Социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста

Психолог должен придавать большое значение достоинству и цен­ности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обя­зательства улучшать понимание человеком самого себя и других лю­дей. Следуя этим обязательствам, специалист охраняет благополучие каждого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или свя­зи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит восполь­зоваться плодами своего труда другим с целью, не совместимой с цен­ностью этих этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, психолог принимает на себя ответственность на следующих основа­ниях:

♦ компетентности, на которую он претендует;

♦ объективности в сообщении данных психодиагностического об­следования;

♦ тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнару­жил, и внимания к социальным запросам и интересам своих кол­лег и общества.

Среди тех основных принципов, которые могут составлять этиче­ский кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть вы­делены следующие:

♦ благополучие обследуемого индивида;

♦ ответственность, в основе которой объективность, честность и под­держание высоких норм в своей работе;

♦ моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

♦ корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

♦ конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

♦ отношения с обследуемым, основанные на доверительности, ин­формировании его о цели обследования и о последующем харак­тере использования результатов;

♦ неразглашение результатов обследования;

♦ меры предосторожности в обследованиях;

♦ ограничения в публикациях методик;

♦ полная и правильная интерпретация диагностических резуль­татов.

Вопросы и задания

1. Как должны приобретаться диагностические методики?

2. Почему существует требование ограничения распространения методик?

3. Как обеспечивается право клиента на тайну личности?

4. Какие проблемы возникают при диагностировании детей?

5. Каковы правила сообщения диагностических результатов?

Рекомендуемая литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 2. — М., 1982.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.

3. Толстых А. В. Морально-этические проблемы психологической практики. —.М., 1988.


Глава 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: