Организация бухгалтерского учета на предприятии

Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систе­му условий и элементов учетного процесса, состоящую из первичного учета и документирования совершаемых в организации операций, Пла­на счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, обуслов­ленной используемыми учетными регистрами, формы организации учетно-вычислительных работ, отчетности. Эта система основана на правилах, присущих бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет организуют и ведут исходя из особенностей деятельности организации и выбранной учетной политики.

Для рациональной организации бухгалтерского учета необходимо:

· изучать нормативно-правовую базу, регулирующую ведение учета и отчетности;

· анализировать организационные и производственные особен­ности организации с целью правильного выбора объекта и формы уче­та, документооборота, применять наиболее рациональные методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции(работ и услуг) и др.;

· определить характер и объем учетной работы с целью установления штата бухгалтерии и распределения работ между ее сотрудниками;

· установить структуру аппарата бухгалтерии и формы его взаимосвязи с подразделениями организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюде­ние законодательства при выполнении хозяйственных операций воз­ложено на руководителя организации. В зависимости от объема учет­ных работ руководители организации могут:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер организации обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РК и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:

· бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РК ­в тенге;

· имущество, являющееся собственностью организации, учиты­вается обособленно от имущества других юридических лиц, находяще­гося в данной организации;

· бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РК;

· организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответство­вать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

· все хозяйственные операции и результаты инвентаризации под­лежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

· в бухгалтерском учете организации текущие затраты на про­изводство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Наряду с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета, сформулированными в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», установлены требования к документированию хозяйственных операций, их отражению в регистрах бухгалтерского учета, правила оценки имущества и обязательств организации и проведения их инвен­таризации.

1. Тема 3 Элементы финансовой отчетности и объекты бухгалтерского учета

1. Оъекты бухгалтерского учета

2. Определение финансового результата.

В процессе деятельности любая организация осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные управленческие решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтер­ском учете.

Виды отчетности


Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это совокупность дан­ных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятель­ности организации за отчетный период, полученных из бухгалтерского и других видов учета, а также средство управления и одновременно метод обобщения и представления информации о деятельности орга­низации.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета. Методологически и организационно отчетность является неотъ­емлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обусловливает органиче­ское единство формирующихся в ней показателей, первичной докумен­тации и учетных регистров. Информацию о хозяйственных операциях, совершенных экономическим субъектом за определенный период, обоб­щают в соответствующих учетных регистрах и из них переносят в сгруп­пированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая процедура нужна в первую очередь самой организации и связана с необ­ходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса ее финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями данных о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках организации. Пользовате­лями такой информации являются руководители, учредители, участ­ники и собственники имущества организации.

Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей или организации. Такое определение дано в законе «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтер­скую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Глав­ной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. Бух­галтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов Главной книги, а отчет о доходах и расходах - перечень оборотов результат­ных счетов (до их закрытия) этой же Книги. Таким образом, совокуп­ность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерская отчет­ность, формируется из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать хозяйственные обороты, которые не зафиксированы текущими учет­ными записями. Отсюда вытекает органическая связь между бухгал­терским учетом и бухгалтерской отчетностью: формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.

Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных операций.

На второй стадии - учетные данные классифицируют и сводят воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и Главной книге).

На третьей стадии заполняют отчетные формы и пояснения к бух­галтерскому отчету.

На четвертой стадии проводят анализ деятельности организации как по отчетным, так и по учетным данным. Результаты анализа используют как внутренние, так и внешние пользователи бухгалтерской отчет­ности.

Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в един­стве и взаимосвязи. Это важнейшее требование, предъявляемое к совре­менному бухгалтерскому учету, который представляет собой информационную базу подготовки бухгалтерской отчетности юридического лица (индивидуальной бухгалтерской отчетности) и консолидирован­ную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на базе такой информации должны составляться и другие виды отчетности.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и кон­трольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положе­ние и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильно­сти и точности бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена: для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйству­ющего субъекта - чистой прибыли (убытка) и ее распределения между собственниками; представления в надзорные органы; выявления при­знаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономи­ческих показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчет­ности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтере­сованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финан­сового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Кон­солидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внеш­ним пользователям.

Финансовая отчетность состоит из:

· Форма 1 «Бухгалтерский баланс»;

· Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

· Форма 3 «Отчет о движении денежных средств»;

· Форма 4 «Отчет об изменениях в капитале»;

· Пояснительной записки.

Годовая отчетность представляется:

· Учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

· Органам государственной статистики РК

· Органам государственного контроля и надзора РК в соответствии с их компетенцией.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управ­ленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управ­ления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержа­ние и порядок ее составления основаны на тех же принципах, что и для индивидуальной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетности.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении позитивного опыта ее составления, а так­же опыта ее использования в управлении хозяйствующим субъектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: