Функциональная роль учебника в учебно-воспитательном процессе

Учебник излагает «систематические знания по той или иной дисциплине и выступает важнейшим опорным звеном механизма трансляции культурных образцов и ценностей. Без них невозможно представить себе процесс институциализации знания в сфере образования.

Задача школьного учебника – формирование общей культуры мышления и аналитического дискурса, фундаментальных (на школьном уровне) знаний, помогающих учащемуся ориентироваться во всех или в большинстве отраслей знания. Общемировые и национальные ценности, как и общемировые и национальные научные и педагогические традиции, школы и направления должны быть представлены в нем на адекватном уровне…

Функция школьного учебника состоит также в том, чтобы передать учащемуся достаточный свод знаний для самостоятельной подготовки и учебной сдачи экзаменов в вузы. Отсюда - важнейшая задача учебника – по мере возможностей сокращать разрыв в школьном и вузовском образовании, отслеживать и освещать новейшие достижения науки, учитывать накопленный в вузовской науке опыт.

Все учебники подразделяются на элементарные и продвинутого типа. Первые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о чем-либо. Вторые идут дальше и формируют логику мышления учащегося, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продвинутого типа вводят школьника в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают их к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Учебники продвинутого типа дают теоретико-методологические основы знания.

Основные задачи школьного учебника заключаются в следующем:

а) обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;

б) сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;

в) воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение, и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;

г) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: