит эстетику на один ряд с религией и философией.

Аксиология - раздел философии, изучающий теорию ценностей, их место в реальной жизни и связь ценностей между собой.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность.

В дальнейшем аксиология получает распространение в философии буржуазной в конце 19 - начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Буржуазная философия исходит из того, что эти вопросы (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношение личности и об-ва и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вненаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как внесоциальные феномены.

Эпистемология или гносеология - раздел философии, изучающий теорию познания, взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания и действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Основные проблемы эпистемологии:

• Проблема истины

• Формы познания

• Уровни познания (эмпирический и теоретический)

• Вера и знание

• Критерии научного знания

В Античности Сократ выработал метод познания - майевтику - опирающаяся на предшествующую истину, которая сокрыта от субъекта. Платон трактовал подлинное знание, как воспоминание из-за причастности души к миру идей. Аристотель вводит радикальную идею, закладывает основы рационализма.

В европейской средневековой философии - знание - благодать, исходящая от Бога. Поэтому эпистемология становится герменевтикой - искусством истолкования Библии.

В эпоху Нового времени вопросы познания становятся центральными в философии, возникают такие течения, как рационализм (Декарт, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк, Юм).

Кант отрицает возможность познания мира.

Логика - раздел философии, учение о законах и формах человеческого мышления.

Одна из главных задачи логики - определить, как приюти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.

Основателем логики считается Аристотель. Он систематизировал все известные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления.

Средневековая логика была по преимуществу схоластической, она приобрела популярность, а расцвет ее пришелся на XIV век (Оккам, Альберт Саксонский).

В эпоху Нового времени Френсис Бэкон в 1620 году публикует "Новый Органон", содержащий основы индуктивных методов познания. Также Рене Декарт вносит вклад в развитие логики, привнося в нее дедуктивные методы познания.

В конце XIX начале XX века закладываются основы математической или символической логики.

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: