Этические аспекты деятельности психолога –консультанта

Практика консультирования привела к формированию определенных этических норм, которые впоследствии были закреплены в Кодексе профессионального поведения консультантов. Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Принцип уважения

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

Уважение достоинства, прав и свобод личности (психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований. Беспристрастность. Субъективное впечатление, Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц)

Конфиденциальность (Информация не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.)

Осведомленность и добровольное согласие Клиента (Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным.)

Самоопределение Клиента (Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога)

Принцип компетентности

Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

Знание профессиональной этики (Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.)

Ограничения профессиональной компетентности (Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.)

Ограничения применяемых средств (Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию.)

Профессиональное развитие

Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

Принцип ответственности

Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.

Основная ответственность (Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.)

Ненанесение вреда

Решение этических дилемм (Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.)

Принцип честности

Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Осознание границ личных и профессиональных возможностей

Честность

Прямота и открытость (Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.)

Избегание конфликта интересов (Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.)

Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом (Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: