Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систему условий и элементов учетного процесса, состоящую из первичного учета и документирования совершаемых в организации операций, Плана счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, обусловленной используемыми учетными регистрами, формы организации учетно-вычислительных работ, отчетности. Эта система основана на правилах, присущих бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский учет организуют и ведут исходя из особенностей деятельности организации и выбранной учетной политики.
Для рациональной организации бухгалтерского учета необходимо:
· изучать нормативно-правовую базу, регулирующую ведение учета и отчетности;
· анализировать организационные и производственные особенности организации с целью правильного выбора объекта и формы учета, документооборота, применять наиболее рациональные методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции(работ и услуг) и др.;
· определить характер и объем учетной работы с целью установления штата бухгалтерии и распределения работ между ее сотрудниками;
· установить структуру аппарата бухгалтерии и формы его взаимосвязи с подразделениями организации.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложено на руководителя организации. В зависимости от объема учетных работ руководители организации могут:
· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
· ввести в штат бухгалтера;
· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
· вести бухгалтерский учет лично.
Главный бухгалтер организации обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РК и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:
· бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РК в тенге;
· имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося в данной организации;
· бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РК;
· организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
· все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
· в бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Наряду с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета, сформулированными в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», установлены требования к документированию хозяйственных операций, их отражению в регистрах бухгалтерского учета, правила оценки имущества и обязательств организации и проведения их инвентаризации.
1. Тема 3 Элементы финансовой отчетности и объекты бухгалтерского учета
1. Оъекты бухгалтерского учета
2. Определение финансового результата.
В процессе деятельности любая организация осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные управленческие решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Виды отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период, полученных из бухгалтерского и других видов учета, а также средство управления и одновременно метод обобщения и представления информации о деятельности организации.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей, первичной документации и учетных регистров. Информацию о хозяйственных операциях, совершенных экономическим субъектом за определенный период, обобщают в соответствующих учетных регистрах и из них переносят в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая процедура нужна в первую очередь самой организации и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса ее финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями данных о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках организации. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.
Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей или организации. Такое определение дано в законе «O бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Главной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов Главной книги, а отчет о доходах и расходах - перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же Книги. Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерская отчетность, формируется из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать хозяйственные обороты, которые не зафиксированы текущими учетными записями. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью: формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.
Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных операций.
На второй стадии - учетные данные классифицируют и сводят воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и Главной книге).
На третьей стадии заполняют отчетные формы и пояснения к бухгалтерскому отчету.
На четвертой стадии проводят анализ деятельности организации как по отчетным, так и по учетным данным. Результаты анализа используют как внутренние, так и внешние пользователи бухгалтерской отчетности.
Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи. Это важнейшее требование, предъявляемое к современному бухгалтерскому учету, который представляет собой информационную базу подготовки бухгалтерской отчетности юридического лица (индивидуальной бухгалтерской отчетности) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на базе такой информации должны составляться и другие виды отчетности.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена: для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и ее распределения между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.
Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.
Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.
Финансовая отчетность состоит из:
· Форма 1 «Бухгалтерский баланс»;
· Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
· Форма 3 «Отчет о движении денежных средств»;
· Форма 4 «Отчет об изменениях в капитале»;
· Пояснительной записки.
Годовая отчетность представляется:
· Учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;
· Органам государственной статистики РК
· Органам государственного контроля и надзора РК в соответствии с их компетенцией.
Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основаны на тех же принципах, что и для индивидуальной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетности.
Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении позитивного опыта ее составления, а также опыта ее использования в управлении хозяйствующим субъектом.